Последние несколько лет администрация президента создавала и оттачивала способы работы в интернете: кремлеботы, DDoS-атаки, накрутка подписчиков, фабрика комментариев в любых соцсетях по любым темам — всё это стало привычными методами политической борьбы. С недавних пор и мэрия Москвы активно наращивает своё присутствие в интернете. Сейчас тема урбанистики и городских преобразований волнует пользователей, кажется, не меньше, чем расследования Навального и грустные котики. Специальный корреспондент The Village Олеся Шмагун разбиралась, какие приёмы использует мэрия для продвижения в соцсетях, чем их методы отличаются от нашистских и, самое сложное — как отличить мурзилку от городского активиста.

 

50 тысяч в минуту

В моём твитере 50 тысяч подписчиков — это больше, чем у Антона Красовского, интернет-издания «Йополис», Василия Эсманова и Максима Каца, хотя на десять тысяч меньше, чем у Олега Кашина, и гораздо меньше, чем у Алексея Навального. Количество моих подписчиков растёт на глазах. Только что их было всего 600, они собирались вокруг меня в течение нескольких лет: смешная шутка — плюс три подписчика, твиты с Болотной — плюс пять, ретвит от Кашина — плюс десять. Сейчас читателей прибавляется по тысяче в минуту.

Я пью кофе в пивном баре недалеко от Савёловского вокзала, напротив меня сидит Михаил, в прошлом — активист прокремлёвского движения, сейчас — интернет-предприниматель. Его контора находится неподалёку, но вывески с названием на входе нет. Это Михаил зашёл в какую-то программу на своём планшете и в одной из строк написал 50 тысяч, хотя я просила всего десять. Такое же число людей можно подписать на мой Instagram или страницу «ВКонтакте». Часть из них — боты, несуществующие люди, поддельные аккаунты, но часть — вполне живые пользователи, чьи страницы взломали.