Приёмы оформления ресторанов, доставшие самих дизайнеров Кирпич, стулья Tolix, потолок открытого типа, граффити на стенах, белая плитка — дизайнеры московских ресторанов рассказали The Village о том, что уже надоело им самим
Вышедший весной 2015 года материал о 10 надоевших приёмах оформления ресторанов вызвал споры и негативную реакцию у многих читателей. «А мне нравится!» — говорили они, хотя в материале речь всё-таки шла не о том, что нравится или нет The Village, а о том, что уже кажется не комильфо в силу чрезвычайной распространённости. Как ни странно, самые дружелюбные отзывы на материал оставили как раз таки сами дизайнеры интерьеров, во многом разделяющие точку зрения редакции. The Village решил изучить этот парадокс и собрал рассказы шести московских дизайнеров о том, что они сами не готовы повторять в своих проектах и не хотели бы видеть в работах коллег.
Наталья Белоногова
архитектор и владелица агентства NB studio
NB studio
Проекты: «Уголёк», Leveldva, Lesartists, Haggis Pub & Kitchen, Madame Wong, Pinch, «Поехали», AQ Kitchen, «Высота 5642», Chips, Mendeleev, «Рыбы нет», «#Farш»
Часто, приходя ко мне, заказчики хотят либо «Высоту», либо «Уголёк». Обшарпанные стены и дерево из Вышнего Волочка мы стали использовать раньше других в Москве и задали моду. Притом что я очень люблю эти материалы, их засилье стало немного надоедать. Иногда кажется, что такое чёткое следование трендам сродни консерватизму. А ведь важны скорее пропорции, чем такой подход. Надоели лампы Эдисона, граффити на стенах, белая плитка. Рынок наполнен новыми материалами, а мы не используем и половины их. Мебель индустриальная с кожей тоже есть много где — и тоже надоела.
Ещё хочется рассказать об одной серьёзной проблеме — проблеме с инженерными коммуникациями. Вот уж поистине сколько можно?! Специалисты в этой области вдруг почувствовали себя главными героями на проектах. Их работа действительно очень важная, но проект должен быть диалогом всех действующих лиц, а не борьбой за первенство. Несогласованные действия инженеров и их нежелание вести конструктивные диалоги удивляют. Бросив всё, дизайнеру приходится сидеть и проверять, чтобы проект не только был грамотным с точки зрения коммуникаций, но и чтобы коммуникации не заняли весь потолок целиком. Это похоже на создание, например, айфона или дорогого автомобиля: не представляем же мы, что капот дорогостоящего авто прикрывает лишь часть деталей под ним же? Всё-таки слаженная работа в команде предполагает диалог и творческий поиск. Так как красота и функциональность — залог хорошего дизайн-проекта.
Влад Андреев
главный дизайнер и архитектор DBA-GROUP
DBA-GROUP
Проекты: «Жизнь Пи», «Павильон», Chicha, «Мюсли», Mandarin Combustible, «Латук», «Ватрушка», «Хлеб & Cо», «Марадона»
Когда я прихожу в рестораны, то обращаю внимание в первую очередь на еду, а не на интерьер: на работе хватает. Я отработал уже около 200 проектов — и рестораны, и жилые, и общественные здания, и спортивные объекты. А когда нарабатываешь большой опыт, критиковать уже не хочется. Потому что ты знаешь, какими усилиями всё это достигается. Я хорошо понимаю, что не всегда есть возможность сделать всё идеально. Построить ресторан быстро, недорого и качественно — очень сложная задача. Многие работают по клише в силу ограниченных возможностей — желания заказчика, аренды, небольшого количества времени и средств на стройку. Есть какие-то избитые вещи: например, в каждом ресторане — стулья Tolix. Но надо учитывать, что клише — не всегда плохо, потому что это коммерческая составляющая.
Единственное, что мне категорически не нравится в интерьерах, — низкое качество работы в целом. Во-первых, не стоит открывать ресторан тем, кто не умеет этим заниматься, так как в таком случае сразу видны откровенные ошибки. Кроме того, сейчас всё ещё мало качественных компаний и профессиональных подрядчиков. Были случаи, когда я наотрез отказывался делать какие-то вещи, потому что они были абсолютно безграмотными и неэргономичными. Но они касались в основном вмешательства в конструкцию здания и системы жизнеобеспечения.
