Москва — огромный мегаполис со сложной транспортной системой, плотно окружённый кольцом областных городов. По разным данным, ежедневно на работу в столицу ездят от 30 до 70 % жителей Подмосковья, тратящих на дорогу в автобусах, электричках, маршрутках и метро драгоценные часы жизни. Труднее приходится работающим в Москве жителям близлежащих областей, например Калужской или Тверской, которые проводят в пути ещё больше времени. Впрочем, порой и сами москвичи мотаются на работу или учёбу на другой конец города, что отнимает много сил. The Village познакомился с четырьмя людьми, посвящающими транспорту многие часы ежедневно, и поговорил с ними о графике жизни, хронической усталости и случаях в пути.

Фотографии

Яся фогельгардт

Текст

Андрей яковлев

Дарья Фёдорова, 24 года, менеджер по работе с партнёрами

В течение трёх лет ездила из города Домодедово в Москву на электричке. Последние четыре года добирается на машине и тратит на дорогу как минимум четыре часа в день

 

Домой я обычно еду очень уставшая. У меня даже были периоды, когда я почти засыпала за рулём. Однажды это чуть не привело к печальным последствиям 

Каждый день я сажусь в машину и еду на работу из города Домодедово в Крылатское. Утро начинается с того, что я проверяю навигатор — как быстрее добраться. У меня несколько маршрутов: либо через центр, либо через аэропорт, либо по федеральной трассе «Дон». Собираюсь долго, около двух часов, поэтому обычно встаю раньше шести, чтобы к десяти быть на работе. Однако точно рассчитать время невозможно. В среднем дорога занимает два часа в один конец. Редко бывает полтора, а в основном два с половиной.

Каждый день я опаздываю. Иногда на пять-десять минут, иногда на два часа. Слава богу, у меня в офисе за это не штрафуют, и работа построена таким образом, что мне никто слова плохого не скажет. Меня всё устраивает: и зарплата, и обязанности, и сам график, поэтому менять место пока не планирую. В Москву не переезжаю по двум причинам. Во-первых, не хочу тратить лишние 45 тысяч на съём жилья, а во-вторых, сложно делить с кем-то жилплощадь. Друга для совместной аренды у меня нет, а снимать одной дорого и скучно.

В дороге я завтракаю, если не успела, могу накраситься или сделать маникюр. В моей машине часто включено радио: по утрам люблю слушать передачи Сергея Доренко, по вечерам музыку. Ещё я учу испанский, поэтому часто ставлю обучающие диски или испанские песни. Но всё равно из-за долгой дороги мне катастрофически не хватает сил и времени, чтобы улучшить свой уровень языка. Вечером я заканчиваю работу в 18:00, иду до парковки полчаса и домой раньше 21:00 не попадаю.

До четвёртого курса я ездила в Москву на электричке. Вставала в 04:40, через два часа садилась в поезд. Живу я в отдалённом районе города, поэтому до станции мне нужно идти минут 40. Ехать час, потом ещё 40 минут в метро и на маршрутке минут 15. По времени получается то же самое, что и на машине. Смысла в этом нет.

Три года я ездила подобным образом и больше не хочу к этому возвращаться. У меня сложные отношения с метро и общественным транспортом. Можно сказать, что не схожусь с людьми. Каждый раз, как спускаюсь в подземку, испытываю дискомфорт. Например, недавно зашла в метро с чемоданом — нужно было в аэропорт, и на «Киевской» одна женщина меня так толкнула, чтобы быстрее занять место, что мой чемодан просто отлетел в сторону. Я зашла в вагон следом и сказала ей: «Хорошо, что вы сели». После этого на меня вылился ушат словесной грязи.

Порой наблюдаю действительно ужасные сцены. Лето, пятница, вечер, все поезда битком, лишних людей воткнуть уже некуда. На перроне стоит бабушка с тележкой, ей непременно нужно попасть внутрь. Мужчина запихивал её в вагон ногами со словами «Давай, бабуль, как-нибудь утрамбовывайся». У меня был шок. До сих пор эта картина стоит перед глазами.

Самый ужасный сезон для меня — зима, особенно когда выпадает снег. Если снегопад — всё, можно смело сидеть на работе до упора, чтобы пробки переждать. Бывает, в такую погоду могу ехать больше трёх часов. Мой личный рекорд — восемь часов. Помню, были предновогодние дни, я ушла с работы в 15:00 и поехала в Домодедово. Дороги так плотно стояли, что добралась я только к 23:00.

