Как работают в Unilever Гибкий график, унитаз в переговорной и массажный кабинет — The Village побывал в московской штаб-квартире корпорации
На российский рынок компания Unilever вышла больше 20 лет назад. Помимо офисов, здесь у корпорации находятся четыре производственных кластера: в Санкт-Петербурге делают чай, косметику и бытовую химию, в Екатеринбурге — косметику, в Тульской области — мороженое и пищевую продукцию, а в Омске — только мороженое. Всего Unilever принадлежит больше тысячи брендов, среди которых Domestos, Brooke Bond, Calve, Dove, «Чистая линия» и другие. Московская штаб-квартира корпорации находится недалеко от станции метро «Улица 1905 года», в бизнес-центре Marr Plaza (здесь также сидят сотрудники Philips). Unilever занимает четыре этажа, здесь работают члены совета директоров и сотрудники отделов маркетинга, по работе с клиентами, цепи поставок, финансов, корпоративных коммуникаций, юридического, по работе с персоналом, информационных технологий. В Омске у компании расположен финансовый и сервисный центр.
The Village побывал в московской штаб-квартире Unilever и узнал, как в ней работается.
Unilever
производитель пищевой и косметической продукции, товаров бытовой химии
Количество сотрудников: 7 тысяч в России, 900 из них — в московском офисе
Площадь офиса: 8 400 м2
Собеседование
Все вакансии корпорации можно найти на рекрутинговых порталах и на собственном сайте в разделе «Карьера». Весь набор делится на два потока, один из них — программы для студентов. Для того чтобы подать заявку на участие, нужно заполнить анкету на сайте. После претендентов просят пройти нумерологический и логический тест. Время на тест ограничено — всего полчаса, за это время нужно ответить на ряд вопросов. Например, выпускникам предлагают график продаж, из которого студенту нужно сделать вывод, сколько людей и когда лучше нанять для ещё большего роста выручки. После успешного решения теста студента ждёт собеседование по телефону, а затем — асcесcмент-центр. На него приглашают до шести претендентов и такое же количество менеджеров Unilever. Студенты решают кейсы компаний, которые очень похожи на Unilever. Жюри смотрит, насколько хорошо участники решили кейс, комфортно ли им работать в команде и на что они делают акцент в работе. Если всё проходит успешно, то студентов ждёт заключительный этап — интервью с одним из вице-президентов Unilever.
Набор профессионалов тоже проходит в несколько этапов. Так же как и студентов, соискателей с опытом сначала ждёт интервью по телефону. Потом идут личные собеседования с рекрутером компании и линейным менеджером. При отборе соискателей рекрутеры обращают внимание на лидерские качества, а во время интервью моделируют различные жизненные ситуации. Например, просят вспомнить об опыте лидерства. Для менеджера по персоналу важно, чтобы примеры были не только из рабочей жизни, но и личной или учебной. Так соискатель продемонстрирует себя как разностороннюю личность.
Адаптация и обучение
Всем новичкам в первый рабочий день вручают подарки с продукцией Unilever. Адаптация новых сотрудников проходит через тренинги. Один из таких вводных курсов длится два дня. На нём выступают руководители отделов компании и рассказывают о своей работе. На такой встрече собирают не только новичков из московской штаб-квартиры, но и из региональных офисов. Второй день посвящён экскурсии на одну из фабрик. Такой курс позволяет сотрудникам увидеть компанию целиком. Плюс линейный менеджер каждого новичка составляет чек-лист, где прописывает, с кем должен познакомиться новоиспечённый сотрудник и что изучить.
Вообще, обучение в компании направлено на развитие лидерских качеств, а не стандартных менеджерских навыков. В Unilever считают, что на рынке всё так быстро меняется, что с этим могут справиться именно лидеры, а не клерки-управленцы. Поэтому в корпорации отказались от стандартной схемы, когда всех отвозят в отель, где тренер читает лекцию. Здесь людей с высоким потенциалом включают в годовую лидерскую программу. Её участники не только проходят учебные модули, но и работают над проектом в командах. Группы подбираются так, чтобы тематика проекта для сотрудника была непрофильной. Например, менеджер по персоналу может заниматься digital.