Ирина и Ольга Сундуковы
владелицы дизайн-студии Sundukovy Sisters
Sundukovy Sisters
Проекты: «Хачапури», «Одесса-мама», United Kitchen, Fresh, современные столовые Waves, «Дэйли фуд», «Кантина»
Нам повезло: заказчики, обращаясь к нам, уже знают наш стиль. При этом они почти всегда хотят, чтобы в этом стиле мы сделали что-то новое, чего ни у кого не было. Есть, конечно, и такие редкие заказчики, которые после нашего удачного проекта сразу просят повторить то же самое для них, но мы сразу говорим, что «так же» не умеем и не будем. Мы всегда в поиске новых идей, но, к сожалению, речь идёт не только о новых концепциях, но и мебели и свете. Они всегда нужны «здесь и сейчас» и за небольшие деньги. Но если столы, диваны и свет можно заказать по чертежам, то отечественные стулья и кресла пока всё ещё либо как у всех, либо ещё хуже.
Нас достало, что люди стали бояться базовых материалов или предметов мебели и света, потому что они повсеместны. Но ведь важна идея интерьера, концепция, общий стиль. Нельзя делать так, чтобы каждая деталь интерьера удивляла или кричала о себе. Поэтому бессмысленно избегать, например, бетона или кирпичных стен, или лампы Ильича. Но и делать на них основную концепцию уже поздно или чуть-чуть рано.
Светлана Евдокимова
дизайнер и архитектор Argento Style
Argento Style
Проекты: Montalto,
Upside Down Cake
Больше всего в наших собственных проектах и в проектах других дизайнеров надоел потолок открытого типа. Объясню тем, кому повезло и они не знают, что это такое. Потолок открытого типа — это когда вентиляционные короба, проводка систем пожаротушения, все тонкие и толстые трубы находятся в зоне видимости на потолке. Все поголовно оставляют всё как есть и не заботятся об эстетике. В последнем нашем проекте Upside Down Cake в ТЦ «Афимолл» я смогла убедить владельцев, и так появился первый в этой сети потолок.
Есть ещё одно клише в нашем ремесле, которое держится и в частном секторе, и в общественном, — кирпич на стенах. Кирпич — это тот материал, который послала судьба ренты. Я отказываюсь делать это всегда, и у других мне не хочется его видеть. Пять лет назад мы делали проект ресторана Montalto: использовали чёрный металл и натуральную поверхность дуба, немного жжёную и растрескавшуюся. Простые лавки и столы в тех же цветах я теперь периодически встречаю в московских заведениях общепита. Вообще, рестораны, стилистически похожие на кухню американского фермера, должны уже отмирать, новые тренды и свежие идеи ждут своего часа.
Михаил Козлов
архитектор Wowhaus
Wowhaus.ru
Проекты: Holy Fox
Всё просто: главной проблемой я вижу то, что большинство мест очень сильно похожи друг на друга. Поэтому по интерьеру очень сложно определить, что будет происходить в самом ресторане, хотя это одна из основных задач для архитектора, что бы он ни делал. К тому, что все места похожи, приводит скудность приёмов. Но это происходит не только сейчас, на мой взгляд, ситуация пять лет назад была ещё хуже. Говорить о конкретных приёмах совершенно бессмысленно, так как проблема куда глубже, чем выбор материала для пола, цвета стен или марки мебели. К задаче в целом подходят слишком однобоко, а ведь дизайн места должен соответствовать его духу.
Каждое место отличается людьми, которые в нём работают, кухней и подходом, так почему же дизайн должен быть везде одинаковым? Дело в том, что многое, конечно, зависит от заказчика. А заказчик, увидев успех каких-то мест, хочет, безусловно, повторить этот успех. И дизайн — это своеобразный код для людей, которые часто ходят по ресторанам: когда они видят что-то привычное и понятное, они не пугаются, и им комфортно. Какие приёмы в дизайне перестанут быть общими, я не готов пока сказать, но есть важный момент, который может повлиять на ситуацию. Мне кажется, люди, которые открывают ресторан, должны кропотливо подходить к своей идентификации. Сейчас в ресторанном бизнесе появляется много новых игроков, и часто они относятся к работе с большим вниманием, нежели монополисты. Крупные компании уже не могут не обращать внимания на новичков и начинают перенимать их приёмы. Возможно, за этим будущее.
ПОМОЩЬ В ПОДГОТОВКЕ МАТЕРИАЛА: Ольга Киселёва
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.