GoDesigner: Как создать биржу для дизайнеров Графического дизайнера из Петербурга Оксану Девочкину заняться бизнесом подтолкнули проблемы с поиском работы и взаимодействием с заказчиками. Для их решения она вместе с мужем запустила сайт.
СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | БЮДЖЕТ НА ЗАПУСК | |
Веб-сервис для заказа работ у графических дизайнеров | 400 000 рублей | |
ДАТА СТАРТА | САЙТ | |
5 апреля 2012 года |
Оксана ДЕВОЧКИНА и Максим ФЕДЧЕНКО
Сооснователи godesigner.ru
| Как пришла идеяОксана: Всё началось, когда я окончила СПбГУ. Чтобы не скучать во время поиска работы, я начала вести блог о графическом дизайне tutdesign.ru, который постепенно стал популярным. Сейчас его посещают 2 000 уникальных пользователей в день. Мы продаём рекламу; кроме меня туда пишут ещё два автора. Идея сервиса GoDesigner.ru появилась, потому что хотелось решить свои проблемы. Во-первых, я по себе знала, как трудно найти работу молодому специалисту, у которого в портфолио — решения только выдуманных задач. Особенно если этот специалист учился и живёт в небольшом городе. Во-вторых, когда я всё-таки нашла работу в рекламном агентстве, то поняла, что отсутствие прямой связи между заказчиком и дизайнером часто создаёт проблемы для обоих. Тогда у меня возникла идея: используя базу дизайнеров с tutdesign.ru, создать платформу, где заказчики могли бы ставить задачи, а дизайнеры — предлагать решения и получать заказы. К счастью, муж меня поддержал: без него я как человек творческий и несмелый не решилась бы. Максим: Я — бизнесмен, и на момент появления идеи GoDesigner.ru занимался звуковыми отпугивателями для сельского хозяйства Grompushka.ru, но потом передал управление другим людям, и мы занялись проектом вместе.
С чего началиОксана: Дизайн сайта я сделала сама. Было пять-шесть вариантов, и, опросив друзей, мы выбрали лучший. Движок сделал Дмитрий Ню, наш технический директор, которого мы нашли по объявлению и взяли в партнёры. Максим: Около 30 000 рублей пришлось потратить на вёрстку сайта, который мы запустили 5 апреля прошлого года. Аренда офиса в Великокняжеском дворце (Галерная улица, 55) обошлась в 22 000 рублей в месяц, ещё 80 000 рублей потратили на покупку двух компьютеров, 30 000 рублей — на мебель и столько же на зарплату Диме. Таким образом, до запуска мы потратили в районе 400 000 рублей.
|
|
Сейчас у нас на сервисе зарегистрировано около 7 800 человек, |
| Как работает сервисОксана: Можно называть заявки конкурсами, но питч — более профессиональное слово. Заказчик создаёт питч с описанием задачи, и дизайнеры начинают присылать ему решения. Самые стандартные задачи — разработка логотипа и дизайн сайтов. Кроме них заказывают фирменный стиль, изредка — буклеты. По итогам проведения питча (обычно он длится 10 дней) заказчик выбирает понравившийся вариант, и тогда дизайнеру перечисляется вознаграждение. Сейчас у нас на сервисе зарегистрировано около 7 800 человек, из которых порядка 6 000 — дизайнеры. Около трети заказчиков возвращаются с новыми питчами. Создавая сервис, мы, конечно, смотрели на зарубежные аналоги — например, итальянский сайт bootb.com, американский crowdspring.com, но было ясно, что нет смысла делать просто кальку. Я знала, что российскому заказчику часто бывает сложно выбрать дизайнерское решение, и поэтому мы ввели опцию «Мнение эксперта» — дизайнера или рекламщика. Когда сбор решений закончен, эксперт выбирает трёх фаворитов и объясняет свой выбор. Этой услугой стоимостью от 1 000 до 9 000 рублей пользуется каждый четвёртый заказчик. Кроме того, заказчикам из малого или среднего бизнеса, которые не привыкли работать с дизайнерами, бывает сложно заполнить бриф — то есть описание задачи для дизайнера. Тогда мы им помогаем: заполнение брифа по телефону стоит 750 