Прямая речь: Датчанин Ким Нильсен о зелёной архитектуре Идеолог зелёной архитектуры Ким Нильсен рассказал The Village о том, как здания могут влиять на среду и общество и что нужно изменить в Петербурге, чтобы он стал более удобным для жизни.
Датский архитектор, основатель и ведущий специалист бюро 3XN, продвигающего принципы зелёного строительства в мегаполисах, рассказал The Village о том, как постройки могут менять среду, и предложил несколько простых шагов к тому, чтобы сделать Петербург более удобным и экологичным.
Современная архитектура должна привносить что-то новое в городское пространство, не разрушая при этом устоявшийся исторический ландшафт. Конструкция и планировка зданий может не только формировать среду, но и менять поведение людей. Поэтому во всех вновь строящихся зданиях нужно создавать публичные пространства для общения. То есть сама архитектура должна создавать благодатную почву для взаимодействия.
Начинать преобразование мегаполиса лучше не с конкретных зданий, а с градостроительной политики в целом. Петербургу и большинству других городов бывшего СССР нужно в первую очередь избавиться от огромного количества машин. Сделать некоторые улицы в центре пешеходными — не проблема, создать большое количество велодорожек — лишь дело времени, запретить парковку автомобилей в центре города и построить платные автостоянки — практика, зарекомендовавшая себя во многих городах мира. Эти простые и очевидные вещи сразу изменят городскую жизнь в лучшую сторону.
В качестве эксперимента предлагаю на время запретить автомобильное движение на нескольких улицах в центре, как это когда-то было сделано в Бруклине. От этого город сильно выиграл. Это повлияло на уличную активность, способствовало развитию кафе, ресторанов и торговли. В случае с Петербургом это привлечёт большое количество туристов.
Петербург — город на воде, и это преимущество надо активнее использовать. Реки и каналы должны стать транспортными магистралями. Несмотря на наличие водного общественного транспорта, большинство людей, по моим наблюдениям, передвигаются по воде в качестве туристов. Петербург называют Северной Венецией, и это сравнение вполне уместно. С одной лишь разницей, что в Венеции каналы в первую очередь используют для перевозок людей из одной части города в другую, таким образом улицы освобождаются для пешеходов и разгружается общественный транспорт.
Большая проблема российских городов — это современные здания, которые ломают исторический архитектурный ландшафт. Чтобы избежать этого, необходимо проводить архитектурные конкурсы с привлечением международных экспертов. В Дании это условие прекрасно реализуется на практике. Чтобы построить здание в центре Копенгагена, нужно одержать победу на одном из престижных международных архитектурных конкурсов. Таким образом, архитектурные бюро и строительные компании сами заинтересованы в том, чтобы их проекты удачно вписывались в городской ландшафт.
Архитекторам стоит обращать больше внимания на экологичные материалы. Многие из них подходят к погодным условиям, и мы активно используем их в Копенгагене. Например, в 2007 году наша компания открыла отдел научных исследований и развития GXN (G — от слова green), и теперь мы постоянно находимся в поиске новых технологий. Пробка, пакля, соя, зерно — использование таких материалов в строительстве до сих пор кажется чем-то экзотическим. Однако по качеству и прочности они ничуть не уступают традиционным, являясь при этом совершенно безвредными и экологически-чистыми. В отделе задействовано около 10 % от общего персонала компании. Мы делаем ставку на биокомпозитные материалы и считаем, что за ними будущее.
Новые здания нужно проектировать по принципу замкнутой экосистемы: делать многофункциональные помещения, имитировать природные формы, использовать экологически безопасные биокомпозитные материалы. Применяя современные технологии, можно конструировать здания таким образом, что они сами смогут обеспечивать себя теплом и светом.
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.