В рубрике «Что нового?» The Village узнаёт у специалистов, что происходит в разных областях жизни москвичей: в образовании и здравоохранении, в личной жизни и на рынке труда и недвижимости. В этом выпуске основательница, совладелица и практикующий тренер Международной школы этикета и Art de Vivre (International School of Etiquette, ISE) Лариса Эванс рассказывает корреспонденту Александре Шевелевой, о чём говорить с начальником в лифте  и как правильно вести себя на свиданиях.

 

 

 

О вилках, ложках и бокалах

— Как получилось, что вы стали преподавателем британского этикета?

— По образованию я лингвист, окончила Институт Мориса Тореза. Я была замужем за англичанином, и мы много путешествовали. Я часто замечала, что многого не знаю. Ученикам я люблю рассказывать историю про великосветский приём на охоте, на котором я допустила две грубые ошибки. На таких приёмах вас не посадят со своим спутником — пары обязательно разбивают. Вы разговариваете во время первой подачи блюд с соседом, который посадил вас за стол (в моём случае он сидел справа). После смены блюд вы разговариваете с партнёром, который сидит слева. Люди это знают и меняют собеседника. А моё внимание было приковано к пожилому человеку, потому что российский этикет учит уважать старость. Этот джентльмен долго рассказывал мне про свою коллекцию часов и покрикивал мне в ухо. Я немножко подустала от этого разговора и продефилировала в дамскую комнату, чего делать категорически нельзя, и заслужила английское «Oh». Вставать из-за стола можно либо до, либо после трапезы. Британских детей этому учат уже с трёх лет. Два с половиной года назад я стала преподавать правила хорошего тона в России сначала детям, а потом и взрослым.

— Правильно ли я понимаю, что существует несколько школ этикета? Они как-то отличаются от русской?

— Да, отличаются. В России высокий этикет существовал ещё при Николае II. Жена Николая II Александра Фёдоровна была внучкой британской королевы, поэтому при российском дворе было сильное влияние британского этикета. Это касалось сервировки столов, поведения и воспитания детей. А поведение на балах, искусство small talk подчинялись правилам французской школы.

— А почему вы выбрали британскую, а не французскую школу?

— Франция более богемная страна, они бонвиваны, которые любят расслабленный образ жизни. В Англии этикет, который соблюдается и в королевской семье, и в частных клубах, более строгий. Во Франции нет королевского двора и королевского протокола. Скандинавские страны и Германия также близки к английскому этикету.

— Между британским и французским этикетом сильные отличия?

— Этикет придумал Людовик XIV, чтобы контролировать очень богатый двор. Королевская монограмма у Людовика наносилась на столовые приборы с внешней стороны. Естественно, английский двор делал всё наоборот. Они наносили свою королевскую монограмму или инициалы на тыльную сторону. Поэтому во Франции приборы будут лежать так [вилка зубцами вниз, ложка черпалом вниз. — Прим. ред. ]. Европейская и английская сервировка, когда приборы перевёрнуты [вилка зубцами вверх, ложка черпалом вверх]. Если вы хотите подчеркнуть свою элегантность, мы бы рекомендовали сервировать стол на французский манер.

— А в поведении есть какие-то различия?

— Англичане никогда не будут держать напиток, который нужно пить холодным, за чашу. Французы же элегантно могут держать даже шампанское за основание бокала. В Великобритании никогда не ставят локти на стол. Во Франции хозяйка, замужняя дама, чтобы показать свой социальный статус, своё кольцо, может поставить один или два локтя на стол во время разговора, когда уже убрали приборы.

 

 

 

Об опозданиях и рукопожатиях

— Я ещё не успела приехать к вам на встречу, а у меня уже возникло несколько этикетных вопросов. Во-первых, я опаздывала. Я ехала в метро, поэтому написала вам смс. Я правильно поступила или мне нужно было вам позвонить?

— Если вы опаздываете больше чем на 15 минут, нужно сделать доверительный звонок. Если это опоздание в пределах 15 минут, СМС допустимо. Если вы задерживаетесь на 30–40 минут, то звоните и обстоятельно извиняетесь — «простите великодушно». Очень искренне, очень вежливо. В Москве, к сожалению, часто опаздывают. В Германии принято приходить на мероприятия за 10 минут до начала, а во Франции работает правило «ранний гость хуже татарина». Французы приходят в гости на ужин попозже, дабы дать хозяйке некую зону комфорта, 15–20 минут. Если это журфикс, суаре, нерегламентированное мероприятие, где вы не будете сидеть за столом, то можно опаздывать. В Москве, если мероприятие начинается в 19:00, гости в лучшем случае соберутся к 22:00. В Китае, кстати, такая же проблема.

— Мы с вами встретились, и я опять была в замешательстве: жать ли вам руку? Я иногда подаю мужчинам руку на деловых встречах, и часто это застаёт их врасплох. Вы как своим ученицам советуете поступать?

