Hopes Tech: 15 самых эффектных небоскрёбов мира H&F отобрал самые красивые и технологичные небоскрёбы планеты.
На этой неделе были объявлены результаты ежегодного конкурса высотных зданий Emporis Skyscraper Award: лучшим небоскрёбом планеты признан лондонский «Осколок» работы классика хай-тека Ренцо Пиано. H&F выяснил, какие здания могут составить ему конкуренцию.
The Shard
Трёхсотметровый «Осколок» — самое высокое здание Евросоюза и едва ли не самый передовой небоскрёб мира (по крайней мере, до момента открытия нового Всемирного торгового центра в Нью-Йорке). Пример того, каким должно быть высотное здание после 11 сентября 2001 года: внизу — транспортный хаб, внутри — мощный сердечник, который выдержит столкновение с самолётом, и технологичная начинка с умными системами энергосбережения, вентиляции и вторичного использования дождевой воды. Высотка обошлась в $750 млн.
De Rotterdam
Расположенный в бывшем портовом районе Роттердама комплекс De Rotterdam — самое масштабное здание Нидерландов и любимое детище Рэма Колхаса, который хотел построить внешне «дешёвое» и идеальное в своей безликости офисное здание. Стеклянная стена из восьми блоков высотой в 150 метров вмещает в себя офисы, отель, апартаменты, а ещё залы для собраний и торговый центр в основании. Масштабный проект лежал на полке более десяти лет, но во время кризиса 2008 года серьёзно подешевели услуги подрядчиков, и его удалось запустить. В итоге здание обошлось в $500 млн, но спустя полгода после открытия оно по большей части пустует. Часть офисов занимает городское правительство.
«Дом на Мосфильмовской»
Оранжевая башня «Меркурий» в «Москва-Сити» считается самым высоким небоскрёбом Европы, но самая эффектная российская высотка — это, конечно, «Дом на Мосфильмовской» Сергея Скуратова. Наряду с Юрием Григоряном Скуратов придумал продавать современную модернистскую архитектуру как роскошь и преуспел в этом: двухсотметровую башню вряд ли можно назвать обычным жилым домом. Из-за конфликта «Дон-Строй Инвеста» со столичной мэрией высотку на Мосфильмовской хотели частично снести, но после ухода Юрия Лужкова проект завершили в первоначальном виде. Несмотря на почти пятилетнюю задержку в строительстве, в прошлом году здание так же вошло в список главных высоток планеты по версии Emporis.
Биржа Шэньчжэня
Кажется, что граничащий с Гонконгом промышленный Шэньчжэнь — самый главный город на планете: через много лет по нему будут судить о том, как выглядели мегаполисы в начале XXI века. Кроме циклопического завода Foxconn, на котором гаджеты собирают несколько сотен тысяч рабочих, в Шэньчжэне можно найти футуристичный аэропорт или экспериментальное здание фондовой биржи. 250-метровая высотка — ещё один проект Рэма Колхаса. Благодаря неожиданной форме здание получило больше пространств для общения и отдыха.
Absolute Towers
Прошлогодний победитель конкурса Emporis — облицованные алюминием пятидесятиэтажные жилые башни в пригороде Торонто. Китайские архитекторы из MAD придали высоткам изгибающуюся бионическую форму для того, чтобы каждый из жильцов получил уникальные условия в рамках одного здания.
Burj Qatar
Высотка в Дохе работы Жана Нувеля напоминает другой его проект — переливающуюся башню Torre Agbar в Барселоне, штаб-квартиру местной службы городского водоснабжения. Архитектор не только использовал энергосберегающие технологии, но и покрыл здание затеняющей сеткой в духе традиционной исламской архитектуры, позволяющей сэкономить на вентиляции. Пятидесятиэтажное офисное здание обошлось в $125 млн.
«Пламенные башни»
Где искать наиболее эффектную современную архитектуру на территории бывшего СССР? Не в Москве — стоит отправиться в Баку. В последнее десятилетие самые масштабные и эффектные здания работы мировых архитекторов-суперзвёзд появлялись в первую очередь в Китае или столицах восточных нефтяных держав. Азербайджан — не исключение: здесь строит Заха Хадид, и несложно найти три небоскрёба в форме двухсотметровых языков пламени. Открытый в прошлом году комплекс состоит из офисов, гостиницы и апартаментов. А весь его фасад покрыт LED-экранами, имитирующими огонь.
