12 апреля 1945 года, когда Кубрику было 17 лет, он сделал исторический снимок, который помог ему стать штатным фотографом журнала Look: газетный киоск с прессой, все заголовки которой пестрели известием о смерти президента Рузвельта. Это было абсолютное попадание в концепцию журнала, выходящего в Нью-Йорке на протяжении трёх с лишним десятилетий, вплоть до 1971 года. Журнал, насыщенный фоторепортажами и почти без текста, был главным конкурентом Life, только демонстрировал американскую жизнь без ретуши и прикрас. Проработав в издании пять лет, Кубрик успел запечатлеть бурлящую послевоенную жизнь как богемы, так и рядовых обитателей культурной столицы Соединённых Штатов. Он сделал больше десяти тысяч снимков, многие из которых можно поставить в один ряд с работами Роберта Франка или Дианы Арбус. 

 

Тимур Новиков, Владислав Мамышев-Монро, Ольга Тобрелутс на выставке «Новая академия»

По заданию Look Кубрик делал серии фотографий. Среди них: «Этюды в метро», снятые тайком при помощи спрятанного в кармане пускового устройства; драматичная «История маленького чистильщика обуви» и «Вечер в Copacabana» про закулисную жизнь танцовщиц; «Ипподром „Акведук“» об одном из самых любимых спортивных развлечений американской богемы — скачках. Работая над серией про боксера Рокки Грациано, Кубрик провёл со спортсменом весь день и покадрово фотографировал его бой. Работа представлена полосками негативов, проецируемых на стену. Вероятно, именно из этого проекта вышел первый короткометражный документальный фильм Стэнли Кубрика «День схватки» 1951 года. Рассматривая все эти снимки, можно увидеть намёки на множество кадров из будущих фильмов. Гениальная рука режиссёра-постановщика угадывалась уже здесь, как и мастерство постановки света, которое он в полную силу продемонстрировал в «Барри Линдоне», снятом целиком без искусственного освещения.

 

На «Красном Октябре» Яннис Кунеллис показывает свою инсталляцию
В Москве проходит выставка «Десять дней до»

 


 

Райнер Кроне, куратор выставки: «Стэнли Кубрик после 1950 года, как прекратил сотрудничество с журналом Look, никогда больше не фотографировал. Из его ранних снимков мы можем почерпнуть множество тем, затронутых и развитых в дальнейшей режиссерской карьере. Тема насилия уже тогда весьма интересовала Кубрика. Я серьёзно изучал фотографии и могу с уверенностью сказать, что практически каждый снимок имеет отголосок в его фильмах, некоторые постановочные сцены перенесены на широкий экран. А фотографией Кубрик перестал заниматься, так как ему показалось слишком плоским выражение своих мыслей, чувств и эмоций через объектив фотоаппарата. У кинематографа в этом плане гораздо более широкий спектр воздействия на публику.
С помощью фотографии, изучая любую жизненную ситуацию, Кубрик уже тогда затрагивал тему сумасшествия и насилия, что потом в переосмысленном виде блестяще перенес на экран. Практически все аспекты человеческой натуры, интересующие режиссёра, — одиночество, агрессия, мизантропия и пессимизм, — были уже проработаны в этих фотографиях. Эти снимки — ключ к более широкому и глубокому пониманию кинематографического творчества Стэнли Кубрика. Я очень горд тем фактом, что нашел эти негативы. Кубрик не знал, где они, все думали, что они безвозвратно утеряны. Когда я их нашел в 1998 году, я сразу же ему позвонил, и он был очень рад. И я счастлив, что теперь их увидит Москва».



«Стэнли Кубрик. История в фотографиях 1945–1950»
18 ноября — 29 января 2012
Мультимедиа Арт Музей (МАММ)
м. «Кропоткинская», ул. Остоженка, 16