Домой я обычно еду очень уставшая. У меня даже были периоды, когда я почти засыпала за рулём. Однажды это чуть не привело к печальным последствиям. После учёбы и работы меня буквально вырубало, а тут ещё и пробка еле едет. Внезапно я случайно въехала во впереди стоящую машину. Слава богу, скорость была небольшая. Из авто вышла девушка и говорит: «Что ж ты за овца такая?» А у меня даже сил не было ответить. Вмятина оказалась небольшая, и мы обе не захотели вызывать ГАИ: «А, ладно, хрен с ним, поехали». Сели по машинам и разъехались.

Конечно, мне не нравится, что я столько еду. Это ненормально, но Москва слишком велика. Мой маршрут сложный и длинный, и у меня просто нет другого выбора.

Альбина Борисенко, 21 год, студентка МПГУ

Живёт в городе Наро-Фоминске. Четвёртый год ездит на учёбу и работу в Москву. В день дорога отнимает больше пяти часов

 

Из-за длинной дороги мне приходится отказываться от сна
и от вечерних тусовок 

Дорога от моей квартиры в Наро-Фоминске до корпуса университета в районе Перово занимает минимум два с половиной часа. Я просыпаюсь в 04:30, чтобы успеть к первой паре. Встаю, выгуливаю собаку, готовлю завтрак, привожу себя в порядок. Из дома выхожу в 06:30. Я живу на окраине города, и мне нужно ещё 15 минут, чтобы доехать до станции на маршрутке. Однако улицы в городе узкие, а машин в последние несколько лет стало очень много, поэтому по утрам возникают большие пробки. В итоге поездка на маршрутке может растянуться на полчаса.

Дальше я час пятнадцать еду на электричке до Киевского вокзала — иногда меньше, иногда больше. У вокзальных турникетов всегда пробка из людей. После того как я её преодолеваю, ещё 30 минут еду на метро и иду 15 минут пешком до учебного корпуса. После учёбы я еду работать на «Савёловскую», и на это тоже уходит добрый час времени. В идеальный день я заканчиваю работать в 18:00, что бывает редко, и домой попадаю примерно в 20:30.

Раньше у меня было правило — не спать в электричках. Я считала, что хаотичный сон плохо влияет на нервную систему. Если спать, то спать в своей кровати и подолгу. Поэтому я старалась себя чем-то занять. Например, весной я пересмотрела весь цикл передач Моргана Фримана «Сквозь кротовую нору». Ещё в транспорте очень много читаю. Именно в дороге я прочитала «Петербург» Андрея Белого, «Камо грядеши» Генрика Сенкевича и «Дело Артамоновых» Максима Горького, а это всё увесистые книжки.

Однажды в метро меня ударил мужчина. Это случилось, когда в давке люди выходили из вагона и началось броуновское движение пассажиров. За моей спиной стоял какой-то человек. Внезапно он решил, что я слишком близко к нему подошла, и толкнул меня со всей дури. Я обернулась — у него было такое отрешённое лицо, будто он не заметил вовсе или ему всё равно. Потом оборачиваюсь ещё раз, и он говорит возмущённо: «Ты так близко подошла, совсем не уважаешь моё личное пространство». Я была в шоке и быстренько забилась в другой угол вагона.

Из-за длинной дороги мне приходится отказываться от сна и от вечерних тусовок. Друзья говорят: «Давай кутить всю ночь». Это значит, что все разойдутся часам к трём утра. А у меня последняя электричка в 00:36, и я уже никуда не уеду. К тому же на мне лежит ответственность — собака. Я лучше недосплю, но её выгуляю.

В сутках 24 часа, из них пять у меня съедает дорога. Ещё хотя бы пять часов я должна спать, а остальное время — это работа и учёба. Я бы хотела тратить больше времени на семью, проводить больше времени дома. Но получается, что я прихожу домой, выгуливаю собаку и ложусь спать. Вместо того чтобы всё время сидеть в электричке, я бы лучше съездила к бабушке в гости.

