Архитектор Андрей Киселёв стал делать конструкции для фестивалей два года назад. Первый опыт с изготовлением прилавков для фуд-корта «Усадьбы Jazz» оказался неудачным: начинающему предпринимателю не удалось окупить вложения. Этим летом он объединился с основателем компании Global Events Русланом Семёновым, отработал схему производства и продаж. Бизнесмены надеются, что к концу года их проект Qbik будет делать не меньше 200 прилавков в месяц.

Qbik

Деревянные конструкции для фестивалей

Дата старта: июль 2014 год

Бюджет на старт: 300 тысяч рублей

Оборот: 223 тысячи рублей

 Qbik.pro

Как всё начиналось

Андрей Киселёв

основатель студии LooqlAB, автор идеи проекта Qbik

По образованию я архитектор. Сейчас читаю лекции в архитектурных вузах, параллельно занимаясь реализацией разных проектов. Первая попытка организовать своё дело состоялась сразу после окончания института: творческая коллаборация с друзьями превратилась в небольшое архитектурное бюро, в рамках которого мы строили арт-объекты, устраивали инсталляции, занимались коммерческой архитектурой, которая приносила некоторый доход, и фестивальной архитектурой, которая, увы, всегда оказывалась для нас убыточной. Несмотря на это, мы были уверены, что фестивальные площадки — интересная и перспективная область для развития. Мы хотели улучшить облик как временных мероприятий, так и постоянных фестивальных площадок.

Два года назад я и несколько моих коллег организовали студию LooqlAB и занялись более серьёзной проработкой фестивальной тематики. Появилась идея создать деревянные модульные конструкции, которые могли бы быстро собираться и разбираться, подходили бы для многоразового использования, представляли бы собой что-то более привлекательное, нежели традиционные дешёвые металлические тенты, но по цене были бы конкурентоспособными по отношению к ним.

Мы не первые придумали делать такие фреймы из дерева. Наблюдая за тем, как их делают другие, мы заметили существенный перерасход материалов при установке таких конструкций, а также поняли, что внешняя массивность и большая площадь далеко не всегда гарантировали рациональное использование внутреннего пространства. И основной нашей задачей стали оптимизация конструкции, её внутреннего пространства, оптимизация процессов производства, сборки и хранения и, разумеется, оптимизация количества расходуемого сырья. Мы очень долго работали с типоразмерами материалов: погонаж древесины — 6 или 12 метров: необходимо было рассчитать такие параметры, которые сделали бы деревянные конструкции совершенно безотходными. Только такой подход позволил бы сократить стоимость конструкций из дерева, приблизив её к расценкам традиционных конструкций из металла.

 

 

Первым крупным заказчиком стал фестиваль «Усадьба Jazz». Для фестиваля мы организовывали площадку арт-маркета, состоящую из семидесяти конструкций. Стоимость аренды одной точки составляла порядка 9 тысяч рублей в зависимости от конфигурации. Средства на закупку всего необходимого для производства выделили организаторы фестиваля, с установкой конструкций помогала монтажная компания. Общий бюджет проекта составлял около 650 тысяч рублей. Для нас это был неприбыльно, но мы рассматривали первый опыт как возможность реализовать идеи и определиться, в каком направлении двигаться дальше.

Наши задумки не оправдались потому, что у нас не было своего производства и собирать конструкции приходилось буквально на коленках

 

К сожалению, на практике наши теоретические задумки не оправдались во многом потому, что мы первый раз выступали в роли подрядчиков: у нас не было собственного производства и собирать конструкции приходилось буквально на коленках. Дерево, которое мы закупили под этот заказ, было недостаточно качественным, и нам предстояли дальнейшие поиски более благонадёжных поставщиков. Многие вопросы (например, логистика) были не продуманы и решались спонтанно. На выходе всё получилось не совсем так, как мы задумывали.

По окончании фестиваля возникла ещё одна проблема, которую ни мы, ни организаторы не предусмотрели заранее: конструкции предназначались для многоразового использования, но вопрос их дальнейшего хранения не был решён. У нас не было свободных средств, чтобы вывезти и самостоятельно хранить их. Эта неприятная и, казалось, труднорешаемая ситуация в конечном счёте сослужила большую службу: через наших хороших друзей, организаторов фестиваля Migz, Лёшу Щербина и Сашу Беркович, с которых в своё время и началась наша фестивальная история, мы вышли на крупную компанию Global Events. Она занимается организацией и комплексным обеспечением мероприятий, строительством выставочных площадок. Её владелец согласился помочь нам и просто забрал конструкции себе на хранение.

 

 

Вторая попытка

Михаил Семёнов, руководитель проекта Qbik, компания Global Events

Одно из активно развивающихся направлений в нашей компании сейчас — комплексное обеспечение именно фестивальных площадок, поэтому мы были заинтересованы в том, чтобы поддержать этот проект. Мы более чётко отработали схему сборки, продумали вопросы транспортировки и хранения конструкций. Придумали новое название — Qbik. Автоматизированный станок обработки древесины, производство и дальнейшее хранение конструкций в собственных цехах позволили нам уменьшить стоимость их аренды с изначально рассчитанных 10 тысяч рублей в день до 5 тысяч рублей в неделю (при аренде от 20 кубиков; аренда в розницу — 15 тысяч рублей). Кубики можно приобрести в свою собственность: стоимость одного кубика в розницу — порядка 40 тысяч рублей.

Самым сложным был первый этап взаимодействия, когда нужно было чётко разграничить сферу ответственности каждого из участников проекта. Как только мы пришли к консенсусу относительно обязанностей, общей идеи, названия и позиционирования продукта, трудностей больше не возникало. У нас нет проблем с конкурентами, потому что мы имеем ряд преимуществ: безусловно, это команда, которая горит этим проектом, это мощные производственные возможности и налаженные в течение многих лет связи, выходы на организаторов фестивалей.

