Открытие года: Новый «Гараж» Рема Колхаса в парке Горького The Village побывал в новом здании музея и объясняет, как в Москве появилась мировая достопримечательность
«В 2007 году, когда у меня только появилась идея создать в Москве подобную культурную институцию, я не представляла, что „Гараж“ станет таким, какой он сейчас», — говорит Дарья Жукова на презентации нового здания музея в парке Горького. За восемь лет работы «Гараж» представил семь десятков выставок, принял два миллиона посетителей, выпустил более двух сотен книг, запустил сотни образовательных программ и открыл публичную библиотеку современного искусства, — в общем, стал одним из главных культурных центров не только Москвы, но и всей России.
История развития музея была неразрывно связана с архитектурой: своё название он получил по Бахметьевскому автобусному парку, спроектированному Константином Мельниковым и Владимиром Шуховым, а последние несколько лет музей работал в парке Горького в аккуратном временном бумажном павильоне Притцкеровского лауреата Шигеру Бана. Но теперь строительство основного здания музея закончено: 12 июня 2015 года в парке Горького состоится официальное открытие нового «Гаража» работы Рема Колхаса. The Village побывал в новом здании музея и объясняет, почему Москва получила достопримечательность мирового уровня.
История переезда
В 2011 году, когда у «Гаража» заканчивалась аренда в историческом здании Бахметьевского гаража на улице Образцова, основатель музея Дарья Жукова предложила Рему Колхасу, который разрабатывал для «Стрелки» образовательную программу и часто бывал в Москве, реконструировать два пришедших в упадок павильона в парке Горького. «Шестигранник» Ивана Жолтовского, единственный сохранившийся объект Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки 1923 года, должен был стать новой главной площадкой культурного центра, а сгоревший в годы перестройки ресторан «Времена года», построенный по типовому проекту в 1968 году, — дополнительной. Обновление «Времён года» собирались завершить за год, «Шестигранника» — за пятилетку. Структуры Романа Абрамовича, партнёра Дарьи Жуковой, выкупили павильоны за 13 миллионов долларов.
Весной 2012 года в Лондоне Колхас и его бюро OMA представили проект обновления бывшего типового ресторана. Архитектор предложил восстановить сохранившиеся элементы здания, включая декоративные элементы, плитку и мозаики 1960-х годов, — Колхас является большим фанатом советского модернистского наследия. 5 400 квадратных метров внутренних помещений по проекту накрывались двойным фасадом из полупрозрачного поликарбоната. Внутреннее пространство проектировалось просторным и трансформируемым — в нём должны были разместиться не только выставки, но и лекторий, медиатека, кинотеатр, центр детского творчества, а также книжный магазин и кафе.
Роман Абрамович готов был выделить 50 миллионов долларов на реконструкцию павильонов. Однако строительство всё равно затормозилось на пару лет, а «Времена года» из временной площадки стали основной. Впрочем, что удивительно для российских условий, это не повлияло на результат: новое здание «Гаража» — ровно такое, каким его представляли три года назад.
Почему это важно?
Архитектор — мировая звезда. Москве здорово не везёт с работами известных иностранных архитекторов. В начале 2000-х казалось, что в столице скоро появятся здания Нормана Фостера, Эрика ван Эгераата и других архитектурных звёзд, но в итоге почти все работы были свёрнуты. Британец отказался от реконструкции Пушкинского музея, а голландец регулярно судится с подрядчиками из-за изменения его проектов. Чуть успешнее оказалась Заха Хадид (к слову, ученица Колхаса): её бюро создало футуристичный особняк для Наоми Кэмпбелл в Барвихе, а посреди промзоны на Шарикоподшипниковской улице уже год стоит почти достроенный офисный центр (и это едва ли самый удачный её проект).
В этой ситуации Дарье Жуковой удалось, кажется, невозможное: благодаря «Гаражу» в Москве появились законченные постройки двух Притцкеровских лауреатов и самых актуальных архитекторов на планете. Причём в случае с Баном руководство музея даже предвосхитило награждение.
Авангардная форма. Рассматривая работы последних лауреатов Притцкеровской премии, хочется пошутить, что идеальная постройка 2015 года — старое здание, покрытое строительными лесами. Колхас фактически это и делает: советские руины загораживает фасадом из поликарбоната, а кирпичную кладку внутри едва прикрывает белыми панелями для экспонирования работ (при желании, правда, их можно перенести и выставлять работы прямо на старых стенах). Новое здание «Гаража» — это триумф практичности: прямоугольные трансформируемые пространства, чисто и скромно, ничего лишнего.
Если в конце 1990-х музеи современного искусства старались поражать воображение необычными формами, то всё последнее десятилетие они, наоборот, тяготеют к простоте и функциональности. Деконструктивистский музей Гуггенхайма Фрэнка Гери произвёл фурор в 1997 году и запустил моду на «эффект Бильбао». Но в прошлом году, после открытия всё такого же эффектного здания Фонда Louis Vuitton в Париже, американцу пришлось выслушать волну критики. В ответ он показал противникам средний палец.