Впрочем, электричка помогла мне найти много друзей. Например, с кем-то мы учились в одной школе или живём на одной улице, знаем друг друга визуально, но никогда не общались. А сталкиваемся в вагоне и внезапно находим общие темы. Благодаря дороге я сейчас общаюсь с бывшими одноклассниками больше, чем во времена школы. Причём некоторые люди стали для меня открытием. Ещё очень приятно встречать в электричке старых знакомых, которых не видел несколько лет. Шесть лет не виделась с приятелем, а в октябре так совпало, что встретила его на платформе. Теперь мы много общаемся и дружим. Если бы не было этих полутора часов общения, может быть, и не было бы этой дружбы.

Кстати, самые пунктуальные ребята в университете — «замкадыши». А все регулярно опаздывающие — живут в Москве. Объяснить это просто: когда далеко живёшь, учишься ценить каждую минуту. Электричка меня ждать не будет, никогда, поэтому у меня всё расписано буквально по минутам. Я научилась жить в темпе. И мне любая стрессовая или экстренная ситуация по барабану. Могу в любой момент собраться, подсчитать своё время, почувствовать его.  

Роман Агапов, 19 лет, студент МГЛУ

Каждый день ездит из Сергиева Посада в Москву. В день на дорогу уходит около шести часов

 

Спать приходится стоя. Когда спишь четыре часа в сутки, а то и меньше, то заснуть на ногах — вообще не проблема

Сергиев Посад находится в 70 километрах от Москвы. Но я живу за чертой города, поэтому трачу минут 30–40, чтобы добраться до местного вокзала на маршрутке. Просыпаюсь за пять часов до начала пары. Утром у меня всё расписано: подъём в 04:15, душ, зарядка и разминка для глаз. В это время организм ещё спит, поэтому не могу ничего есть, разве что бутерброд. Однако в пути аппетит просыпается, и на первой паре в желудке всегда урчит.

Утром электрички максимально забиты, поэтому приходится приезжать на вокзал заранее, чтобы удалось зайти в вагон. На платформе выстраивается много треугольников из людей. Если ты находишься в центре такого треугольника, тебя просто заносит внутрь. Шансы получить сидячее место почти нулевые. В зависимости от электрички, еду либо час пятнадцать, либо час тридцать. Потом от 20 до 40 минут на метро. Всё вместе выходит порядка трёх часов.

В электричке я предпочитаю спать. Причём спать приходится стоя. Когда спишь четыре часа в сутки, а то и меньше, то заснуть на ногах — вообще не проблема. В электричке сплю минут 30, потом в метро нагоняю ещё семь важных минут. Помню, однажды стоял и постоянно на мужика какого-то заваливался. Засыпаю, кстати, всегда под музыку. И в метро, и дома. Причём под любую. Под хард-рок, например, хорошо спится.

Вечером, кстати, тоже нужно приезжать на вокзал заранее. Если этого не сделать, гарантированно будешь ехать стоя. Дома я могу появиться и в 16:00, и в 22:00, это непредсказуемо. По дороге обратно приходится делать домашнее задание на следующий день, потому что, когда приезжаешь домой, сил уже нет. Порой читаю книжки, смотрю сериалы. Сейчас вот смотрю «Тиран» на восточную тему. Я учу арабский, поэтому мне это интересно.

Честно говоря, электричка — это хуже некуда, я бы поставил единицу из пяти. Больше всего раздражает неприспособленность поездов ко времени года: и зимой, и летом очень жарко. Зимой топят, как в бане: снимаешь с себя всё что можно. Ещё раздражает контингент. В начале вагона всегда располагаются бабки с огромными сумками и тележками, причём так происходит абсолютно в любом вагоне. Не знаю, как они договариваются, но для них всегда есть место. Обязательно должен сидеть какой-нибудь бомж. Неизвестно, куда он едет. Наверное, просто путешествует. Отдельная история — это торговцы барахлом и попрошайки.

Не так давно я в течение восьми месяцев жил в московской квартире друга. Было идеально: до любого корпуса вуза доезжал за 20 минут. Сразу появилось время на встречи с друзьями и прогулки по городу. Забавная штука: когда я езжу из Сергиева Посада, то опаздываю очень редко, но в Москве моя дисциплинированность быстро улетучилась. Я начал просыпать: знал, что могу немножко оттянуть время. Сейчас я опять добираюсь из Посада и ни одного плюса в этом не вижу. Пользы — ноль. Хочу поскорее переехать в Москву. 

