Как создать необычный парк: 5 советов архитектора «Хай-Лайна» Чарльз Ренфро рассказал The Village о том, как создать ни на что не похожее общественное пространство, и поделился своим видением будущего парка в Зарядье.
Чарльз Ренфро — создатель одного из самых необычных парков в мире, нью-йоркского «Хай-Лайн». Он разбит на месте надземной железнодорожной ветки на Манхэттене. В 1970-е её работу приостановили, и с тех пор пути были просто огорожены забором — ветку хотели снести, но нашлись горожане, которые выступили за сохранение «Хай-Лайна» и превращение его в общественное пространство. В 2005 году после долгих слушаний было решено выделить 50 миллионов долларов на создание парка. Сейчас команда «Хай-Лайна» участвует в конкурсе на создание парка «Зарядье» в Москве и вышла во второй этап. Корреспондент The Village послушал лекцию Чарльза Ренфро в институте «Стрелка» и поговорил с ним о том, как создать удивительное общественное пространство и как бы он подошёл к проектированию парка в Зарядье.
Чарльз Ренфро
партнёр нью-йоркского бюро Diller Scofidio + Renfro (DS+R)
Руководил такими проектами, как Нью-йоркский музей искусства и технологии Eyebeam и Бостонский институт современного искусства. Вместе с Ремом Колхасом разработал план комплексного развития нью-йоркского округа BAM. На счету бюро такие знаковые проекты, как парк «Хай-Лайн», реконструкция «Линкольн-центра» в Нью-Йорке и Blur Building в Швейцарии.
5 способов создать необычный парк
1. Посмотреть вокруг — это первое, что вам нужно сделать, чтобы создать необычное общественное пространство. Очень часто самые необычные, самые удивительные вещи уже есть в городе — их просто надо заметить и оценить. С парком «Хай-Лайн» именно так и произошло: городские власти хотели снести неиспользуемые железнодорожные линии, но нашлись люди, которые понимали красоту и важность этого места для города. Обычные горожане, совсем не связанные с архитектурой, предложили создать там парк. И все, кто там был, кто гулял по «Хай-Лайну», понимали, что на этом месте будет невероятное общественное пространство.
2. Вы должны подумать о том, кто ваши посетители: откуда они к вам пришли, что они делали и чем бы хотели заняться? То есть вы должны придумать программу парка, чтобы разнообразить их день. Например, представим, что в Зарядье люди будут приходить после длительной прогулки по центру города. Они, наверное, будут уставшими, значит мы должны дать им место для отдыха. Это может быть просто гамак, а можно сделать тематический парк с большими кроватями. Представьте, что вы целый день гуляли по Москве и можете немного поспать в парке. В общем, можно идти по такому пути: предлагать людям то, что им необходимо, но делать это каким-то необычным способом.
3. Сделать что-то неожиданное, отправить людей туда, где они не ожидали оказаться: на верхушку дерева, под воду Москвы-реки, в фундамент снесённой гостиницы «Россия».
4. Быть экологичными. Надо использовать растения и ландшафты, может быть, сделать реку одним из источников энергии, необходимой парку. Мы очень давно занимаемся как раз такими проектами. Нас интересует использование природных объектов в архитектурных целях. Поворотным моментом для нас было создание Blur Building для швейцарской выставки в 2002 году. Мы хотели сделать здание не просто на берегу озера, а из самого озера. Построили металлический каркас и с помощью сложной системы непрерывно создавали туман, водяное облако вокруг него. В итоге получилось огромное, бесформенное, постоянно меняющееся произведение архитектуры. Довольно необычно, на мой взгляд.
5. Структура пространства должна проистекать из самой природы места, из его ДНК. Тут снова можно вспомнить «Хай-Лайн». Сама линия подсказала нам архитектурные решения. Всё, начиная от ступенек на входе и заканчивая креслами, перилами, дорожками, сделано из материалов, которые можно было найти на заброшенной железной дороге.
Когда мы пришли на «Хай-Лайн», он уже практически превратился в парк: пути заросли зеленью, трава пробивалась через бетон. Мы изобрели систему дорожек, которую назвали «агротектура» (в оригинале — игра слов: agriculture — «сельское хозяйство», architecture — «архитектура». — Прим. ред.). Наши дорожки — из бетона, и трава продолжает через них прорастать.
Но ещё более важно, что мы хотели сохранить дух этого заброшенного места, где человек может побыть в одиночестве. Мы не хотели, чтобы «Хай-Лайн» превратился в место для развлечений и наполнился какими-то активностями. Исходя из ДНК этого места, мы стремились, чтобы люди приходили сюда не развлечься, а потеряться. Вот что я называю «исходить из природы места».
О Зарядье
Я думаю, во всём мире не так много мест, которые были бы настолько же очаровательны, как Зарядье. Вспомнить хотя бы, сколько исторических пластов здесь пересекается, сколько удивительных историй здесь происходило. Одно это делает работу очень интересной. К тому же там просто очень красиво: архитектура, Кремль, Москва-река. А как там садится солнце!
Мы пока не знаем, что именно хотим там сделать, потому что конкурс только начинается, но я думаю, мы знаем, какой подход будем использовать. Мы хотим сделать экологичный проект устойчивого развития. Мы хотели бы придумать там программы, которые бы давали посетителям новые ощущения. Мы хотим совместить городское и природное в очень необычных пропорциях.