Те сотрудники, которые не попадают на эти курсы, тоже участвуют в тренингах. Директора подразделений часто выступают перед подчинёнными и обучают их. Самые популярные тренинги — про то, как эффективно управлять командой и изменениями. Сотрудники могут получать новые знания самостоятельно, например через обучающую систему онлайн.
Работа в офисе
Представители корпорации утверждают, что в части дресс-кода и режима работы Unilever — достаточно свободная организация. Строгих требований к внешнему виду сотрудников никто не предъявляет. Работать тоже можно в любое время и в любом месте, главное — согласовать график со своим руководителем. То есть сотрудник работает в удобные для себя часы, с условием, что он достигает поставленных целей и присутствует на запланированных встречах. Офис работает круглосуточно, поэтому работать можно прийти хоть ночью. Люди начинают появляться здесь с семи утра. Раньше всех приходят топ-менеджеры и сотрудники отдела финансов, около 11:00–12:00 подтягивается маркетинг.
Интерьер офиса напоминает о самых популярных брендах компании. Переговорные не только носят названия продуктов, но и оформлены в их фирменном стиле. Например, в переговорке «Балтимор» установлен стенд с продукцией и огромным макетом кетчупа, а в Domestos стоят два унитаза (но это всего лишь макеты, их нельзя использовать по назначению).
На каждом этаже офиса можно перекусить в кофе-поинтах, которые называют чайными. Обедают сотрудники в столовой бизнес-центра. Затраты на питание берёт на себя компания. На одной из стен в офисе висит большая плазма, на ней в течение всего дня показывают фотографии из Instagram с хэштегом #unileverrussia. Однажды кто-то из сотрудников, будучи в отпуске, решил подразнить коллег и весь день выкладывал фотографии с пляжа с официальным хэштегом.
Все сотрудники сидят в оупенспейсе, но не обязательно за своим столом. Многие работают на веранде девятого этажа, в кафе или из дома. За удалённую работу здесь никого не ругают. Наоборот: в компании считают, что люди эффективнее трудятся в той среде, в которой им удобно и комфортно. С той же целью в компании создано много виртуальных команд. Например, разбросанные по всему миру сотрудники могут решать общие задачи.
Пару раз в год все офисные сотрудники выходят в поля: вместе с мерчендайзером и торговым представителем они целый день работают в точках продаж: расставляют продукцию, приводят в порядок полки. В акции участвуют все, включая генерального директора. Каждый может выбрать тот магазин, который находится ближе всего к дому.
В день, когда компания запускает новый продукт, на столах сотрудников появляются пробники новинки. В Unilever вспоминают, как на запуск нового BB-крема в офис приходила визажист Елена Крыгина и проводила мастер-класс по макияжу. А во время запуска новой приправы Knorr на кухне офиса проходил кулинарный мастер-класс.
Всю продукцию Unilever сотрудники могут купить со скидкой в корпоративном магазине на девятом этаже штаб-квартиры. Этажом ниже находится корпоративный спортзал. Здесь можно позаниматься на тренажёрах и посетить бесплатные групповые занятия йогой и пилатесом.
В офисе также есть корпоративный врач. Она помогает тем, кому нездоровится, напоминает о необходимости прохождения ежегодного медосмотра, а также ведёт лекции о здоровье, правильном дыхании и питании. Рядом находится массажный кабинет, который могут бесплатно посещать все сотрудники.
У компании есть приложение, через которое можно общаться с коллегами, участвовать в опросах и предлагать идеи. За хорошую концепцию сотрудник может получить премию в 15 тысяч рублей: для этого нужно изложить идею в 100 символах и запостить в приложение, а на совете директоров из них выберут лучшую.
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.