В Петербурге появятся бесплатные общественные велосипеды Сейчас старые и ненужные велосипеды собирает велоцентр «Скатпрокат». Там их отремонтируют, покрасят и поставят в разных частях города, чтобы каждый желающий мог бесплатно покататься.
Уже в конце лета — начале осени в Петербурге должны появиться «подвешенные» велосипеды — бесплатный двухколёсный транспорт, которым может воспользоваться любой желающий. Суть нового проекта Freebike проста: горожане приносят свои старые, ненужные, морально устаревшие и просто пылящиеся на балконе велосипеды в магазин «Скатпрокат». Здесь их ремонтируют, красят в единый узнаваемый цвет, а к августу-сентябрю выставляют по всему городу. Бесплатным транспортом может воспользоваться кто угодно, а доехав до нужного места, оставить велосипед для следующего желающего. Устанавливать отслеживающие устройства не будут, так же как и строить специальные пункты велообмена.
Схожая система придумана в Амстердаме, а в Петербурге её запускают «Скатпрокат» вместе с креативной группой «Идея» и журналом TimeOut. Дизайн, по которому можно будет безошибочно определить «подвешенные» велосипеды, пока разрабатывают, но скорее всего их выкрасят в белый цвет. Это отсылка к амстердамской акции, которая началась ещё в 70-х. Сдать свой ненужный велосипед для акции можно по адресу Гончарная, 7 в любой день недели.
Во многих городах мира есть также программы коммерческого велообмена. Одна из крупнейших — парижская Vélib' из 20 000 велосипедов и 1 202 пунктов, которые установлены в городе через каждые 300 метров. Чтобы взять транспорт напрокат, нужно зарегистрироваться по кредитной карте или проездному, а оставить его можно на первой встречной парковке. Первые полчаса парижане катаются бесплатно, а каждые последующие стоят от 1 до 4 евро.
Юрий БирюковСотрудник велоцентра «Скатпрокат», инициатор проекта
Человек видит белый велосипед — это значит, что он ничей. Его можно взять, доехать куда нужно, прислонить к стеночке и пойти дальше, а после велосипедом сможет воспользоваться кто-нибудь другой.
Мы не будем никак отслеживать велосипеды, но всеми возможными для нас способами собираемся следить за их техническим состоянием и наличием в городе. Идея проста: видишь велосипед — взял, проехал, оставил. Но мы прекрасно понимаем, что, как и в Амстердаме, многие велосипеды будут разворованы. Так что полагаемся только на сознательность граждан и на то, что наберётся критическая масса людей, которые понимают, что если это белый велосипед, не нужно его красть. Мы сделаем всё, чтобы велосипеды были узнаваемы и их стыдно было бы продавать. Хотя кражи — не повод отчаиваться. В Англии, допустим, крадут десятки, даже сотни тысяч велосипедов в год. Другое дело, что люди признают проблему воровства и не ездят на дорогих велосипедах каждый день на вокзал и не паркуют их у магазинов и на остановках транспорта. Используют для этого недорогие велосипеды, которые им не так жалко потерять. Мы же пока на первом этапе — мы хотим хороший дорогой велосипед, но чтобы ездить на нём повсюду, оставлять непристёгнутым, и чтобы его не украли, и чтобы ещё и по велодорожкам. Всё сразу. Белый велосипед все смогут оставлять непристёгнутым и на нём можно будет ездить везде, и за него не нужно будет волноваться, потому что он — общий.
Все участники этого эксперимента — исключительно энтузиасты. Сейчас мы собираем велосипеды, фильтруем их. Не все велосипеды хочется подарить городу, некоторые только больше проблем вызовут. Наши механики по мере возможности приводят их в порядок. Когда накопится достаточное количество велосипедов, штук 20–50, мы подарим их городу. Мы же обязуемся их впоследствии чинить или принимать решения о целесообразности ремонта.
Наш город подвержен велосипедной сезонности. Осенью мы проведём эту акцию, посмотрим на результаты, насколько радостно она будет встречена горожанами, и продолжим её весной, даже если этот первый блин будет комом.
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.