Выставка Уильяма Кентриджа «Пять тем» открылась вчера в Центре современной культуры «Гараж». Масштабная экспозиция включает коллажи, графику, картины, видеоперформансы, анимацию и другие работы самого именитого южноафриканского художника. По мысли кураторов, вместе они отражают пять тем творчества Кентриджа, однако на самом деле их гораздо больше. Попытка сузить круг на фоне представленных работ выглядит искусственной и почти неуместной. Тут и апартеид, и классовая борьба, и революция, колониализм, империализм, исследования искусствоведческих стилей, жизненных реалий — невозможно уложиться в описание через запятую.

Кентридж известен прежде всего как художник политический, но он не является ни ярым активистом, ни оппозиционером. Его работы ни в коем случае не лозунги, они не пестрят призывами к действию. Всё гораздо тоньше, Кентридж скорее исследователь. Он исследует людей, переживших политические конфликты, не важно, были ли они жертвами или палачами. А значит, исследует самих зрителей.

Самое значимое место на выставке «Пять тем» занимает фильм-инсталляция «Я не я, и лошадь не моя», состоящий из восьми фрагментов и снятый в 2008 году. Дело в том, что художник долгое время работал над оперой Дмитрия Шостаковича «Нос», основанной на абсурдистской одноимённой повести Гоголя. Вдохновленный работой, а также яркостью русского конструктивизма, Кентридж совместил бумажные рисунки, архивные плёнки, натурные кадры и создал свой собственный мир авангардной анимации, где появляется и король произведения — чёрный нос (контур носа самого Кентриджа). 1 октября художник покажет в «Гараже» живую версию перформанса «Я не я, и лошадь не моя».

 


В парке Горького открылась выставка «Нужное искусство»

Планы на осень: Выставки, фестивали и арт-премии


Помимо анимации, многоканальных видеоинсталляций, картин, графики, коллажей, на выставке можно увидеть мини-театр — это макет театральной сцены, на которой с помощью двух видеопроекций поднимается и опускается занавес, появляются сюрреалистические фигурки, иногда силуэт белой руки вторгается в картинку. Это работа под названием «Подготовка флейты» — пробная полномасштабная модель к постановке оперы Моцарта «Волшебная флейта».


 

Александра Романцова, менеджер выставки: «Начав свой тур в 2009 году в Америке и побывав в Париже, Вене, Иерусалиме, выставка добралась до Москвы. Очень талантливо сделанная куратором Марком Розенталем подборка работ делает выставку гармоничной и заставляет посетителя задержаться в каждой из видеокомнат. Совершенно волшебное место — пространство с театрами. Эти живые объекты, созданные изначально как пробные полномасштабные модели для театра, стали самостоятельной постановкой. В этой комнате можно провести целый час, пока занавес не закроется и не стихнут звуки „Волшебной флейты“. Сочетание осмысления и анализа тяжелой политической ситуации Южной Африки, взгляд на художника изнутри, работа с театральными постановками, а особенно с близким русскому человеку произведением Гоголя „Нос“ — это еще далеко не всё, что художник приготовил для нас».


Уильям Кентридж «Пять тем»
ЦСИ «Гараж»
Ул. Образцова, 19а
30 сентября — 4 декабря 2011
Вход свободный
Фото на обложке: garageccc