В Пушкинском музее открылась выставка Караваджо В ГМИИ им. Пушкина привезли 11 полотен великого реформатора барочной живописи из собраний Италии и Ватикана. The Village рассказывает о каждой из этих работ.
В Музее изобразительных искусств имени Пушкина открывается выставка Караваджо. Факт почти что беспрецедентный: это вторая в мире столь крупная экспозиция художника, чьи работы рассеяны по всей Италии, от Ватикана до Неаполя, от именитых музеев и банковских коллекций до провинциальных церквей. Самым обширным собранием его полотен до сих пор могла похвастаться римская галерея Боргезе, где представлено шесть картин; единственный подлинник Караваджо в России — знаменитый «Юноша с лютней» 1595 года — хранится в Эрмитаже. Но на протяжении следующих трех месяцев у москвичей будет возможность увидеть за раз 11 первостепенных полотен революционного мастера барокко, не объезжая Италию вдоль и поперек.
Караваджо оставил удивительный след в истории. Его биография — путь бунтаря, вечного беглеца с буйным нравом и дурными манерами, страстной любовью к жизни, богу, вину и азартным играм, мужчинам и женщинам. Прошедшего через взлеты и падения, нищету, преследования и тюрьмы, вплоть до убийства. С той же непокорностью художник подходил и к живописной традиции. Революционный дух, присущий и его работам, вызывал у современников противоречивые чувства: его или восхваляли, подражали ему, или, напротив, называли антихристом от искусства. Караваджо наотрез отказывался копировать классиков и идти на поводу у церковных канонов. Он писал не красоту человеческого тела, не выспренные жизнеописания святых, а то, что видел вокруг себя: нищих, опустившихся людей, продажных женщин, — вплетая своих специфических моделей в религиозные сюжеты (у его Мадонны Лоретто, к примеру, ступни нищенки). Грязные ногти, сбитые ноги, подгнивший виноград, червивые фрукты, тщательно прописанные дырки на одеждах — взгляд зрителей приковывало именно это, а вовсе не благоговейный воспитательный элемент полотна, что порядком раздражало церковь. Он привнес в искусство высоких сюжетов жизнь, которая его окружала. В его картинах то, что должно было быть светлым, погрязало во тьме, святость всегда шла рука об руку с греховностью. Как это часто бывало с гениальными художниками, Караваджо умер в нищете и одиночестве, не дожив до 40 лет: в церковной больнице, за пару дней до прихода письма о помиловании от Папы Римского. |
| «ИСКУССТВОесть ИСКУССТВОесть |
КАРАВАДЖО
(1571–1610)
КАРТИНЫ ИЗ СОБРАНИЙ ИТАЛИИ И ВАТИКАНА
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.