Где искать лучшие рестораны: Книги, приложения, фестивали и передачи Приложение Chefs Feed, книга Where Chefs Eat, передача Diners, Drive-ins and Dives и фестиваль Omnivore — The Village узнал, откуда, кроме гидов Zagat и Michelin, можно узнать о лучших ресторанах мира
В первой части исследования The Village рассказывал о том, как работают знаменитые ресторанные гиды Michelin и Zagat: кто выбирает рестораны, по каким критериям их оценивают, насколько сильно эти гиды влияют на общественное мнение и как ими пользоваться. Во второй части мы рассказываем о совершенно другом подходе к выбору лучших ресторанов — вместо многоступенчатой системы оценки и принятия окончательных решений на основе мнений 100 или 10 000 человек здесь на попадание заведения в список лучших или важных влияет только субъективное мнение одного или нескольких человек. Какие рестораны попадают на гастрономический фестиваль Omnivore и в кулинарную телепередачу Diners, Drive-ins and Dives, в каких ресторанах и что едят известные шеф-повара по всему миру.
Иностранный опыт:
Как Michelin и Zagat выбирают лучшие
рестораны
Where Chefs Eat:
A Guide to Chefs’ Favourite Restaurants
«Где едят шефы: Гид по любимым ресторанам шеф-поваров» — это 700-страничный фолиант дивной красоты, на страницах которого 400 лучших шефов со всего мира рассказывают о своих любимых ресторанах. В итоге получается 2 000 ресторанов и забегаловок в Европе, США, Канаде, Южной Америке, Африке, Австралии, Новой Зеландии и Азии. К каждому ресторану прилагается небольшой комментарий шефа и фактическое описание от редакции.
Выпущенная издательством Phaidon под редакцией гастрономического журналиста и соучредителя премии The World’s 50 Best Restaurant Джо Уорвика, эта книга не имеет аналогов. Объективнее всего оценить работу шеф-повара может только другой шеф-повар, на своём опыте знающий, что такое слепить тысячу пельменей за пару часов и сделать идеальную карамель. Поэтому совершенно очевидно, что когда тот или иной ресторан советует Дэвид Чанг или Хестон Блюменталь, сомневаться не приходится.
1
раз вышла книга
Where Chefs Eat:
A Guide to Chefs’ Favourite Restaurants,
в январе 2013 года. Будет ли издание со временем дополняться, пока не известно.
Кто выбирает
Известные шеф-повара со всего мира: более четырёхсот имён, от заслуженных до молодых, но уже известных в узких кругах. В списке, к примеру, невероятно модные сейчас Магнус Нильсон (ресторан Fäviken в Швеции) и Рене Редзепи (ресторан Noma в Дании), а также выступавшие в Москве на первом фестивале Omnivore два года назад Петтер Нильсон, шеф-повар и владелец небольшого бистро La Gazzetta в Париже, и Карло Мирарки, владелец и шеф-повар нью-йоркского ресторана Roberta’s, и даже Анатолий Комм. Каждый шеф-повар советует в среднем по 10 заведений.
14
шеф-поваров назвали ресторан Fäviken Magasinet с пометкой «worth the travel» своим любимым в книге Where Chefs Eat: A Guide to Chefs’ Favourite Restaurants.
Как осуществляется выбор
Каждому повару была предложена анкета, состоящая из восьми вопросов. Шефы раскрывали карты, рассказывая, где они любят завтракать, а где — отмечать важные события, каким ресторанам откровенно завидуют и ради каких заведений смогли бы предпринять специальное путешествие.
Весь процесс, от составления списка шеф-поваров до выпуска книги, занял 12 месяцев. 25 редакторов рассылали 400 шефам имейлы, созванивались с ними из разных стран и городов. В итоге был составлен список из 2 000 ресторанов с важными и ироничными комментариями профессионалов. Представить такое даже десять лет назад практически невозможно.
