Оригами и вымирающие виды: Девять новых объектов стрит-арта в Екатеринбурге Гид по новому граффити лета-2017
В июле в Екатеринбурге в восьмой раз проходит масштабный фестиваль уличного искусства и граффити «Стенограффия», в рамках которого художники в самых разных техниках расписывают жилые дома, промышленные объекты, коммунальные будки и заборы. Основной этап разворачивается в первые выходные месяца, а после стрит-артисты дорабатывают и совершенствуют созданные работы. The Village собрал гид по новым объектам визуального искусства, которые появились в Екатеринбурге на улицах Стрелочников, Шейнкмана, Репина, Решетникова, Толмачева, Академической, на проспекте Космонавтов и во дворе городской больницы № 40 по Волгоградской. Темой новой «Стенограффии» стала «Экология визуального».
Европейская норка
Художник: Руслан Сабиров (Sabir), Серов
Адрес: пр. Космонавтов, 66
Художник Руслан Сабиров своей работой поднимает тему Красной книги Урала. В регионе водится европейская норка, попавшая в первую категорию видов животных на грани вымирания. Изобразив норку, в левом углу работы он спрятал графический элемент красного цвета — надпись, отсылающую к Красной книге.
«Основная причина вымирания норки — от рук человека. Именно поэтому я пытаюсь начать диалог со зрителями, заставить их задуматься. Сейчас это животное еще существует в природе, но очень велики шансы, что оно в ближайшее время исчезнет. Такого вида больше вообще не будет в природе. Даже пока я делал работу, прохожие спрашивали, что изображено на стене и почему. Значит, это вызывает интерес, и значит, это работает», — говорит автор. Серию рисунков вымирающих животных он продолжит и в других городах.
Средовое граффити
Художник: Сергей Акрамов (Екатеринбург)
Адрес: ул. Волгоградская, 189/3, ГКБ № 40
«Средовое граффити — это рисунок, построенный на базе элементов окружающей среды. Они могут включаться в работу как целиком, так и частично. В прошлом году в переулке Коротком на Уктусе я создал работу, используя текстуру дома и забора. Элементы текстур создают гармонию между окружающей средой и рисунком. Так у зрителя складывается впечатление, что рисунок был здесь всегда», — говорит Сергей Акрамов.
Художник нашел на территории больницы ненужную серую плиту, оставшуюся от строительства забора. Часть стены рядом заросла высокой растительностью, и плита серьезно портила вид. Сергей решил замаскировать неэстетичный объект, используя текстуру листвы. Перед началом работ он сфотографировал листья в солнечном свете, подобрал подходящую краску и воспроизвел природную текстуру в увеличенном объеме.
«Я рисовал акрилом, потому что бетонная плита — небольшой объект, который вполне может сойти за уличное подобие студийного холста. У меня всегда было желание поработать акрилом на улице, но эта краска отнимает больше времени. Формат плиты дал мне возможность поэкспериментировать, и в результате плита с помощью рисунка вписалась в контекст и перестала мозолить глаза», — рассказывает автор средового граффити.
Ключник
Художник: Никита Nomerz (Нижний Новгород)
Адрес: ул. Стрелочников, 13
Художник Никита Nomerz приехал на новую «Стенограффию» с премьерой фильма о стрит-арте и граффити «В открытую». В это же время на стенах коммунальной будки по улице Стрелочников появилась его работа под кодовым названием «Ключник». Персонаж на рисунке изображен с ключом, символизирующим открывание и закрывание чего-либо. Так случилось интертекстуальное сочетание работы и фильма.
Несколько лет назад Никита начал делать очередную серию рисунков, объединенных общей идеей. Два года назад во дворе Дома печати в коллаборации с художником Стасом Bags он создал фигуру человека, направляющего стрелы в павшего быка. Похожий рисунок в 2015 году появился в Оренбурге. Новая работа в Екатеринбурге стала частью этой серии и продолжила галерею стрит-арт работ на жилых домах по улице Стрелочников.
Бумажные журавлики
Художники: пациенты и врачи ГКБ № 40 под контролем Александра Дергачева (Екатеринбург) и Сергея Иванова (Ноябрьск)
Адрес: ул. Волгоградская, 189, ГКБ № 40
В Японии существует легенда: если свернуть тысячу бумажных журавликов, сбудется самое заветное желание. Эта легенда легла в основу эскиза Таисии Спириной, иллюстратора агентства Streetart и одной из организаторов фестиваля «Стенограффия».
За один день начинающие и профессиональные художники нарисовали на стенах технической постройки во дворе больницы исполняющих желания журавликов из оригами. В ночь перед началом рисования екатеринбургский уличный художник Александр Дергачев и Сергей Иванов из Ноябрьска разметили на стенах контур рисунка. Днем медицинские работники, пациенты и посетители больницы под руководством художников превратили постройку в арт-объект. После художникам оставалось лишь немного подправить работу.
