После окончания вуза в 2003 году волгоградец Роман Себекин загорелся идеей строительства домов из переработанного пластика. Он объездил полстраны в поисках подходящих технологий, закупил подержанное оборудование и зарегистрировал

компанию «ЮФО-Переработка». В кризис его блоки, которые стоят вдвое дешевле обычных, стали пользоваться популярностью у строителей частных домов. Теперь ежемесячный оборот компании составляет 350 000 рублей.

 

Сфера деятельности

Производство строительных материалов из отходов

Дата старта

2004 год

 

Бюджет на запуск

100 000 рублей

Сайт

Юфопереработка.рф

 

Роман СЕБЕКИН

Основатель компании «ЮФО-Переработка»

Как всё начиналось

Ещё в детстве я видел два пути: либо работать на государство, либо на себя. Сначала я выбрал первый путь. После школы поступил на экономфак волгоградского филиала Академии госслужбы, хотел работать в управлении по налоговым преступлениям. Мне казалось, что это очень интересное и перспективное направление. Но после нескольких стажировок в налоговой полиции пришло разочарование. Мне там совсем не понравилось. В итоге я оставил свою мечту и решил получать второе высшее образование — поступил на юрфак. Но к концу учёбы понял, что и юристом не буду. Меня захватила идея построить дом, причём из переработанного пластика.

О таких технологиях я много читал, видел передачи об иностранных компаниях, которые специализируются на переработке мусора и последующем строительстве. Шёл 2003 год. Готовых технологий на тот момент не было, да и денег у меня было откровенно мало. Но Волгоград — промышленный город. Здесь можно соорудить хоть танк, только надо знать, как его собрать. Я начал продумывать технологию и оборудование, стал ездить по России в поисках материалов и наработок, изучал производство. Часто приходилось действовать методом проб и ошибок. Стартовый капитал был очень небольшим. Что-то я заработал сам, чем-то помогла мама. Около $1 000 я потратил на подержанное оборудование, которое потом полностью переделал. В итоге вложил в дело примерно 100 000 рублей. Было потрачено много сил и времени, чтобы запустить компанию, но это все же удалось. В 2004 году я зарегистрировал фирму.

 

Как происходит переработка

Пластик измельчается, перемешивается с песком и водой и прессуется. Это очень упрощённое описание процесса. Всё оборудование, которое я использую, — отечественное, но от прежних моделей мало что осталось, я их полностью переделал. Переработка осуществляется довольно быстро. Через два-три часа получается готовый продукт — плитка или строительный блок. Не все виды пластика подходят для переработки, но в большинстве случаев пластиковые отходы можно использовать для создания стройматериалов. Из 10 кубометров пластика можно сделать 300 строительных блоков. Наши перерабатывающие мощности, 10 000 м3 в месяц, — это примерно три одноэтажных дома по 100 м2 . Технологию мы презентовали в различных ведомствах, проходили экспертизу в Роспотребнадзоре и получили сертификат качества. Существует ГОСТ на полистирольные изделия, которым должен соответствовать любой материал. Проверяется горючесть, не наносит ли материал вред окружающей среде. Именно такую экспертизу прошли наши блоки.

 

 

Помещение для производства я нашёл через знакомых. Снимаю ангар в городе Дубовка, который находится в 50 км от Волгограда. Его площадь — 3 000 кв.м. Сортировка происходит в городе, так выходит дешевле. Компания собирает пластик всеми возможными способами. Иногда пластиковые отходы приносят сами жители, часть добываем с помощью расставленных по городу контейнеров. Я пробовал договориться с местными компаниями, чтобы те предоставляли свои пластиковые отходы, но они либо отказываются, либо просят денег за свой мусор.

По своим эстетическим характеристикам дом из пластиковых блоков ничем не уступает обычному дому. А по энергосберегающим — даже превосходит. Полистерольные блоки сохраняют тепло. Получается, что дом утеплён. Кроме того, они дешевле: обходятся в 30 рублей за штуку, тогда как стандартные блоки стоят 60 рублей.

 

Деньги

Компания вышла на самоокупаемость в августе прошлого года. С тех пор мы взяли на себя дополнительные социальные обязательства — расставили контейнеры для сбора мусора по всему городу, — и сейчас компания работает в ноль. Сейчас «ЮФО-переработка» живёт с месячным оборотом в 350 000 рублей.