Критерии выбора
Поскольку места оценивали шеф-повара, причина выбора очевидна — кухня и ещё раз кухня. Редакторы книги выделили восемь критериев, в соответствии с которыми шефам предложили выбрать лучшие, на их взгляд, рестораны:
Breakfast
Любимое место для завтрака
Late night
Ресторан, в который вы отправитесь есть ночью
Regular neighbourhood
Ресторан, в котором вы едите чаще всего
High end
Ресторан, в котором можно отпраздновать особенное событие
Wish Id opened
Ресторан, который вы сами бы хотели открыть
Worth the travel
Ресторан, в который вы отправитесь поесть, как бы далеко он ни находился
Bargain
Ресторан, в котором можно поесть хорошо, но бюджетно
Lacal favourite
Ресторан, который лучше всего представляет кухню вашего родного города
Издательство Phaidon не первый год занимается созданием гастрономических книг, работая с известными шеф-поварами. Из последнего — книга о ресторане Fäviken и его шеф-поваре Магнусе Нильсоне. Также Phaidon издаёт гиды Wallpaper.
Влияние на общественное мнение
К мнению профессионала не прислушается только ленивый, поэтому ресторанам, которым выпала честь оказаться в этой книге, можно только позавидовать. Доверие к выбору шеф-поваров огромно, ведь у них мало свободного времени и вряд ли они станут тратить его на посредственные рестораны и еду.
Chefs Feed
Chefs Feed — мобильное приложение, идея которого схожа с книгой Where Chefs Eat: A Guide to Chefs’ Favourite Restaurants: выбирают рестораны здесь не просто пользователи или ресторанные критики, а шеф-повара. Главное отличие — в Chefs Feed шефы выбирают не рестораны, а конкретные блюда. Кстати, приложение было выпущено за два года до выхода книги — в 2011-м. Тогда создатели Chefs Feed, братья Джаред и Стив Ривера, сами ездили по США и брали интервью у знаменитых шеф-поваров (в итоге получилось 500 ресторанов), делая из этого видеоролики для своего спонсора — Virgin America. Сейчас в приложении доступно 19 городов, в каждом десятки местных шеф-поваров советуют каждый не меньше пяти блюд.
Кто выбирает
Список шеф-поваров похож на Where Chefs Eat: A Guide to Chefs’ Favourite Restaurants, но география не столь обширна. В основном это американские шефы, которые советуют заведения в своих же городах. О своих любимых блюдах в Нью-Йорке, например, в Chefs Feed рассказывают Карло Мирарки (Roberta’s), Дэвид Чанг (Momofuku, Milk Bar), Джош Капон (Burger&Barrel), Сара Дженкинс (Porchetta, Porsena), Шон Рембольд (Diner, Marlow & Sons) и Дэниел Холцман (The Meatball Shop).
Критерии выбора
Шеф-повара руководствуются при выборе блюд для Chefs Feed только своим вкусом. Есть два варианта логики использования приложения. Первый — если вам нравится есть, например, в Momofuku Noodles Bar и Milk Bar и вы доверяете вкусу шеф-повара и владельца этих заведений Дэвида Чанга, то, вероятнее всего, рекомендованное им в Chefs Feed блюдо — например, удон в японском ресторане Kajitsu — вам тоже придётся по вкусу, если вы, конечно, любите удон. Отсюда вытекает второй вариант — вы производите поиск не по шефу, а по блюду — сегодня сэндвичи с хрустящим свиным животом, завтра конфи из утки или дим-самы. В таком случае вы, скорее всего, заранее доверяете всем шефам, советующим блюда, и в дополнение к фотографии блюда и ссылке на ресторан читаете их комментарии.
Особенности
При регистрации в приложении нужно указать свой город. Выбрать Москву не выйдет: доступны только те города, в которых находятся рекомендованные шеф-поварами заведения, в основном это США: Атланта, Остин, Бостон, Чикаго, Даллас, Лас-Вегас, Хьюстон, Денвер, Лос-Анджелес, Майами, Новый Орлеан, Нью-Йорк, Филадельфия, Портленд, Сан-Диего, Сан-Франциско, Сиэтл, Вашингтон и Лондон. Однако приложение предлагает написать письмо в офис с пожеланием добавить тот или иной город на карту Chefs Feed. Дальше можно выбрать подписку на конкретных шеф-поваров, чтобы следить за их выбором, или выбрать всех.