Плиточный воришка
Художник: Esher (Екатеринбург)
Адрес: ул. Шейнкмана, 73
«В стене, которую я делаю, не хватает некоторых сегментов. Мы же не знаем, что случилось с этими сегментами: может, кто-то их сломал или вытащил. И мне пришла в голову идея показать, как человек, некий персонаж, их ворует. Причем делает это без особой необходимости, с мыслью „дома пригодится“. Это довольно распространенная история: легко забрать то, что плохо лежит. При этом я не делаю отсылки исключительно к российской ментальности. У всех людей в этом смысле похожий взгляд на вещи», — рассказывает автор «Плиточного воришки».
Вырезанный объект (Ctrl+X)
Художники: Андрей Колоколов, Таисия Спирина, Максим Парфенов, Александр Галешников, Дмитрий Чабанов, Константин Рахманов.
Адрес: ул. Академическая, 11а
В каждом втором российском дворе стоит давно брошенная владельцами машина, ржавая и покореженная. В городах накапливаются десятки таких мусорных объектов. Все они засоряют пространство, преграждают проходы и занимают парковочные места, которых катастрофически не хватает. Художники фестиваля «Стенограффия» самостоятельно решили проблему и вырезали старенький «москвич» в одном из екатеринбургских дворов по улице Академической, взяв за основу визуализацию слоя прозрачности из Photoshop. Визуальный эффект раскрывается с определенного ракурса, когда объемные объекты превращаются в плоский слой из графического редактора.
Авторы обезжирили кузов машины и стены гаража, покрасили объекты белой краской из баллонов, ночью в свете проекта наметили контуры шашки, а утром при помощи шпателей, малярного скотча и серой краски завершили процесс. Машину перед покраской пришлось немного отреставрировать. Художники отыскали владельца «москвича» и договорились спустя некоторое время утилизировать объект.
Русалка
Художники: Александра Alshey и Саша Skea (Екатеринбург)
Адрес: ул. Решетникова, 14
Работа на Решетникова стала продолжением старого рисунка на соседней стене будки, который сделала группа художников «Стенограффии» в 2013 году. Alshey и Skea не принимали в нем участия, но решили продлить и логически завершить мысль предыдущей команды.
«Мы решили создать, вернее, принять участие в создании цельного объекта, который будет объединен морской тематикой. Так на стене появилась русалка», — говорят авторы.
Текстиль
Художники: Владимир About, Илья Raptwo (Любовь), Саша Alshey (CBR), Антон Stork (Rayons), Никита Big Car (Rayons), Игорь Frayo (MES CREW), Олег Sten (MES CREW), Саша Skea (CBR / CUBS), Максим Реванш (TYK), Александр Floyd (RTK PUBS), Иван Аstro (Rayons), Арсений Truba (TAD)
Адрес: ул. Репина, 94
«Мы изображаем довольно типичную историю для граффити-среды. Это уличный сюжет: дорога, машины, парни с баллонами, куски граффити — все по классике жанра. Наша работа — дань культуре хип-хопа и граффити», — говорит художник Владимир About Васильев. На общей стенке художники изобразили «крутые тачки с крутыми ребятами, которые слушают крутую музыку». Они подчеркивают, что не создают концептуальное искусство, а делают граффити, оттого в работе нет особого подтекста.
«Мы не спали две ночи и рисовали эскиз, который объединил бы все работы в единое целое. В первую очередь, такая работа — это встреча друзей. Возможность собраться, покрасить вместе и пообщаться», — рассказывают авторы. Интересно, что в рамках одной поверхности на Репина собрались представители всех условно выделяемых поколений граффити-художников. Получилась работа, которая находится вне времени и объединяет художников-новичков и профессионалов высшего класса, где всемирно известные райтеры рисуют в рамках эскиза, придуманного за два дня.
Салют
Художник: Максим Реванш
Адрес: ул. Толмачева, 12
Художник Максим Реванш из Екатеринбурга создал работу на крыше кинотеатра «Салют», где несколько лет назад начинался фестиваль «Стенограффия». Площадка долго время оставалась открытой, а в 2017 году у кинотеатра появились планы обустроить на крыше террасу, организовать лофт в офисных помещениях по соседству и даже построить бассейн. Проект находится в стадии обсуждения.
Фотографии: обложка, 1, 2, 5, 8, 9 – Максим Лоскутов/Фестиваль «Стенограффия», 3, 7 – Олег Ковалюк/Фестиваль «Стенограффия», 4, 6 – Фестиваль «Стенограффия»