Башни «Аль-Бахар»
Две 30-этажные башни «Аль-Бахар» в Абу-Даби опровергают термин «недвижимость»: их части движутся. Чтобы защитить внутренние помещения от дневной жары, инженеры поместили поверх фасада покрывало из затеняющих золотистых сот. Впрочем, архитекторы пошли дальше проекта Жана Нувеля в Катаре: под управлением компьютера внешний слой открывается и закрывается в зависимости от освещённости — от полностью свободного состояния утром до глухой скорлупы в полдень.
DC Tower 1
Самое новое здание в данном списке, открытое буквально пару месяцев назад. Благодаря своей изящной форме 250-метровый небоскрёб на берегу Дуная занял второе место в конкурсе Emporis, уступив лишь «Осколку» Ренцо Пиано. Внутри высотки разместились офисы медицинских компаний, а на первых 15 этажах находится четырёхзвёздочный отель. В следующем году рядом с DC Tower 1 появится второй небоскрёб высотой в 150 метров — великий француз Доминик Перро задумал весь комплекс как две части разделённого монолита.
Штаб-квартира CCTV
Третье и самое масштабное упражнение бюро Рэма Колхаса в жанре небоскрёба: по иронии судьбы в 2003 году архитектор пообещал убить высотные здания, а сам в течение десятилетия стал автором нескольких самобытных проектов. Штаб-квартира Центрального китайского телевидения — это изломанное кольцо высотой 234 метра, большая часть которого нависает над окружающим пространством. Строительство длилось восемь лет и обошлось в $800 млн. Архитекторы явно следовали идее скевоморфизма: рабочие помещения телецентра находятся в «ножках» здания, в то время как руководство располагается в верхних помещениях комплекса, вынесенных на 75 метров вперёд над основанием.
Отель «Шератон Хучжоу»
Отель «Шератон» в китайском Хучжоу почти в два раза ниже телецентра в Пекине и во столько же дороже: тридцатиэтажный комплекс отдыха и развлечений из алюминия и бетона обошёлся в $1,5 млрд. Подобно искривлённым башням в Торонто, здание имеет бионическую форму. Впрочем, это не столько прихоть архитекторов (при современном развитии технологий можно построить здание какой угодно формы), сколько остроумное инженерное решение, позволяющее облегчить конструкцию и лучше противостоять землетрясениям.
Отель Porta Fira
Отель Porta Fira — победитель премии Emporis 2010 года. Два гостиничных здания высотой в сотню метров каждое стали самым масштабным проектом японца Тойо Ито, получившего в прошлом году Притцкеровскую премию. Необычная форма высоток, навеянная любимыми архитектором древесными структурами, должна привлечь внимание туристов к отелю: небоскрёбы уже стали новыми достопримечательностями Барселоны.
Жилой дом One Сentral Park
Вертикальные фермы в городской черте — один из главых трендов сельского хозяйства будущего. Согласно прогнозу правительства Канады, такие агрокомплексы станут нормой к 2027 году, пока же экспериментальные фермы существуют во дворах и на крышах лишь некоторых жилых и офисных зданий. Но Жан Нувель хочет исправить ситуацию. Архитектор не имеет постоянного авторского стиля и работает в связи с контекстом — и если в Дохе Нувель решил скрыть офисные помещения под солнцезащитной сеткой, то в своём новом проекте в Сиднее он утопил жилые помещения в зелени, которая опутывает весь фасад и поднимается на крышу.
Жилой дом в Сиднее — не первый подобный эксперимент французского архитектора. В прошлом году в Барселоне по соседству с отелем Porta Fira Нувель построил ещё одну гостиничную высотку, лестничные пролёты которой утопают в зелени. А два года назад в пригороде Парижа он попросту поставил разборную оранжерею на крышу офисного здания — благодаря этому приёму он создал дополнительное пространство для отдыха.
Фотография на обложке: Architizer;
1 — Wikipedia; 2 — London Ru; 3, 4 — La boite verte; 5 — Ideasgn; 6 — Design Diffusion; 7 — Misfit's architecture; 8, 9, 10, 15–25, 27, 29, 30, 34–43, 55, 57, 58, 61–63 — ArchDaily; 11, 12, 14 — «Донстрой»; 13 — Quantum/livejournal; 26 — Alexey Sergeev; 28 — wordlessTech; 31, 33 — SkyscraperCity; 32 — Builipedia; 44–48, 61–65 — Archi.ru; 49 — Architizer; 50–52 — CompetitiOnline; 53 — Hotel Projects Worldwide; 54, 56 — Dorma; 59, 60 — Eco Public Art
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.