Пока горожане бурно обсуждают архитектурные решения второй сцены Мариинки и стоимость стадиона на Крестовском, Александринский объявил о запуске свежепостроенного театрально-образовательного центра. В здании, скрытом от критики петербуржцев в квартале между площадью Островского и набережной Фонтанки, разместится экспериментальная сцена для молодых драматургов, медиацентр и театральная школа. 

Зрители увидят новую площадку уже 15 мая с началом седьмого театрального фестиваля «Александринский», который в этом году посвятили запуску второй сцены. Корреспонденты The Village побывали в одном из зданий будущего комплекса перед завершением строительства и узнали, как подрядчик сэкономил 18 миллинов для бюджета, по какому принципу работает сцена-трансформер black box и кто будет учиться в театральной школе Александринки.

Малую площадку для экспериментов Александринке обещал ещё ленинградский Совет народных депутатов в 1980 году. Снова идея всплыла в 2006-м, однако федеральные чиновники долгое время не находили денег на строительство, запрещая при этом проекты с частными вложениями. 


 

Был такой день, Валерий Владимирович Фокин мне говорит: «Ты знаешь, министр Нарышкин летит в Японию. Там дни культуры. Мне там делать нечего, ну вот может быть удастся в самолёте подойти к Нарышкину и поговорить о строительстве нашего комплекса». После этого Минэк и Минфин получили указание о выделении средств на театральный комплекс, которое потом благополучно осело в министерстве. В итоге Валерию Владимировичу удалось дойти до тогда ещё премьер-министра Владимира Путина. С этого момента как бы началось движение.

игорь сегеди

директор Александринского театра

 

Проект утвердили в 2009 году и ещё около года дорабатывали. Сами здания проектировали «Земцов, Кондиайн и партнёры», дизайном интерьеров занимались итальянцы Akd Alvisi Kirimoto + Partners, а мобильную сцену и оснащение медиацетра создали «Театрально-декорационные мастерские». Главный архитектор проекта Юрий Земцов предложил разместить основной зал в историческом краснокирпичном здании бывших мастерских Императорского театра, а фойе и учебные площадки пристроить. Подрядчик — «Модуль Т» — не только успел сдать здание в срок, но и сократил смету с 1 миллиарда 889 миллионов до 1 миллиарда 871 миллионов рублей. По словам директора Александринского театра Игоря Сегеди, проверявшая документы Счётная палата аплодировала строителям. Ревизоры сказали, что никому ещё удавалось не просто уложиться в смету, но и вернуть деньги в бюджет.

 

Во-первых, мы сократили сроки строительства. Во-вторых, мы полностью исключили коррупционную составляющую — не занимались ни откатами, ни вымогательствами. Всем своим подрядчикам мы поставили жёсткие условия, что это стоит столько-то и ни рублём больше. Заверяю вас, на материалах, на качестве изделий мы не экономили, сделали всё так, как заложено в проекте.

ДМИТРИЙ ТОЧЁНЫХ

заместитель директора компании-подрядчика «Модуль-Т»

 

 

Экспериментальный театр

Сердце нового театрального центра — сцена, трансформирующаяся в зависимости от постановки. Стены зала выкрашены в угольно-чёрный цвет, а действие может охватить все 466 квадратных метров площади и даже двор-колодец за окном, куда ведёт балкон из гримерок актёров. 

Сцена на полу состоит из 12 панелей, каждая из которых может двигаться на 2 метра вверх и вниз. В центре каждой панели — небольшое отверстие-лифт, куда резко можно опустить актёра. Над сценой располагается равная ей по площади репетиционная площадка, на которой будет пробовать силы в новых постановках основная труппа театра. 

В зависимости от задумки режиссёра будет изменяться и зрительный зал. Рассчитанный на 300 человек, он может превращаться в амфитеатр, арену, хаотично расставленные кресла и принимать любые другие свободные формы.

Андрей Могучий назначен художественным руководителем экспериментального направления

 

150—300

посадочных мест составит вместимость зрительного зала в зависимости от решения режиссёра

 

Нижнюю механизацию сцены производили итальянцы, которые делали театр «Ла Скала». Верхняя механизация выполнена немецкой компанией, которая является одной из ведущих фирм, производящих такое оборудование в Европе. Остальное — в основном немцы, японцы. Китайцев нет. Мы очень хорошо к ним относимся, просто у них всё работает плохо. Металлоконструкции мы изготавливали в России, но механические вещи, к сожалению, на должном уровне и с теми требованиями по безопасности, которые предъявляли мы, в нашей стране не производятся. 

ГРИГОРИЙ ПОПОВ

заместитель художественного руководителя по художественно-постановочной части

 

 

Театральная школа

Магистерскую программу для будущих театральных режиссёров, художников по свету и технологов сцены Александринка готовила вместе с Академией театрального искусства и ИТМО. Главный театральный вуз города специально для этого открыл факультет мастерства сценических постановок, первых 150 студентов на который наберут уже этой весной. Актёров обучать в Александринке не будут, их в городе и так достаточно.

В учебном корпусе четыре лекционных зала с компьютерами и собственная сцена в 300 квадратных метров с современным светотехническим и аудиооборудованием и сотней зрительских мест.

Академия театрального искусства собирается запустить и дистанционное обучение, а также мастер-классы и программы по повышению квалификации в кооперации с зарубежными театральными вузами.

  

 

Дистанционное образование широко применяется в сфере технического образования, гуманитарного, но никогда не применялось в области театрального. То, что сейчас мы разрабатываем, — Александринский театр, Театральная академия и университет ИТМО — это модель для образования именно театрального, когда занятия по, скажем, движению, сценречи, мастерству могут проходить в режиме онлайн с удалёнными группами обучающихся. Но эта программа находится в стадии разработки, и, я надеюсь, в течение ближайшего времени, я имею в виду год-полтора-два, мы наработаем уже эту соврешенно отсутствующую в мировой практике методику. 

александр чепуров

ректор Театральной академии

 

 

Медиацентр

Медиацентр занимает больше 150 квадратных метров, и в нём также разместилась собственная сценическая площадка для экспериментов в области интернет-театра. Помещение оборудовано цифровыми видеокамерами, современным освещением и звукозаписывающей техникой. Там же появится аппаратно-студийный и монтажный центр и даже мультимедиабиблиотека. В помещениях смогут практиковаться технические специалисты театра.

 

Сложный трёхэтажный комплекс практически не видно. Только со стороны Фонтанки в разрыве между старыми домами XIX века появляется современная нота, и в этом тоже есть свой определённый интерес. Пошла такая мода — вообще ничего не строить в центре Петербурга. Хотелось бы думать, что пример этого комплекса показывает, что, как говорил когда-то мой учитель Евгений Анатольевич Левинсон, не так важно что, важно как. Важно сделать так, чтобы в старом центре не появлялось диссонирующих элементов. А строить, по моему мнению, иногда просто необходимо. 

юрий земцов

генеральный директор «Земцов, Кондиайн и партнёры»

 

Фотографии: Дима Цыренщиков, fontanka.ru