Как создать самую крупную кулинарную студию в Европе Создатели школы Culinaryon превратили мастер-классы шеф-поваров в шоу для корпоративов и вечеринок. И это была удачная идея
Прежде чем увлечься кулинарией, россиянин Александр Бланк и итальянец Джулио Д’Эрме успели поработать менеджерами в крупных международных компаниях. Мысли о создании кулинарной студии появились, когда они выбирали место для отдыха со своими друзьями. Попытка оказалась удачной: на услугу был большой спрос. Тогда приятели продали компанию и открыли школу побольше. В Culinaryon нет длительных курсов: ставка сделана на мастер-классы, способные развлечь компанию клерков после работы. Вложив в студию деньги от продажи домов, партнёры не прогадали: уже через полгода им пришлось арендовать дополнительные площади. В прошлом году оборот компании достиг 160 миллионов рублей. Предприниматели говорят, что их школа занимает 60 % рынка кулинарных курсов и является крупнейшей в Европе. Сейчас в их планах — открыть студию в Сингапуре, в Лондоне и Нью-Йорке. The Village узнал, как им это удалось.
Из офиса на кухню
Александр Бланк: С Джулио мы познакомились лет 15 назад, когда он был директором по маркетингу Indesit Company в Испании. Я занимался управленческим консалтингом, наша компания их консультировала.
Джулио Д’Эрме: После мы стали работать вместе: Александр пришёл в Indesit директором по продажам. Так мы проработали четыре года. В целом у каждого из нас есть большой опыт работы на руководящих позициях. Александр специализировался на финансах (Value Partners, UBS, Finaport), а я — на маркетинге (Philip Morris, Nike, Rosinter Restaurants, Triumph International).
Александр: Идея открыть кулинарную школу нам пришла в 2006 году. Родилась она из того, что мы искали такое место, где можно весело провести время с друзьями. Но наш климат не позволяет круглый год гулять в парке и проводить время на свежем воздухе. Поэтому отдых так или иначе связан с едой. Но просто сидеть в ресторане нам не хотелось. Кулинарная школа показалась нам как раз тем самым форматом досуга. К тому же среди наших приятелей было много шеф-поваров. Не только из России, но из Австралии, США, Италии и Франции.
Джулио: Так, в 2006 году мы параллельно с основной работой запустили итальянскую кулинарную школу Accademia del Gusto. Это было маленькое помещение размером в 150 квадратных метров, в котором приглашённые шеф-повара проводили мастер-классы. Бизнес постепенно стал расти: сначала было 70 мероприятий в год, потом 250. Но всё равно это было не то, чего бы нам хотелось: мы мечтали о большой студии, которая не будет ограничена одной кухней. И в 2012 году мы вышли из бизнеса, чтобы начать новый.
Александр: Но Accademia del Gusto стала для нас хорошей школой. Вначале мы даже ингредиенты закупали сами. Хорошо помню, как мы после работы поехали в Metro за продуктами. Было поздно, и супермаркет пустовал. С Джулио мы разделили список покупок и договорились встретиться через полчаса в отделе овощей и фруктов. Остался последний ингредиент, который нужно было купить. В списке он был записан на итальянском — porro. Ни я, ни Джулио не знали, что это. У меня был старенький HTC, через который я пытался выйти в интернет и узнать перевод этого слова. Но интернет не ловил, как я ни старался. В итоге около часа ночи я позвонил шеф-повару и узнал, что это лук-порей. Но возникла новая проблема: мы знали, как он выглядит в супе, но не совсем представляли его неприготовленным. Тогда пошли искать эту загадочную зелень в овощном отделе. С горем пополам нам удалось найти продавца, который принёс нам лук-порей.
На этом приключения не закончились. На кассе случился технический сбой, поэтому рассчитаться можно было только наличными. Мы вывернули все карманы, но не хватало ещё 800 рублей. Тогда Джулио вспомнил, что у него в паспорте лежит небольшая сумма «на всякий случай». И когда мы приехали из Metro, оказалось, что лифт в здании кулинарной студии не работает и всю гору продуктов придётся нести пешком на 4-й этаж. В пролётах мы периодически останавливались, чтобы отдохнуть, и смотрели друг на друга со словами: «Хорошо быть предпринимателем, да?»
