Уличные музыканты Москвы жалуются на массовые задержания. Исполнители говорят, что в последние месяцы полицейские часто забирают их в участки, составляя протоколы о нарушениях при проведении массовых мероприятий, а суды выписывают за это штрафы. В конце прошлой недели музыканты провели флешмоб против действий сотрудников полиции. В ответ Мосгордума пообещала принять законопроект, который будет регулировать деятельность уличных музыкантов. The Village поговорил с исполнителями, депутатом и полицией, чтобы выяснить, кто виноват в происходящем. 

   

Олег Мокряков

музыкант 

Обычно полицейские задерживают музыкантов, когда они играют или только собираются начать это делать. Представитель правопорядка подходит и просит, чтобы ребята сели к нему в машину, после чего на них составляют протокол по статье 20.2 КоАП («Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования». — Прим. ред.). То есть музыкантов задерживают за то, что они собрали вокруг себя слушателей. Инструменты конфисковывают, а потом задержанные получают повестки в суд. Для таких дел даже есть специальный судья, и он, не вникая в суть, присуждает штрафы в 10 тысяч рублей. Для уличных музыкантов это огромная сумма. Недавно на Арбате задержали ребят-балалаечников, им теперь вменяют «незаконное оказание услуг населению», будет суд по этой статье. Иногда нам просто говорят: «Завязывай, уходи». Когда требуешь представиться и объяснить, на каком основании они прогоняют, говорят: «Сейчас проедем с вами в отделение, и там всё объяснят».

Думаю, что ОВД «Арбат» решило нам отомстить после суда по делу Максима Демидова. Его задержали в марте прошлого года, протокол не оформили, конфисковали гитару. Когда он пришёл за инструментом, то увидел, что его повредили: там появились трещины. Демидов подал на отделение полиции в суд, за дело взялась адвокат Виолетта Волкова. Отделение полиции испугалось, что их могут заставить выплачивать ущерб, и они стали бешено задерживать всех музыкантов. Кроме того, у полицейских есть связи с местным бизнесом, а музыканты им просто мешают. Многие хотят выслужиться перед начальством и на всякий случай зачистить всё. Хотя большинству ментов уличная музыка нравится, и многим стыдно нас задерживать. Они прямо говорят: покажите любую бумажку, чтобы мы сказали начальству, что у вас всё официально. Никого не интересуют копейки, которые можно собрать с музыкантов. Но если сделают разумный патент, конечно, мы будем его получать.

   

Сергей Садов

музыкант 

С Арбата просто выдавливают музыкантов, задерживают каждый день. Люди, которые это делают, коррумпированы. Это представители силовых структур, торговцы и управа. Раньше они воевали друг с другом, а теперь объединились против нас. У меня конфисковали инструменты и некоторые до сих пор не вернули. Я считаю претензии к нам несправедливыми: по закону автор имеет право на обнародование своих произведений, он может делать их доступными. Мы продвигаем народную культуру бесплатно, а в Европе таким музыкантам платят.