Однако простая внешняя форма и бюджетность, так уместная в трудные времена, обманчива. Рем Колхас — самый влиятельный архитектор-теоретик со времён Ле Корбюзье, и до начала 2000-х он по большей части оставался бумажным архитектором. Зато в XXI веке его бюро OMA строит едва ли не самые большие из по-хорошему странных зданий: изломанная в кольцо башня китайского телевидения в Пекине — его работа. Небольшой, скромный и почти временный Музей современного искусства в парке выглядит в этой ситуации игрой на понижение, словно богатый ресторатор Аркадий Новиков открывает обычную бургерную. И кажется, что такой проект спокойно могли бы сделать молодые российские архитекторы. Тем более что по иронии судьбы на прошлой неделе открылось пространство «ЭМА» — его авторы, бюро «Космос», когда-то создали первый временный павильон «Гаража» в парке Горького, а теперь активно использовали в оформлении не приспособленный для того серебристый фольгоизол.
Однако проект «Гаража» был представлен задолго до российского кризиса, и его авангардность в другом. Весь XX век был веком диктата архитекторов, но в XXI веке куда важнее сообщества, которые с помощью современных технологий и сервисов сами смогут решить, как им жить, и станут эффективно использовать существующие городские ресурсы. Роль архитектора меняется и перестаёт быть главенствующей. Колхас понимает это и вежливо делает шаг назад. Новый музей — это в первую очередь демократичное общественное пространство, которое работники музея и посетители смогут использовать по своему усмотрению. Всё это выглядит особенно смелым жестом в то время, когда федеральные чиновники без учёта мнения горожан собираются построить в Мневниках бездарный парламентский центр по проекту любимого зодчего Юрия Лужкова.
Десоветизация образа 1960-х. OMA не стали восстанавливать типовое здание ресторана, а оставили в своём проекте чёткое разграничение между старым и новым — например, на полах можно встретить типичную советскую плитку. Своим решением Колхас не только помогает нарождающейся моде на архитектуру 1960-х и отдаёт дань уважения любимой эпохе, но и проворачивает куда более хитрый трюк. В сознании почти любого выходца с постсоветского пространства модернистская форма почти неразрывно связана с недостатками советского быта. Однако это на самом деле не так — и в конце концов, старая плитка ёлочкой не должна ассоциироваться с плохой советской столовой, побитой посудой и гнутыми алюминиевыми ложками. Сохраняя советские символы здания, архитектор также даёт новую жизнь типовым материалам, очищая их от ненужного идеологического налёта.
Рем Колхас
архитектор, OMA
Наше здание работает, как аэропорт — оно открыто для посетителей со всего мира. Музей входит в пространство парка Горького и является его продолжением: территория парка и пол музея находятся на одном уровне. Нам было интересно работать с парком как частью Москвы. Он очень популярен, в нём много посетителей, и это хорошо для музея.
Красивые, старые и важные здания нужно сохранять, чтобы рассказывать детям о том, как мы жили раньше. Но консервация — не единственный и не лучший способ сохранения наследия. В этом проекте я демонстрирую уважение к той эпохе и атмосфере 1960-х годов. Советские метафоры до сих пор есть в здании.
Мне нравится «Гараж», потому что это современный и развивающийся музей и в нём нет коллекции для продажи. Интересно, что музей сам создаёт контекст для произведений искусства, и этот контекст в том числе политический и дидактический. Цель этой институции — не просто показать вам какие-то новые вещи, но и дать почувствовать выставки.
Антон Белов
директор «Гаража»
Сейчас часто принято говорить о прошлом. Но у истории не было бы шансов, если бы кто-то в своё время не строил будущее. И поэтому мне кажется, что «Гараж» — место, где создаётся история, потому что мы создаём будущее. Для нас важно не только развитие представления о современном международном искусстве, но и работа с российским искусством, представление его в международном контексте. Сейчас мы занимаемся нашей архивной коллекцией, мы хотим восстановить архив российского и советского современного искусства начиная с 1950-х годов. Цель нашей институции в том, чтобы текущие и будущие поколения знали историю и помнили имена участников этой истории.
Что дальше?
В новом здании «Гараж» открывает сразу пять выставок, две из которых будут представлены проектами-исследованиями самого музея. Один из них — проект «Древо современного русского искусства», другой — «Полевые исследования». Он включает в себя рассказы об африканском и арабском кино, фильм Антона Видокле о русском комизме и «Чёрный квадрат» Марин Саймон. Последний — ядерная витрина, железобетонный контейнер с ядерными отходами, которые «Гараж» заберёт в своё распоряжение в 3015 году. Место под него зарезервировано в музейном магазине.
Кроме того, этим летом в «Гараже» можно будет познакомиться с восточным современным искусством. Японка Яёи Кусама представит свои инсталляции «Теория бесконечности» и «Восхождение точек на деревья» — художница предпочитает работать не с конкретными объектами, а с пространственными средами. А тайский художник Риркрит Тиравания любит по-особенному распоряжаться выставочными пространствами: в его зале посетители смогут поиграть в пинг-понг, поесть пельменей и получить футболки со знаками вопроса.
Официальное открытие нового здания Музея современного искусства «Гараж» состоится 12 июня, вход в музей в этот день будет бесплатным.
Текст: Юрий Болотов, Оксана Клещерова
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.