Выбрав блюдо, пользователь попадает на его страницу, где, кроме фотографии еды, есть ссылка на ресторан (можно посмотреть адрес, телефон и карту) и комментарии шеф-повара или даже нескольких. Блюдо можно пометить как уже съеденное и оценить его, добавив комментарий, или добавить в список планов. После добавления блюда в планы появляется возможность забронировать стол в ресторане.
Кроме шеф-поваров, в приложении можно следить за друзьями, которых тоже можно добавлять в свою ленту — Chefs Feed ищет друзей в Facebook, если зайти в приложение через него. Пользователи могут оставлять комментарии к блюдам, но не могут публиковать свои фотографии еды и создавать страницы блюд. В обычном поиске по приложению профили пользователей не видны.
19
городов сейчас можно выбрать в Chefs Feed,
и их количество постоянно растёт
Влияние на общественное мнение
Повара делятся своими любимыми блюдами в разных кафе, а не советуют заведения, выбирая их по определённым критериям. Приложение удобно при составлении гастрономического маршрута по городам, включённым в гид: шефы советуют как по-настоящему культовые блюда в известных ресторанах, так и локальные вещи вроде «лучшего сэндвича с уткой» в небольшой забегаловке у себя в районе, «через дорогу», «на углу», который готовят там уже десять лет.
Omnivore
Omnivore — это международный гастрономический фестиваль, очень старательно подбирающий участников — в основном это опытные шефы, создающие «молодую гастрономию» и авторскую кухню и экспериментирующие без оглядки на общепринятые каноны. Начинался фестиваль в 2005 году, и в первый раз проходил в Гавре. Позже он состоялся в Нью-Йорке, ещё через год — уже в трёх странах, а с прошлого года стал международным, и теперь его география включает десять мировых столиц, в том числе Москву.
Создатель фестиваля — гастрономический журналист Люк Дюбанше. Он впервые применил термин «омнивор» (в переводе с французского «всеядный») в начале 2000-х для обозначения зарождающейся тогда тенденции — «новой, современной гастрономии», появившейся, по его словам, в противовес «очень правильной, но скучной» кухне — nouvelle cuisine, что была «в то время в каждом ресторане Франции». Именно про таких всеядных шеф-поваров и рестораны Omnivore пишет в ежеквартальном журнале и ресторанном гиде, который выходит раз в год.
Кто-то называет Omnivore антимишленом, но это не вполне корректно. Например, шеф-повар Бенжамен Турсель, выступавший в 2012 году на фестивале Omnivore в Москве и девять лет назад открывший вместе с женой ресторан на 20 человек в крошечной деревушке на юго-востоке Франции, Auberge du Prieure, несколько лет назад получил звезду Michelin. «Мишлену» из-за некоторой чопорности сложно угнаться за «Омнивором», смотрящим скорее в завтра и отрицающим ностальгию, но всё же иногда их выбор пересекается.
10
городов-столиц приняли в 2012 году фестиваль Omnivore: Париж, Брюссель, Монреаль, Нью-Йорк, Москва, Рио-де-Жанейро, Сан-Франциско, Сидней, Стамбул и Шанхай.
5
номеров Omnivore Magazine продаются сейчас. Журнал не похож на привычные кулинарные периодические издания. Здесь нет рецептов, а шефы выглядят как рок-звёзды и современные художники.
Как осуществляется выбор
Несмотря на то что первый фестиваль прошёл в 2005 году, начало «Омнивору» было положено десять лет назад, в 2003-м. Тогда Люк Дюбанше, будучи журналистом в Libération, стал продвигать новую кухню и её шефов, устраивая поначалу чуть ли не квартирники с обедами.
