В конце сентября в московском метро стали развешивать обновлённую схему. По заявлению пресс-службы метрополитена, дизайн стал более лаконичным и больше похожим на западные аналоги. Линии стали тоньше, надписи — контрастнее. Кроме того, со схемы исчезла Москва-река.

 

Горожане новую схему раскритиковали: одни — за неузнаваемость, другие — за дизайнерские ошибки. The Village собрал отзывы на новую схему и расспросил о ней своих дизайнеров. В схеме нашлось 12 недостатков. Большинство из них — просто неаккуратность, но есть и такие, которые делают схему трудной для восприятия.

 

 

1. Нет реки

На прежней схеме Москва-река присутствовала не в качестве транспортной артерии, а как ориентир: поняв, на каком берегу находишься, проще было разобраться, как попасть туда, куда нужно. Без реки схема стала менее информативной.

 

 

2. Нет привязки к местности

Схема окончательно потеряла привязку к реальной Москве. Если верить её масштабам, то от «Кропоткинской» до «Третьяковской» столько же, сколько от «Китай-Города» до «Лубянки». Кроме того, линии странно изгибаются: к примеру, от «Ленинского проспекта» «рыжая» ветка резко поворачивает, хотя в жизни идёт по прямой до самого «Тёплого стана».

 

 

3. Нет вокзалов и аэропортов 

То, что со схемы убрали вокзалы и аэропорты, считается одной из главных ошибок дизайнеров новой схемы: зачастую туристы только благодаря этим отметкам и могли разобраться, как попасть на «Аэроэкспресс». Вместо этого на схеме обозначили действующие и проектируемые перехватывающие парковки, которые, конечно, тоже важны, но не так, как вокзалы и аэропорты. Тем более что значок парковки не везде выровняли по засечке с названием станции.

 

 

4. Отказались от традиционного облика 

Обновлённая схема действительно визуально похожа на западные аналоги, однако напрочь неузнаваема для москвичей, привыкших к традиционному стилю. Знакомый всем паучок расползся, «серая» ветка, которая обычно находилась посередине схемы, уехала влево. Пассажирам придётся фактически заново изучать схему.

 

 

5. Схема заполнена неравномерно

В одной части схемы, например в районе «Трубной», «Сухаревской» и «Достоевской», много свободного пространства, в то время как от «Арбатской» до «Кутузовской» — хаос и неразбериха: там переплетаются сразу четыре линии, в том числе проектируемое продолжение Калининской. 

 

 

6. Надписи по диагонали
и поверх схемы

Арт-директор «РИА Новости» Илья Рудерман отметил в интервью The Village, что, среди прочего, его смущают появившиеся на новой схеме надписи по диагонали. Теперь, чтобы вчитаться в названия станций лёгкого метро или монорельса, приходится наклонять голову. Помимо этого, в новой схеме гораздо больше надписей поверх линий (в основном на кольце), которые труднее читать. 

 

 

7. Контуры букв

Судя по всему, дизайнеры новой схемы так и не определились с тем, нужно ли делать белые контуры с названием станций: к примеру, «Чкаловская» напечатана без всякого контура, а «Тургеневская» (причём это относится и к латинскому названию станции) — с белой обводкой. Это же касается Barrikadnaya и соседней к ней Begovaya.

 

 

8. Торчит 

Сложно придумать, чем можно оправдать создателей схемы, если они не позаботились о том, чтобы ничего нигде не торчало. А торчит много чего: линии продолжаются уже после конечной (например, «лиловая» ветка на севере), а засечки со станциями уходят за границы линий.

 

 

9. Неровный текст

На схеме нет единых стандартов выравнивания текста: надписи плавают относительно соответствующих им засечек. 

 

 

10. Кривые линии и неровные повороты 

«Салатовая» линия преломляется на «Чкаловской» и идёт дальше неровно. Кроме этого, под отметками станций скрыты неровные повороты веток.

 

 

11. Засечки со станциями 
в разные стороны

Большинство дизайнеров сошлись во мнении, что если проектировщики схемы решили обозначать станции засечками, то последние надо было повернуть в одну сторону. То, что названия станций смотрят в разные стороны, не только нарушает гармонию, но и делает схему менее понятной.

 

 

12. Строящиеся станции похожи на действующие

Многие отметили, что на новой схеме непонятно, до каких станций уже можно доехать, а какие только строятся. К примеру, будущее продолжение Люблинско-Дмитровской линии выглядит не менее убедительно, чем соседняя линия монорельса. Или станция «Спартак», которая смотрится вполне действующей. 

При подготовке материала использовались записи и комментарии в сообществах и блогах «Живого Журнала» ru-metro, serj-nickel и ckonovalov