Какие районы Москвы опаснее других? The Village узнал, в каких местах столицы совершается больше всего преступлений
По данным МВД, в 2015 году уровень преступности в России вырос на 9 %. Столица традиционно находится на первом месте среди субъектов Российской Федерации по общему количеству зарегистрированных преступлений. Чтобы понять, какие московские места опаснее других, The Village составил две криминальные карты Москвы на основе открытых источников (к сожалению, прокуратура города Москвы не отчитывается об уровне преступлений по каждому району — только по административным округам). Кроме того, мы узнали у антрополога и специалиста по открытым данным, что влияет на благополучность района.
Самые опасные места Москвы в пределах МКАД
Количество преступлений на 10 000 человек
Даниловский район
172
Мещанский район
163
район Арбат
158
район Якиманка
155
район Нагатино-Садовники
150
Тверской район
149
Красносельский район
133
Михаил Алексеевский
руководитель Центра городской антропологии КБ «Стрелка»
Почему в центре больше преступности
Карта уровня преступности в различных районах Москвы, на первый взгляд, может показаться какой-то неправильной. Мы привыкли думать, что самыми криминальными являются городские окраины, а в центре Москвы ситуация сравнительно благополучная. Однако статистические данные показывают, что самый высокий уровень преступности фиксируется в ЦАО, а окраинные районы возле МКАД, напротив, оказываются достаточно благополучными.
Как это можно объяснить? С одной стороны, Москва является типичным моноцентричным городом, где все виды активности тяготеют к центру. В районах центра Москвы сравнительно мало жителей, однако миллионы москвичей регулярно проводят там время, приезжая на работу, посещая магазины, отдыхая в ресторанах и клубах. К тому же именно в центре обычно селятся и проводят время многочисленные гости города: некоторые из них сами совершают преступления, другие — становятся жертвами преступников.
С другой стороны, имеет большое значение, какие именно преступления совершаются в тех или иных районах. Многие из нас склонны путать городскую преступность с уличной: когда мы читаем статистику о количестве преступлений в каком-то из районов, мы сразу представляем себе грабителя, который, угрожая ножом, отбирает кошелёк у случайного прохожего. На самом деле в данных статистики указываются не только грабежи и убийства, но и, скажем, финансовые преступления и разного рода формы мошенничества.
Из-за чего районы становятся опаснее
На общий уровень преступности в том или ином районе влияет не только место его расположения. Фактором, который, как правило, увеличивает показатели преступности по району, обычно становится расположенный в нём крупный транспортный узел. Это ещё одна причина высоких показателей по преступлениям многих районов центра, ведь здесь расположены железнодорожные вокзалы, которые притягивают преступников и маргиналов. Можно предположить, что сравнительно высокие показатели преступности в Гольянове и Северном Измайлове связаны с тем, что на границе между ними находится огромный Щёлковский автовокзал.
Влияние на уровень преступности в районе может оказывать и социальный состав местных жителей. Вообще считается, что для Москвы социальная сегрегация (когда богатые живут в роскошных кварталах, а бедные — в убогих гетто) в целом нехарактерна, однако некоторые неблагополучные районы здесь всё-таки есть. Например, дурной славой пользуется окраинный район Капотня, где из-за плохой транспортной доступности и неблагополучной экологической ситуации цены на жильё ниже, чем в других районах города. К тому же в середине 2000-х годов сюда принудительно переселяли злостных неплательщиков коммунальных услуг, что не лучшим образом влияло на местный социальный климат.
Как снос палаток повлияет на безопасность
Радикально снизить уровень преступности в районе — сложная задача, особенно если речь идёт о разных видах преступлений. А вот конкретно с уличной преступностью можно довольно эффективно бороться с помощью благоустройства общественных пространств. Как правило, такие преступления совершаются в тёмных безлюдных местах, поэтому лучший способ борьбы с ними — улучшение освещения и повышение социальной активности. С освещением всё понятно: чем ярче горят уличные фонари, тем меньше шансов, что на вас ночью нападут из подворотни.
С социальной активностью всё сложнее: идеально было бы, если бы в каждом опасном месте дежурило по полицейскому, однако это технически невозможно. Даже просто наличие других прохожих делает потенциально неблагополучное место более безопасным. Скажем, недавно в некоторых подземных переходах под Садовым кольцом были уничтожены торговые палатки, которые там торговали почти круглые сутки. И теперь местные жители считают эти переходы самыми опасными местами в районе и боятся спускаться туда в вечернее и ночное время. Раньше там всегда кто-то находился: продавцы, охранник, там была какая-то жизнь. Теперь там красиво, пустынно – и очень страшно. Так что правильно было бы в каком-то виде торговлю туда вернуть. Хотя бы для того, чтобы пешеходы чувствовали себя в безопасности.
Уровень преступности в административных округах
Иван Бегтин
соруководитель проекта «Открытая полиция», директор АНО «Информационная культура»
О доступности криминальной статистики
МВД не предоставляет данные ни по районам, ни по отдельным преступлениям. Почему этих данных нет в открытом доступе? Моё мнение — они боятся, но боятся зря. Важно также знать, что эти данные точно есть у правительства Москвы, но и они не спешат ими делиться. Кроме того, должны быть доступны данные с гораздо большей детальностью. Граждане должны иметь право видеть преступления на карте с точностью до улицы. Район — это слишком широкая оценка, улица — это то, что надо.
Важно то, что данные о преступности — лишь часть данных о качестве жизни. Мы как граждане имеем право знать степень успешности операций на сердце в больницах, уровень заболеваемости по районам, состояние окружающей среды, качество образования по каждому образовательному учреждению. И это является именно теми данными, которые наиболее сложно получить в России. МВД далеко не одиноко в попытках ограничить доступ к информации, являющейся жизненно важной для каждого взрослого человека, родителя, гражданина и избирателя — для каждого, кто осознаёт, что свобода доступа к информации приводит к осознанному выбору и повышению качества жизни.
В рамках проекта «Открытая полиция» мы поддерживаем концепцию комплексного реформирования правоохранительной системы, разработанную Комитетом гражданских инициатив, которая касается, в частности, изменения системы сбора и анализа статистики. «Открытая полиция» инициирует и поддерживает экспертную дискуссию на эту тему, проводит и аккумулирует исследования. К сожалению, пока о преступности в Москве можно узнать не много. Для нас ведь важно не только получить карту преступности по районам, нам нужно иметь возможность ранжировать преступность по улицам и тепловым картам. Это гораздо сложнее, и это вполне могло бы обеспечить МВД.
Об
Обложка: Кирилл Чаплинский / ТАСС
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.