Новый проект
Джулио: Accademia del Gusto позволила нам проверить рынок. Мы поняли, что спрос на кулинарные школы есть, и он немаленький. Так, в ноябре 2012 года мы запустили кулинарную студию Culinaryon в бизнес-центре «Новинский пассаж». На открытие нам понадобилось порядка 1–1,3 миллиона долларов. Чтобы собрать эту сумму, и мне, и Александру пришлось продать свои дома. Через полгода мы расширились, арендовали дополнительную площадь. Так, общие вложения составили порядка 2,5 миллиона долларов, сейчас у нас 5 залов для мастер-классов и 1 конференц-зал, общей площадью 850 квадратных метров.
До открытия мы делали много звонков потенциальным клиентам. Нашей главной целью было привлечь как можно больше компаний, которые заказали бы у нас корпоративный мастер-класс. Кроме наших старых контактов, мы старались знакомиться с новыми людьми. Отличным помощником тут выступил LinkedIn. В этой социальной сети сразу ясно, кто генеральный директор компании, а кто – HR. В итоге мы открылись в ноябре, и за 40 дней мы провели 40 мероприятий.
Собрать команду оказалось несложно. Сейчас у нас в штате 50 человек, из них четыре шеф-повара и восемь су-шефов. Бренд-шефом стал Джузеппе Д’Анжело, мы с ним работаем уже 7 лет. Регулярно проводят мастер-классы приглашенные шеф-повара — их около 50 —из разных ресторанов. Мы приглашаем много иностранцев, которые преподают то, в чем специализируются. Иногда попадаются такие клиенты, которые хотят готовить только с шефом из определённого ресторана. В таком случае мы идём и знакомимся с ним. Но таких всё меньше, мы знаем многих. Шефы отказываются очень редко. Но действительно, такой формат и не каждому подойдёт: для того чтобы вести мастер-класс, нужно не только уметь готовить, но и любить людей. А некоторые повара — мизантропы.
Для клерков и миллиардеров
Александр: В новой кулинарной студии мы воплотили совсем другую концепцию. Нам хотелось донести до посетителей, что на мастер-классе можно не только приготовить вкусные блюда, но и весело провести время. Меню мы расширили до восьми кухонь (японская, испанская, тайская, французская и другие), не стали ограничивать себя только итальянской.
Все мастер-классы нашей студии делятся на два направления — частные мероприятия и открытые. На последние можно записаться в группу до 20 человек. Цена билета колеблется от 2 900 до 4 900 рублей. Каждое занятие посвящено определённой тематике. Например, мастер-класс по приготовлению пасты, блюд из мяса или рыбы. В среднем в месяц проходит около 30 открытых мастер-классов.
Сценарий корпоративного мастер-класса зависит от клиента. Наш кастомер-сервис-менеджер выясняет, какой формат больше подходит, количество участников, вкусовые предпочтения — всё то, что нужно для подготовки.
Джулио: Обычно мероприятие длится от трёх до пяти часов. На такой мастер-класс нет ограничения по количеству людей. На самом крупном однажды было 200 человек, а самый маленький посетил всего один. Это был директор банка, который приходил в течение месяца каждую неделю, чтобы научиться с шеф-поваром готовить некоторые блюда.
Александр: Всё помещение нашей кухни можно трансформировать, если отделить зоны звуконепроницаемыми перегородками. Так, как-то в одной части был девичник, который закончился песнями с Веркой Сердючкой, параллельно по соседству шёл открытый мастер-класс испанской кухни. В другом зале проходило мероприятие для топ-менеджеров концерна «Шелл», а в соседней части друзья известного предпринимателя из списка Forbes готовили блюда для кулинарного вечера в стиле back to USSR. Ещё мне запомнился мастер-класс, на который к нам приходил астронавт НАСА Тэрри Вёртс за две недели до отправления в космос. Это была частная вечеринка, где были его друзья. В течение вечера он показывал видео, которые он записывал в невесомости.
На каждом мастер-классе работает шеф-повар, су-шеф, бармен, ивент-менеджер, фотограф и две уборщицы. В отличие от профессиональных кулинарных школ, в центре внимания у нас не шеф-повар, а клиент. Мы не похожи на университет, где есть профессор и ученики, которые прилежно записывают ценные знания от учителя в тетрадь. Главная цель — хорошо провести время, сплотиться и приготовить вкусные блюда. Каждому участнику выдают iPad, в котором есть пошаговый рецепт с фотографиями и пояснениями. К тому же если кто-то из гостей не понял или недостаточно вовлечён в процесс, то персонал заботится о том, чтобы как можно сильнее заинтересовать гостя.
