Почему цены в разных заведениях одной сети могут отличаться? Редакция The Village продолжает с помощью экспертов отвечать на самые актуальные, странные и смешные вопросы, которыми задаются горожане
Каждый хоть раз в спешке покупал что-нибудь в аэропорту или на вокзале — от солнечных очков до пакета мятных леденцов. К тому же в ожидании рейса многие успевают заскучать и проголодаться. При этом цены в кафе и вендинговых автоматах на вокзалах и в аэропортах часто оказываются заметно выше, чем в других точках той же самой сети, а за обычную минералку из автомата приходится платить значительно больше, чем в городских супермаркетах. The Village узнал у экспертов, что и каким образом определяет цены на продукты и услуги одной сети в разных городских локациях.
Александр Левитас
эксперт по маркетингу и бизнес–тренер, «Алекс Левитас Консалтинг»
В первую очередь есть такой абсолютно объективный фактор, как цена аренды — квадратные метры на территории аэропорта могут стоит в разы дороже, чем в спальном районе. При этом, с одной стороны, у аэропорта бешеная проходимость, а с другой — площадей под кафе и магазины обычно меньше, чем желающих их занять, так что ставку аренды аэропорт может поднимать до небес. Следовательно, чтобы эту аренду отбить и работать себе в плюс, магазины и рестораны поднимают цены на продукцию. Это касается не только кафе: в аэропорту и бутылка минералки в вендинговом автомате стоит в разы дороже, чем в городе.
С другой стороны, есть соображения чисто маркетинговые. Если клиенты готовы платить больше, ошибкой будет брать с них меньше. В аэропорту у покупателя нет особенного выбора, ведь он не может сказать себе, как сказал бы в городе: «Минералку за 100 рублей я брать не буду, это грабёж, дойду до другого киоска и возьму за 30». Вообще не факт, что он найдёт воду за 30 или хотя бы за 50 рублей, даже если обойдёт весь аэропорт два раза. Да и времени на поиск и сравнение цен у клиента тоже нет: ему надо выпить свой кофе или съесть свою пасту быстро, пока не позвали на посадку. Не зря в аэропорту Риги на стеклянной стене ресторана Yakuza, принадлежащего моему ученику Павлу Гогнидзе, крупными буквами на трёх языках написано: «Вам обязуются подать выбранное вами блюдо за пять минут, чтобы вы точно успели поесть до рейса». И в такой ситуации скорость становится важнее цены, поэтому клиент готов сесть в кафе, даже если цена там выше привычной, потому что искать цену ниже просто некогда.
Кроме того, клиент понимает, что это разовая трата — часть расходов на отпуск или на командировку, — поэтому готов один раз заплатить за минералку 100 рублей. Конечно, если бы такая цена была в обычном магазине, он бы туда не вернулся. Но поскольку у кафе или магазина в аэропорту практически не бывает постоянных клиентов, ему не страшно оттолкнуть покупателя высокой ценой: всё равно этот покупатель улетит через час, и неизвестно, вернётся ли. Кстати, для постоянных клиентов — пилотов, стюардесс, сотрудников авиакомпаний и самого аэропорта — практически во всех кафе, ресторанах и магазинах в любом авиаузле мира есть скидки в 20–40 %, просто это не афишируется.
Все эти факторы — отсутствие дешёвых конкурентов, спешка, одноразовость высокой цены и то, что человек уже психологически переключился в режим отпуска, провоцируют готовность платить больше. Причём этим можно объяснить как более высокие цены в аэропортах, так и на вокзалах, а также в других точках, где соблюдаются те же условия — большой поток людей, дорогая аренда, одноразовый характер покупки и низкий уровень конкуренции.
Сергей Алин
заместитель директора аналитического департамента ИК «Окей Брокер»
Рестораны и кафе, в том числе быстрого питания, не обязаны устанавливать единые цены для всех своих точек. Да, часто цены совпадают, но есть и исключения, своего рода особые экономические зоны. Например, в кафе аэропортов цены традиционно выше. Здесь спрос и предложение формируется определённым образом. Предложение определяется наличием ограниченных площадей и отсутствием альтернатив. Любой аэропорт дистанционно удалён от города, и в дополнение к этому рейсы часто задерживаются. Так что люди, ожидая вылета, вынуждены покупать еду по любой цене. Здесь как в театре — стоимость бутерброда с колбасой может быть в несколько раз выше, чем в пунктах общественного питания. Большая цена может быть связана и с логистикой. Куда-то дешевле доставить продукты для будущих блюд, куда-то — дороже. Очень часто всё упирается в арендную плату, которую ресторатор закладывает в себестоимость.
Пример с одной из крупных торговых сетей премиум-класса довольно ярко демонстрирует дифференцированный подход в ценовой политике. Эта торговая сеть имеет большое количество магазинов, довольно равномерно покрывающих всю карту Москвы и частично область. В арсенале — магазины в пределах Садового кольца, в пределах Третьего транспортного кольца и МКАД, а также торговые точки в области. Цены в сети традиционно выше рыночных, так как сеть во многом нацелена на премиальный сегмент. Однако отличаться цены могут и в зависимости от расположения магазина. В центре Москвы, в районе Кутузовского проспекта, логично нарисовать более высокие ценники, а вот на вылетной магистрали — например, на Ярославском шоссе — можно сделать и пониже. Дифференцированный подход к ценообразованию используют многие ретейлеры. Это не противоречит законодательству, а объясняется рыночными законами спроса и предложения.
Часто в проходных, а тем более в изолированных местах (например, в тех же аэропортах), рестораторы могут пойти дальше. В центре Москвы в престижном кафе уровня «Кофемании» важно иметь дорогую посуду, хороший сервис. В противном случае посетители просто туда не пойдут. А вот в аэропорту та же самая сеть может позволить себе сэкономить на столовых приборах, приблизившись к формату фуд-кортов. Здесь нет особых альтернатив, людские потоки огромные, поэтому клиентов такой шаг не отпугнёт. В том, чтобы выпить кофе из бумажного стаканчика и съесть бутерброд быстрого приготовления перед полётом или по прилёту, даже есть свой шарм. А в том, чтобы экономить на издержках там, где это несильно ударит по имиджу, есть логика — и, естественно, такая экономия отнюдь не обозначает удешевления блюд.
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.