 

 

— С 1920 года женщины стали официально здороваться за руку. Это было связано с феминизмом и с борьбой за равноправие в разных областях, в том числе и в бизнес-среде. На официальных приёмах, если это не балы, где женщины в перчатках, женщины протягивают руку для пожатия. Подавая руку первой, вы повышаете свой профессиональный статус. Жать руку надо уверенно, чтоб перепонки между большим и указательным пальцем соприкасались. В повседневной жизни действует вектор уважения от мужчине к женщине и от младшего к старшему, в бизнес-среде работает свой регламент. Соответственно, я должна дождаться, пока старшая дама протянет мне руку для приветствия. Это касается и ритуала приветствия, и правила рассадки, и в порядке, кто кого пропускает вперёд. Со времён Людовика XIV женщина по социальному статусу выше мужчины. Между прочим, особ королевской крови не надо трогать. Мы специально ученикам показываем, как Мишель Обама похлопала по плечу британскую королеву, чтобы они это запомнили и никогда так не делали.

Мы специально ученикам показываем, как Мишель Обама похлопала по плечу британскую королеву, чтобы они это запомнили и никогда так не делали

 

 

О «ты» и «вы»

— Другая сложная для меня коммуникативная ситуация —  это переход с «вы» на «ты». Как правильно это делать?

— Руководствуйтесь вектором уважения. Инициатива в этом случае должна исходить от старшего человека, или от вас как от женщины, или от человека, который занимает более высокое положение, если мы говорим о бизнес-среде.

— Иногда, когда я начинаю интервью на «вы», оно заканчивается тем, что собеседник называет меня «ты». Как себя вести в таком случае?

— Вы должны оставаться с собеседником на «вы». Вы показываете таким образом свой профессионализм и уважение. Это его выбор, что он делает, не стоит поддерживать его поведение: вы знакомы всего один день, у вас не произошло событий, которые бы способствовали сближению.

— С отчеством тоже непонятно, что делать. Люди в западных компаниях обращаются друг к другу без отчеств, даже к сотрудникам пожилого возраста. По имени-отчеству принято обращаться в основном в госучреждениях.

— Правильно будет, когда вам дали визитку, спросить: «Могу ли я к вам обращаться таким-то образом?» Если вам человек сказал: «Боже упаси!» — может, у него нет желания ощущать свой преклонный возраст, это личный выбор человека. 

 

 

 

О свиданиях 

— Другая неловкая ситуация — свидание. На первом свидании, например, не всегда понятно, кто за кого должен платить.

— Наоборот, это понятно, если вы в России и мужчина вас пригласил. Если он вам не понравился или вам неудобно и вы хотите заплатить за себя, надо сыграть на опережение, чтобы не попасть в нелепую ситуацию. Предупредите незаметно официанта, что хотите разделить счёт.

— Недавно на одной встрече мужчина мне сделал замечание, что я сама себе налила чай и не подождала, пока он сделает это за меня. Я действительно поступила неправильно?

— Чай вы можете себе налить сами, вы не можете налить себе алкоголь. Женщина никогда не притрагивается к алкоголю, если рядом есть официант или мужчина. Но чай вы можете налить сама. В компании дам разливать алкоголь может старшая дама.

 

 

 

— На свидании или на встрече с мужчиной часто теряешься, потому что непонятно, откроет он тебе дверь машины или нет, пропустит вперёд или нет. Как себя вести? Ждать, пока он сделает какой-то жест или опередить?

— Надо знать правила. Если мы, например, говорим о ресторане, то мужчина открывает вам дверь и пропускает вперёд, но дальше он идёт в ресторан впереди вас, потому что это зона некомфорта. Он должен убедиться, что заказан столик, поговорить с метрдотелем. Вы не должны проявлять эту инициативу. Но если мне не открывают дверь, я не буду стоять там час и страдать от того, что наше общество несовершенно.

Если мне не открывают дверь,
я не буду стоять там
час и страдать от того,
что наше общество несовершенно

 

 

О личных сообщениях в Facebook

— С этикетом всё было бы понятнее, если бы в нашу жизнь не вмешались новые технологии — социальные сети, мессенджеры, смс, с помощью которых нам приходится общаться с людьми разного возраста и положения.

— Нужно быть очень осторожным в том, какую информацию вы о себе раскрываете. Мир становится очень прозрачным, и всё, что попадает в iCloud, становится достоянием общественности. За всё, что публикуем, мы несём ответственность, и предсказать, кто прочтёт ваши высказывания, невозможно. Поэтому Facebook становится инструментом маркетинга, это вовсе не личное пространство, какие бы фильтры вы ни ставили.

— Когда я связываюсь с людьми по работе с помощью личных сообщений в Facebook, действуют такие же правила, как и в электронной переписке?