Джулио: Как правило, на одном мероприятии готовят три-четыре блюда. Прежде чем приступить к кухонным делам, по желанию клиента мы устраиваем фуршет. Многие приходят к нам голодные, после работы, а первое блюдо ждать нужно как минимум час. Как только что-то готово, порции сразу сервируют и едят. Иногда гости делают общие порции и индивидуальные, тогда есть возможность сравнить, у кого получилось лучше.
Александр: Если посмотреть в целом по ресторанному рынку, то в Москве 30 % занимают пивные рестораны и русская кухня. Мастер-классы русской кухни у нас не очень популярны. «Пельмени я и так умею готовить, а лучший борщ получается у моей мамы» — видимо, многие думают так. Поэтому абсолютный бестселлер, который занимает половину мастер-классов, — итальянская кухня.
В открытых мастер-классах лидируют все блюда, связанные с мясом. Вегетарианцы в меньшинстве. В прошлом году, например, всего 50 человек изъявили желание готовить «зелёные» блюда.
Чаще всего на мастер-классы приходят женщины: их 75 %. Мужчин — 25 %. Средний возраст участников — от 25 до 35 лет.
Джулио: Ингредиенты для мастер-классов нам привозят поставщики. В студии мы ничего не храним в больших холодильниках, продукты доставляют утром к вечернему или дневному мероприятию.
Поставщиков у нас много, всё зависит от категории продуктов. Например, итальянские деликатесы закупаем у Dolce&Salato, овощи и зелень — у «Белой дачи», рыбу поставляет La Marée. Раньше мясо мы покупали австралийское, но после санкций перешли на российское марки «Мираторг». До эмбарго успели закупить 2 тонны разных сыров, и пока ещё остались закупки с прошлого года.
По вину мы работаем с разными компаниями, с тем же Simple. А с этого года даже выпускаем своё вино, которое для нас делают по заказу на винодельне Pierazzuoli в Тоскане.
Самые большие
Александр: В прошлом году кулинарные мастер-классы в Москве посетило около 55 тысяч человек, из них 25 тысяч пришли к нам. Мы самая большая кулинарная студия не только в Москве, но и во всей Европе. Наш оборот в прошлом году достиг 160 миллионов рублей. В начале этого года все паниковали: евро — 100 рублей, что делать? Но опасения не оправдались, и нам удалось вырасти на 41 % за первое полугодие. В апреле, например, мы провели 180 мероприятий. Летом, конечно, ожидаем затишья. В Москве, как только появляется зелень и оттаял снег — это причина, по которой ни в коем случае нельзя быть в помещении. Срочно на свежий воздух, чтобы насладиться этими двумя неделями лета. Но мы и тут предлагаем альтернативу — барбекю-мастер-класс, например.
На московском рынке есть ещё примерно восемь студий, которые проводят крупные кулинарные мастер-классы. Но каждая из них выбрала разный формат клиентов, к которым они обращаются. По собственной оценке, мы занимаем 60 % рынка, ближайший конкурент — школа Юлии Высоцкой с 23 %. Их клиенты — это читательницы кулинарного портала edimdoma.ru. Они нацелены на то, чтобы научиться готовить. В основном все школы практикуют академический подход. Мы же хотим привить страсть к кулинарии, чтобы после того, как наши посетители пришли в Culinaryon, им бы захотелось готовить дома вместе со своей семьёй.
Джулио: В сентябре мы откроем кулинарную студии в Сингапуре, а чуть позже — в Нью-Йорке и Лондоне. Плюс параллельно будем расширяться в Москве.
Мы хотим открываться в тех местах, которые являются центром для каждого региона. Если смотреть на США, то все оглядываются на Нью-Йорк: если концепт пошёл там, то его хотят использовать в других местах. А Сингапур — ворота во все страны Юго-Восточной Азии. Кроме того, там легче открываться, большая концентрация корпоративных клиентов, да и на английском все разговаривают.
Но мы не утверждаем, что будем открываться строго по своему плану. Например, мы познакомились с предпринимателем из Хьюстона. И он хочет купить нашу франшизу, чтобы открыть её в своём городе. Он говорит, что его город на втором месте после Нью-Йорка по концентрации головных офисов крупных компаний. А открыться там гораздо дешевле. И он действительно прав. То есть если мы будем встречать людей, у которых есть такая же страсть к кулинарии, то сможем легко поменять свои планы.
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.