Что ответить на просьбу стать крёстным, если вы не верите в бога? The Village ищет решения этических проблем, которые волнуют горожан
Редакция The Village заметила, что наших читателей интересует не только городская жизнь, мода, еда и планы на выходные. Нередко в нашем комьюнити обсуждают сложные этические проблемы. Мы не оставили это без внимания: теперь The Village отвечает на подобные вопросы с помощью экспертов в области этики, психологии и социологии. В новом выпуске разбираемся, что делать, если вы не верите в бога, но вас попросили стать крёстным.
Алексей Уминский
священнослужитель
Если попросили покрестить ребёнка, а ты не веруешь, делать этого не надо. Если человек не считает себя членом церкви, не воспринимает крещение как таинство и как знак своей личной веры, обряд им совершаться не может. Уже несколько лет существуют церковные правила, согласно которым человек, пришедший крестить ребёнка, сначала должен побеседовать со священником. В случае, если человек неверующий, священник объяснит ему, что крёстным для ребёнка он становиться не может. Всё должно быть по-честному, особенно если это касается веры.
Владимир Познер
журналист, публично называет себя атеистом
Всё зависит от того, кто попросил вас покрестить ребёнка. Этот вопрос не имеет однозначного ответа, если он возникает в семье: предположим, вы — жена, атеист, и вас об этом просит верующий муж. Если вы действительно атеист и являетесь противником церкви, вы будете сопротивляться крещению ребёнка. Если ваш муж глубоко верующий, могут возникнуть серьёзные противоречия, которые в конце концов разрушат семью. Если покрестить вашего ребёнка просят родители, ситуация чуть проще: это ваш ребёнок, и решать будете вы.
Если бы меня попросили о крещении ребёнка близкие или знакомые люди, я бы отказался. Я неверующий — следовательно, я не могу стать крёстным. Я уважаю веру, но не разделяю её. Быть крёстным было бы неприлично в отношении самих верующих.
Исследование «Левада-центра» в марте 2015 года в 134 населённых пунктах России среди 1 600 человек показало:
опрошенных считают себя православными
не относят себя ни к какому вероисповеданию
назвали себя мусульманами
считают себя атеистами
затруднились с ответом
причислили себя к католикам, протестантам, иудеям, буддистам и индуистам
В апреле 2014 года «Левада-центр» выяснил:
опрошенных соблюдали обычный режим питания во время поста
частично соблюдали пост
постились только в последнюю неделю
полностью соблюдали пост
затруднились с ответом
Наталья Зоркая
ведущий научный сотрудник «Левада-центра»
На тему религии, религиозного поведения и отношения к вере существует большое количество исследований. В конце 80-х — начале 90-х к православным себя причисляли всего 19% россиян. В основном это были пожилые малообразованные люди советского времени, которые сохраняли признаки религиозного поведения: например, ходили в церковь. Значительная часть этих людей была крещена именно бабушками и дедушками, а не родителями, так как в советское время часто крестили «на всякий случай».
С 1990-х до 2000-х годов число людей, причисляющих себя к православию, росло, и к концу 2010 года православными себя называли уже 77–78 % опрошенных, что практически равнялось доле русского населения в России. Более детальный анализ этих данных показывает, что основные религиозные постулаты и ценности признавала при этом очень узкая прослойка людей. Для большинства причисление себя к православию не было связано с тем, что они начинали чаще ходить в церковь, разбираться в том, что такое религия и к чему она обязывает. Среди православных регулярно ходят в церковь сейчас всего 14 %. Из этих людей значительная часть не участвует в службе и даже необязательно молится: они просто заходят в храм и ставят свечку.
Доля неверующих с начала 1990-х годов значительно сократилась: сейчас называют себя атеистами всего 6 % опрошенных. При этом среди них есть и те, кто сам крестился, и те, кто крестит своих детей: 33 % атеистов — крещёные. Впрочем, среди них нет никого, кто крестился по собственному желанию: крестили их в основном родители или бабушки и дедушки. 32 % атеистов, несмотря на то, что они неверующие, всё равно крестят своих детей.
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.