 

Клиенты

Нашими услугами пользуются частные лица. Выйти в корпоративный сегмент было бы выгодно, заказы от компаний более масштабные. Зато с частными клиентами мы спокойно пережили кризис 2008 года. Все искали возможность сэкономить, а наши блоки и плитка — отличная альтернатива обычным стройматериалам. Мы уже не первый год на рынке, поэтому у нас есть постоянные клиенты.

Постепенно включился эффект сарафанного радио. Кто-то строит дом, используя наши материалы, и остаётся доволен, а потом советует их соседям. Такое происходит очень часто. Многие клиенты приходят ко мне по рекомендации. Однако так было не всегда. Бывало, что мы сталкивались с недоверием. Люди скептически относились к новому утилизированному материалу, хотя у нас имеются все сертификаты качества. Помню один инцидент, когда человек сначала выкупил у нас полимерную плитку, а через какое-то время вернул её, сказав, что предпочитает всё же классическую керамическую. Таких случаев сейчас практически нет. При покупке мы сразу объясняем своим клиентам, как и из чего производятся наши стройматериалы. Преимущество пластиковых плиток и стройблоков — их цена и долговечность. В 2011 году из наших блоков построили частный детский садик.

 

 Нашему бизнесу мешают два фактора: низкая экологическая сознательность населения и нехватка производственной площади для утилизации отходов

 

 

Принципы

Когда я только начал заниматься этим бизнесом, я не так сильно задумывался об экологической составляющей. Поначалу нужно было решить чёткие задачи — построить дом и создать качественный материал, за который потом не придётся краснеть. Но сейчас мои основные принципы лежат в сфере экологии. Мы боремся с экологической неграмотностью. Недавно благодаря займу, предоставленному фондом «Наше будущее», нам удалось разместить в разных районах города контейнеры для раздельного сбора мусора. К сожалению, не все они остались на своих местах, некоторые растащили. Наша компания разместила контейнеры в детских садах и парках. Мне кажется, что людей с детства нужно приучать к раздельному сбору мусора, к уважению к природе.

 

Проблемы

Нашему бизнесу сильно мешает низкая экологическая сознательность населения. Был случай, когда жительница Волгограда срезала один из наших контейнеров и выкинула на помойку. Когда я спросил, зачем она это сделала, женщина ответила, что её раздражал внешний вид контейнера, который постоянно наполнялся пластиком: «Мне ваша экология до фени! Главное, чтобы у меня под окнами было красиво».

Государство тоже мало помогает, а иногда и мешает. В нашем городе два основных экологических ведомства. Первое — Департамент по охране окружающей среды и природным ресурсам, а второе — экологическая прокуратура. Первое ведомство сильно заинтересовано в том, чтобы наше предприятие развивалось. Они нам всячески помогают, советуют, устраивают PR-акции. Экологическая прокуратура ведёт себя совсем иначе. Если они находят хоть малейшее нарушение, то сразу налагают штрафы, грозятся закрыть производство. Что касается региональных властей, то им в принципе неинтересно то, чем мы занимаемся, хотя они и выступают за экологию. Сколько мы ни пытались с ними сотрудничать, ничего не получилось.

Сейчас наш главный сдерживающий фактор связан с тем, что нам не хватает производственных площадей, где можно было бы всё перерабатывать. Если бы они были, мы бы могли утилизировать 90% пластика в городе.

 

Планы

Главная наша задача — наладить производство полимерных шпал. Оборудование уже практически сделано. Осталось только изготовить само изделие и отправить его на испытания в НИИ РЖД. Уже многие понимают, что за пластиком будущее. Бетон и другие материалы — это прошлый век. На экошпалы мы делаем большую ставку.

Другой проект связан с организацией экологического фонда. Я недавно подал документы на его регистрацию. Он должен будет помогать экопредприятиям не только у нас в Волгограде, но и по всей России. Основная помощь будет заключаться в предоставлении грантов — мы уже нашли спонсоров, которые будут обеспечивать материальную составляющую. Кроме того, фонд будет помогать собирать и распространять технологии переработки.

 

Текст: Диана Кульчицкая

Фото: Дмитрий Рогулин