До сих пор Люк самостоятельно ищет новых шеф-поваров и рестораны по всему миру, помогает ему в этом продюсер фестиваля Жюстин Про. Топовые имена, присутствие ресторанов в известных рейтингах или гидах при выборе ничего не значат, наоборот, чаще именно Omnivore открывает новых героев. Главное, чтобы повар был творцом, придумывал новое и его виденье соответствовало восьми принципам молодой кухни, провозглашённым Дюбанше десять лет назад:
Я предпочитаю местных производителей.
Я то, что я есть (главное, готовить авторскую кухню — искреннюю, идущую из глубины души, не скованную чьим-то мнением).
Я не почиваю на лаврах (готовить для себя — это утверждение должно быть отправной точкой любого действия шефа. Мы работаем не для похвалы или в угоду критикам. Нет ничего хуже кухни, которая застыла в хвалебной редакционной заметке).
Для меня важны другие культуры —
где бы я ни был, я интересуюсь
(путешествовать, чтобы приобщаться к новым опытам, чтобы в результате сформировать свой собственный стиль — не копировать, но вдохновляться).
Я создаю атмосферу (часто обслуживание в ресторане чопорное, безучастное, холодное, и это отталкивает. Нужно возрождать в ресторане ощущение «как дома». Ощущение хорошего настроения должно превалировать над социальным актом, как и удобство — над строгими порядками).
Я создаю пространство (пространство ресторана логически вытекает из кухни, соответствует ей, между ними можно поставить знак равенства).
Я приближаюсь к природе (применение органических принципов обработки, биодинамических способов производства).
Я создаю сплочённую команду (у шефа, поварёнка или официанта должны быть одни и те же цели и стремления).
Особенности
Гид фестиваля подойдёт далеко не всем, и в этом его прелесть. Дело в том, что еду шеф-поваров, попадающих в список Omnivore, невозможно точно классифицировать по типу кухни. Каждый из шефов имеет собственный стиль и видение современной гастрономии. Этот феномен можно сравнить с тем, что происходит далеко не первый год в мире моды — одежду сестёр Кейт и Лауры Малливи, создательниц марки Rodarte, невозможно спутать с вещами, придуманными Риком Оуэнсом или Александром Вэнгом, настолько очевиден и узнаваем подчерк каждого из дизайнеров. Но и объединяет шеф-поваров «Омнивора» многое — использование локальных продуктов, непрерывный творческий поиск и работа скорее для двухсот человек, нежели для двух тысяч. Чаще всего эти шефы сами стоят на кухне и нередко являются владельцами своих ресторанов, кафе и бистро. Часто встречаются шеф-повара без профессионального образования, но эта тенденция сейчас прослеживается во многих областях.
Влияние на общественное мнение
Гид ресторанов Omnivore определённо имеет большой вес, но совсем не массовый. В первую очередь он важен для людей, всерьёз интересующихся гастрономией. Собранные в одном гиде по вышеперечисленным критериям рестораны и шефы в разных городах и странах — настоящая находка для тех, кто хочет не просто поесть в ресторане, а совершить ряд гастрономических открытий и расширить кругозор в плане вкусовых сочетаний.
Цель Omnivore — изменить представление обычных людей о высокой кухне. Мы ищем поваров, которые не идут на поводу у модных тенденций, а создают что-то новое. Мы любим места, где существует особая атмосфера уюта и расслабленности, где нет холодности и чопорности, где люди чувствуют себя как дома. Ещё мы заботимся о том, чтобы наши повара использовали продукты местного производства, сотрудничали с фермерскими хозяйствами. Для нас интересны рестораны, где сплочённость и командный дух персонала ценятся выше, чем общественный статус.