Роман Солдатов, 23 года, студент МГЛУ

Больше трёх лет каждый день ездил из Серпухова в Москву на учёбу. В день на дорогу уходило от четырёх до восьми часов. Совсем недавно снял квартиру в Москве

 

Утром, когда едешь в Москву, ни на что нет сил. Ты ненавидишь весь мир. Ты ненавидишь себя и то, чем занимаешься

Я жил на окраине Серпухова и на учёбу в Москву ездил каждый день. Сперва минут десять шёл до остановки, дальше час-полтора ехал на автобусе или попутке до станции метро «Аннино», потом на метро минут 30 и пешком до учебного корпуса ещё около десяти минут. В хорошие дни от двери до двери получалось примерно два, два с половиной часа. Но если большие пробки, на дорогу уходило порядка четырёх часов в одну сторону. Плохие дни — это понедельник и пятница: в пятницу выехать из Москвы практически нереально, а в понедельник, наоборот, — въехать. Пробка может растянуться на 20–30 километров, и приходится стоять по несколько часов. Весной и летом каждый день — плохой. Начинается сезон дачников, а в это время как раз экзамены, сессия.

Обычно пары начинаются в 08:00, а значит, встать я должен в 04:00 и уже в 05:00 сидеть в автобусе. Если даже на пять минут позже выйти, на первую пару гарантированно не попадёшь. Это только в теории автобус ходит каждые полчаса. На деле же может опоздать и на 20 минут. По пятницам и вовсе опаздывает и на час, и на полтора. Заканчиваю учиться я около трёх часов дня. Обратно автобусы идут со станции метро «Южная». Я обычно садился на тот, который отходил в 16:15, и добирался до дома где-то к семи часам.

Утром, когда едешь в Москву, ни на что нет сил. Ты ненавидишь весь мир. Ты ненавидишь себя и то, чем занимаешься. Не хочется ни сериалов, ни книг — ничего. Поэтому самое прекрасное утром — просто поспать в автобусе. С одной стороны, ты вроде спишь, а с другой — понимаешь, что тратишь время абсолютно впустую. Это главный фактор, побудивший меня к переезду.

По дороге домой я обычно делал домашку. В МГЛУ с этим очень строго. Единственное, что у тебя есть в жизни, — это домашняя работа. Если не сделал, будешь страдать. Чтобы не страдать, приходилось не спать. Нужна огромная мотивация, чтобы выдерживать такую дорогу.

Однажды со мной случилась не самая смешная история, я её надолго запомню. У меня был важный экзамен по французскому языку. Утром я вышел из дома заранее, поймал машину, едем. Тут вижу, что автомобильный поток совсем не двигается: мы встали в жуткую пробку, и я начинаю опаздывать. Тогда я вышел из машины и пробежал 15 километров с портфелем. Была зима, я нёсся по грязи и думал: «Господи, только бы не опоздать, это же последний экзамен». В итоге, весь грязный и злой, я опоздал на 20 минут, но был очень горд собой. Если бы остался в машине, приехал бы только часа через три.

Из-за такой долгой дороги я отказывался от всех развлечений. В Москве гулять некогда, а в Серпухов приезжаешь поздно — ни в футбол не поиграешь, ни сходишь никуда. Да и сил не хватало.

Дорога, кстати, не только долгая, но ещё и дорогая. Туда и обратно в день выходит 400 рублей без учёта метро. За пять будних дней набегает круглая сумма. Чтобы не обременять себя и родителей, приходилось отказываться от обеда, от лишнего кофе и других вещей.

Единственный плюс такой ситуации — это новые знакомства в дороге и дисциплина. Сейчас для меня не проблема проснуться в 07:00, встаю уже автоматически.

Сейчас я трачу максимум 50 минут на дорогу и считаю это оптимальным. Могу позволить себе читать в метро, так как стабильно высыпаюсь. Появилось огромное количество свободного времени. Приезжаю домой — и вау, ещё светло. Полно времени, чтобы написать курсовую или сделать уроки на неделю вперёд. И хватает сил, чтобы просто прогуляться по Москве.

Дорога — это главная причина, по которой я начал снимать квартиру в Москве. Наконец-то я могу учиться себе в удовольствие, а не во вред. Когда больше трёх лет подряд встаёшь в 04:00, это очень сказывается на здоровье. И мешки под глазами, как сумки у кенгуру, и настроение плохое, и ничего не хочется. Но сейчас я больше чем доволен — я счастлив. Я готов платить за дорогое жильё в Москве. Я действительно наелся дорогой.