рублей. Ещё, чтобы привлечь больше дизайнеров, мы можем прорекламировать питч на главной странице сервиса и в соцсетях — это обойдётся в 1 000 рублей. По итогам питча заказчик выставляет оценки дизайнеру и нашему сервису. За год с момента запуска мы провели 305 питчей, и средняя оценка составила 4,8 баллов из 5. Максим: Чтобы не иметь проблем с обманутыми дизайнерами, мы с самого начали ввели предоплату. При создании питча заказчик должен перечислить нам вознаграждение для дизайнера плюс комиссию 14,5%. В первые месяцы мы возвращали деньги за вычетом комиссии, если заказчику не нравилось ни одно предложенное решение. Таких набиралось до трети — с этим нужно было как-то бороться. Тогда мы ввели два типа питчей — гарантированный и негарантированный. Гарантированный питч на 950 рублей дороже, и заказчик должен выбрать одно из решений в любом случае. В случае с негарантированным питчем заказчик может вернуть деньги, если будет активно взаимодействовать с дизайнерами и аргументирует, почему ему не подошло ни одно из решений. Таким образом мы стимулируем заказчика комментировать, общаться с дизайнерами, направлять их, выставлять рейтинг, и в результате он почти всегда находит нужное решение. А у нас снижается процент отказов. Гарантированные питчи вызывают у дизайнеров больше интереса, и по ним решений предлагается, как правило, больше. В среднем заказчик логотипа получает около 100 решений, заказчик дизайна сайта — 15.
|
|
| ДизайнерыОксана: У нас много дизайнеров из Казахстана, Украины. Мы считаем, что не вправе решать, кто хороший, а кто плохой, и потому дизайнеров никак не отбираем. Если мы (или кто-то из сообщества) находим плагиат, то штрафуем разместившего его дизайнера — например, запрещаем оставлять комментарии в течение нескольких недель. Кроме дизайнеров сервисом пользуются рекламные агентства.
ПродвижениеОксана: У нас есть достаточно популярный блог на godesigner.ru. Мы стараемся, чтобы он был полезным для заказчиков, даём практические советы. Большинство из них связаны с онлайн- или IT-бизнесом, но хотелось бы привлечь и тех, кто работает в офлайне. Для этого мы, например, выступаем на конференциях. Максим: В последние полгода мы тратим около 20 000 рублей в месяц на рекламу в Facebook. Там можно, заплатив $20, показать свой пост 5 000 человек вместо 1 000. В эффективность контекстной рекламы я не верю.
КонкурентыОксана: На момент запуска конкурентов в России у нас не было. Сейчас конкурсы, похожие на наши, проводит free-lance.ru, но наша платформа удобнее.
|
|
При среднем чеке 10 000 рублей и 40 питчах ежемесячно |
|
ДоходыОксана: Наша стандартная комиссия — 14,5% от суммы вознаграждения дизайнера, а с учётом дополнительных платных опций обычно получается 22-25%. При среднем чеке 10 000 рублей и 40 питчах ежемесячно наша выручка — около 100 000 рублей в месяц. Максим: Честно говоря, мы думали, что сможем расти быстрее. Например, планировали в течение первого года ежемесячно удваивать число питчей, а на самом деле выросли с 10 до 40 питчей в месяц. Но если ещё полгода назад нам иногда приходилось помогать GoDesigner.ru деньгами, заработанными на отпугивателях, то сейчас он уже выживает сам.
ПланыОксана: Мы хотим запустить мобильное приложение, чтобы питч можно было создать буквально одной кнопкой. А также создать англоязычную версию, чтобы привлекать больше заказчиков и дизайнеров — в первую очередь с развивающихся рынков, из Китая и Индии. Максим: Может быть, мы продали бы какую-то долю инвестору, чтобы уверенней вкладываться в рекламу. С другой стороны, массированная реклама в нашем случае и не нужна. Скорее, нам пригодился бы инвестор-ментор, который помог бы правильно спозиционировать проект.
|
|
Фото: Яся Фогельгардт
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.