Люк Дюбанше
создатель фестиваля Omnivore
Diners, Drive-ins and Dives
Diners, Drive-ins and Dives — телевизионная кулинарная передача на американском канале Food Network. Её ведущий, Гай Фиери, харизматичный калифорниец, внешне будто застрявший в 90-х: катается по Америке в поисках дайнеров, придорожных кафе и забегаловок, в которых готовят честную современную американскую еду. Одна серия — три или четыре заведения (чаще находящихся в разных штатах Америки), объединённые одной или несколькими темами вроде Mama’s Cookin’, Family Joints, BBQ или Big Breakfast.
Типичный 21-минутный эпизод Diners, Drive-ins and Dives выглядит так: Гай Фиери приезжает на своём красном кабриолете 67 Camaro к нужному месту, по пути рассказывая про ресторан и его особенности, заходит на кухню, где при нём шеф-повар (часто также владелец заведения) готовит одно или несколько блюд, подробно рассказывая о них, в то время как ведущий искромётно комментирует происходящее и сам результат (Гай всегда пробует то, что получилось); и так ещё с двумя заведениями.
Передача выходит с 2006 года, сейчас снято 179 эпизодов в 14 сезонах. Сам Гай Фиери — повар. В 1996 году он вместе со своим партнёром Стивом Грубером открыл первый ресторан Johnny Garlic’s в городе Санта-Роза. Сейчас Johnny Garlic’s — это сеть из пяти ресторанов в разных городах Калифорнии. В 2003 году тем же составом партнёры сделали новый ресторан — Tex Wasabis (суши и барбекю на одной кухне) в Санта-Розе, а в 2007-м ещё один такой же в Сакраменто. Последнее своё заведение — Guy's American Kitchen & Bar — Гай Фиери открыл в 2012 году в Нью-Йорке, прямо на Таймс-сквер. Ресторан в пух и прах разнёс в своей критической заметке Пит Уэллс, ресторанный критик The New York Times.
14
сезонов передачи Diners, Drive-ins and Dives снято, но показано только 13. Всего это 179 серий.
www.guyfieri.com — на сайте Гая Фиери можно узнать обо всех его проектах, купить его книги,
фирменные соусы и даже футболки.
Критерии выбора
Гай Фиери и его продюсер Дэвид Пейдж ищут самые необычные рестораны из списка, в общем-то, совсем простых американских заведений — дайнеров, забегаловок и баров. Никаких мишленовских ресторанов и эспумэ, украшенных цветами и травинками, — нормальная еда американского размера порций: бургеры, гриль, традиционные американские блюда, приготовленные по передающимся от поколения к поколению рецептам. Но всё же это Америка, поэтому бургеры здесь встречаются приготовленными, например, в корейском стиле — с кимчи и азиатскими соусами (ресторан Bop N Grill в Чикаго). За каждым из ресторанов стоит своя история, все они серьёзно выделяются на фоне остальных местных заведений.
— в этом небольшом кафе в Новом Орлеане (Луизиана) готовят больше 10 видов сэндвичей Po-Boy. О нём Гай Фиери рассказывает во втором эпизоде 11-го сезона Diners, Drive-ins and Dives.
Влияние на общественное мнение
Просмотр передачи расширяет кругозор в понимании американской кухни — не столичной, нью-йоркской (хотя и этот город исследовал Гай Фиери), а именно провинции — штатов Луизиана, Калифорния, Техас, Вирджиния, Иллинойс, Колорадо и так далее. Две книги, выпущенные по мотивам Diners, Drive-ins and Dives, содержат рассказы про лучшие рестораны, попавшие в кулинарный сериал, и рецепты с их кухонь. Рестораны в изданиях поделены по штатам, районам и округам, что делает книги, где половина материала — рецепты, настоящими путеводителями по ресторанам Америки.
*В материал не вошёл рассказ о ежегодных гидах и рейтингах влиятельных периодических изданий, поэтому The Village подготовит третью часть материала, в которой расскажет о них, а также о престижных гастрономических премиях.
2
книги с историями ресторанов, попавшими в передачу, и их лучшими рецептами, выпустил Гай Фиери по мотивам Diners, Drive-ins and Dives.
Фото: Оля Эйхенбаум
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.