 

 

Деньги

 

Чтобы проект мог существовать и развиваться, необходимы были ресурсы, которых у LooqlAB, авторов идеи, не было. Заинтересованная в его дальнейшем продвижении Global Events выступила в роли инвестора, вложив на старте в производство конструкций 300 тысяч рублей. Руслан Семёнов, владелец Global Events, предложил долевую форму сотрудничества: все участники проекта претендуют на часть денежных средств с каждого заказа. Наши доли разделились следующим образом: 10 % отводилось каждому участнику и 70 % Руслану как спонсору проекта.

За месяц активной работы наш оборот уже составил порядка 223 тысяч рублей. К концу года планируем поставлять на площадки не меньше 200 кубиков в месяц, что составляет оборот в 1 миллион рублей.

 

 

 

Команда

Наша команда состоит из шести человек, которые постоянно работают над проектом. За проектирование и техническое сопровождение по-прежнему отвечают сотрудники LooqlAB (два человека), поиском заказчиков и управлением проектом в целом занимаются два человека из Global Events, два человека занимаются продвижением. Ещё четыре специалиста работают непосредственно на производстве. Эпизодически подключаются ещё до пяти человек. Так, при разработке новой модели и любого аксессуара подключаются конструктор (помогает с решением узлов и конструктива), технолог (помогает смоделировать процесс и оптимизацию производства), закупщик (консультант по ценам и материалам), логист и руководитель монтажной команды (консультирует по вопросам оптимизации сборки).

 

 

 

Производство

Компания-инвестор работает уже более десяти лет, поэтому производство давно налажено: в Москве имеются несколько цехов, где и изготавливаются все необходимые конструкции в рамках деятельности компании. Теперь там же производят и деревянные кубики.

Деревянные брусья, ОСБ, листы поликарбоната — три используемых при изготовлении кубиков материала. Конструкция получается лёгкой, экологичной, безотходной (оставшиеся деревянные обрезки, которые не были использованы для изготовления пола или перекрытий, мы используем при изготовлении аксессуаров и технических элементов), многоразовой (дерево антиперировано, покрыто лаком и не боится воды и не подвержено деформациям) и безопасной (для перекрытий используем негорючий материал). Закупка сырья происходит по мере поступления заказов от проверенного поставщика компании GE. Любой по масштабам заказ может быть выполнен за неделю. Необходимые для установки конструкции детали и специальные отверстия, в которые они вставляются модулями, заготавливаем заранее. На месте получается кассетная сборка кубика, с которой справятся два человека за 5–7 минут.

Прежде чем приступить к производству кубиков, обговариваем технические требования заказчиков. Стандартный размер конструкции — два на два метра, сейчас также проектируем кубики четыре на два, где рабочая зона значительно больше и есть пространство для установки посадочных мест. Параметры могут быть изменены по желанию клиента. Мы также предоставляем дополнительные услуги по брендингу, изготавливаем рекламные и меловые доски, флажки, специальную подсветку.

 

 

 

Клиенты и продвижение

Наши клиенты — это либо организаторы фестивалей, либо компании, которые хотят участвовать в фестивалях и любых других мероприятиях и которым нужна своя точка на этих площадках. Готовый кубик может быть и прилавком, и микро-шоу-румом: модули размером четыре на два подойдут для больших магазинов, а стандартный модуль два на два — идеальное решение для небольших лавок частных производителей.

Первый заказ новых кубиков был в июле на «Пикник „Афиши“», позже был ещё один на Faces&Laces. Параллельно ведём работу над более мелкими проектами. За месяц работы реализовано 75 кубиков для семи клиентов. Уже появляются заказчики на предстоящий День города: организаторы фестивалей и одно креативное агентство заказали сто кубиков для трёх проектов.

Рекламных бюджетов у нас нет — работает сарафанное радио. Мы также рассматриваем заявки от клиентов на бесплатные демо-модели с нашей рекламой. Продвижением занимаются выше упомянутые Лёша Щербина и Саша Беркович, у которых своя большая база контактов организаторов многочисленных фестивалей. Также мы собираем свою базу участников маркетов, фестивалей, которые проводятся сейчас, чтобы в преддверии очередных мероприятий рассказать им о себе.

 

 

 

Планы

Мы делаем большие ставки на зимний сезон и разрабатываем конфигурации специальных зимних кубиков. Это конструкции, которые также быстро собираются и разбираются и которые способны сохранять внутри плюсовую температуру. Для этого планируем сделать закрытый кубик, для входа в который будет сделана дверь, боковые стенки будут двойные и утеплённые, а обогреваться конструкция будет специальной тепловой пушкой. Продумываем варианты кубиков с печками и поленницами. Стоимость аренды такой конструкции будет немного выше из-за добавления новых деталей и использования большего количества исходного материала, но мы ещё не рассчитали полностью. Будем продолжать совершенствовать размерные конфигурации, чтобы любой клиент смог найти для себя подходящие конструкции. Следующим летом собираемся представить окончательно доработанные и продуманные конфигурации кубиков и аксессуаров, которые могут понадобиться заказчикам, поэтому сейчас мы детально изучаем потребности наших клиентов.

На данный момент мы ещё прорабатываем механизм производства и работаем с отдельными точками, которые будут представлены на фестивалях, но к лету 2015 года выступим с предложением для организаторов по установке целых сетов: к примеру, единое оформление не одной лишь зоны, а целого фуд-корта или бэкстейджа. Чуть позже нужно будет решить вопрос франшизы — из регионов этим активно интересуются.

 

Фотографии: Семён Кац