Этот, пожалуй, крупнейший выставочный проект последней четверти уходящего года посвящен одному из наиболее значимых художников рубежа XIX­–XX веков Николаю Николаевичу Ге. В экспозицию вошло более 200 произведений, что позволяет максимально подробно проследить жизнь и творчество Николая Ге: от Академии художеств до раннего, опережающего время экспрессионизма. 

В выставке принимают участие парижский музей Орсе, откуда приехала картина «Распятие» (1892), Русский музей и другие. Накануне открытия выставки Третьяковской галерее удалось приобрести в частной женевской коллекции 55 рисунков Ге (из них 17 листов — двусторонние) — на родину вернулось графическое наследие художника, и теперь галерея обладает наиболее полной монографической коллекцией его произведений. 

Выставка состоит из 6 разделов: «Академия художеств. Начало» (1850–1857), «Италия» (1857–1870), «Петербург. Среди передвижников» (1870–1875), «Хутор. Украина» (1876–1894), «Ге и Толстой» (1882–1894), «Страстной цикл» (1884–1894).

Интересно, что во время работы над проектом под слоем картины «Что есть истина? Христос и Пилат» (1890) была обнаружена композиция «Милосердие» (1879). Для крупных полотен «Вестники воскресения» (1867) и «Суд синедриона. Повинен в смерти!» (1892) также была разработана уникальная методика восстановления.

 

На «Винзаводе» открывается выставка «Люди и город»

 

Татьяна Карпова, доктор искусствоведения, заместитель заведующего отделом живописи второй половины XIX — начала XX вв. Государственной Третьяковской галереи: «Эта полная монографическая выставка художника — очень большой и сложный проект. Подобная выставка, посвященная творчеству Николая Ге, последний раз была в 1970–1971 годах. С тех пор прошло сорок лет и выросло два поколения зрителей, которые не имеют о Ге обзорного представления. 
Для меня как для куратора было принципиально, чтобы живопись и графика были объединены в составе тематических и хронологических разделов выставки: так у зрителей есть возможность посмотреть на живой процесс творчества художника. Драматургия этой выставки подчинена биографии Ге. Мы можем сказать, что в своих поздних вещах („Страстной цикл“) Ге не только завершает XIX век, но и открывает новую страницу XX века. Его поздние произведения „Страстного цикла“ — это ранняя стадия экспрессионизма в русском искусстве. Ге пришел к этому совершенно самостоятельно и параллельно европейскому течению, тем самым совершив головокружительную эволюцию от академического классицизма, произведений, написанных под влиянием К. Брюллова и А. Иванова, до исполненных боли и страсти трагических полотен „Страстного цикла“».