— В этом случае предпочтительно перейти на рабочую почту, попросить адрес.

— А про электронную переписку есть какие-то общие правила?

— Там действуют те же правила делопроизводства, как и в бумажной переписке: обращение, знаки препинания, подпись на русском и на английском, элементарные правила вежливости.

— Что делать, когда по работе пишут или звонят в выходные дни? Как вежливо человеку дать понять, что это неуместно?

— Надо попросить его вернуться к вам с этим вопросом в понедельник, если вы действительно не хотите поддерживать эту практику, это ваше право. Но есть же компании, которые круглосуточно работают.

 

 

 

О спарже и апельсинах

— Как вы отличаете хорошо воспитанного человека? Чем он себя выдаёт?

— На самом деле в России всё достаточно спокойно. Я не могу сказать, что мы что-то вопиюще неправильно делаем. Все знают, что приборы, сколько бы тебе их ни положили, надо брать от края к центру, салфетку не надо заправлять за ворот.

Когда я спрашиваю наших тренеров о каких-то тонкостях, то можно вспомнить о соли. Соль раньше была очень дорогой, поэтому человек высокого происхождения не будет наносить соль прямо на пищу. По сей день они кладут немножко драгоценной соли на край тарелки и потом уже ножом наносят её на еду. Спаржу, декоративную карамель на десертах, веточки зелени едят руками — об этом мало кто знает, мы даже такой тест делаем для детей. Курицу, птицу, вам, скорее всего, на званых приёмах не подадут. Банан и апельсин чистят с помощью вилки и ножа, есть целая сложная техника. Я, честно говоря, предпочитаю апельсины на приёмах не есть.

 

 

 

Об искусстве small talk

— Один из ужасов моей повседневной и деловой жизни — это small talk с плохо знакомыми людьми. Особенно непонятно, о чём говорить, когда едешь с коллегами в лифте или сталкиваешься с ньюсмейкерами на светском мероприятии.

— Есть темы запретные, на которые в светском обществе говорить не принято. Это тема болезней, здоровья, денег, политики (естественно, невозможно о ней не говорить в некоторых случаях, но нужно уклоняться от конфликтов), религии, сексуальной ориентации, личной жизни. Представьте: вы приходите на мероприятие и вас посадили с вашей будущей начальницей, и тут вы рассказываете, как у вас всё прекрасно с бойфрендом, а она уже 10 лет не может выйти замуж. По этой же причине на стоит говорить о детях, если вы не в компании людей, у которых точно тоже есть дети. Комплименты мужчинам тоже являются сомнительной темой. Хорошая британская тема — погода. Отличная и очень хитрая тема — транспорт. Спросите, как человек добрался до мероприятия. Задавая такой вопрос, вы поймёте, кто перед вами. Если вам говорят: «Ехала с Рублёвки, устала ужасно, опять всё перекрыли», то сразу понимаете, что ваш собеседник обеспеченный. Другие желательные темы — искусство, кино, пространство и интерьер, в котором проходит встреча, хобби, путешествия.

— Главный редактор попросил меня узнать, как одеваться, когда идёшь на оперу, которую транслируют в кинотеатре.

— Это всё-таки кинотеатр, а не Венская опера, поэтому я бы предложила smart casual — блейзер, пиджак, брюки.

 

 

 

О чаевых

— Другая неловкая тема — как давать чаевые и общаться с людьми из сферы сервиса: с маникюрщицами, таксистами, парикмахерами. Вежливо или невежливо отказаться от разговора с таксистом?

— Соблюдайте дистанцию, не нужно допускать панибратства. Я свою маникюршу называю на «вы», хотя она довольно молода. Если не хотите общаться с таксистом, можно извиниться и сказать, что у вас был очень тяжёлый день и болит голова. Так вы не обижаете человека. Этикет — это ведь комфортное сосуществование с другими, очень разными людьми.

— А как правильно оставлять чаевые? Например, парикмахеру?

— В руки не надо давать. Лучше оставлять деньги на какой-нибудь поверхности. Но делать это надо незаметно или со словами «я вам бесконечно благодарна, спасибо, у вас золотые руки».

— Гардеробщику, например, нужно давать чаевые?

— Если вы женщина без мужчины, то не нужно. Если ваш мужчина не помог вам надеть верхнюю одежду, он должен поблагодарить за это дормена или швейцара. Это его участь. В России и Англии такие правила ещё работают. Если вы одна, то не обязаны.

— Есть ли какая-то специфика у московского этикета?

— У нас почему-то женщины ещё с 90-х поддерживают такой образ очень гордой царевны Несмеяны. Иностранцы этому очень удивляются. Улыбка при рукопожатии и взгляд в глаза — это приветствие, принятое во всём мире. 

 

Фотографии: Зарина Кодзаева