Поставщик запрещёнки — о таможне, сырах и покупателях Два года продуктовым антисанкциям: Как и кто возит запрещённые товары из Финляндии в Петербург
Два года назад, 6 августа 2014 года, в России возродилось слово «запрещёнка»: президент Путин подписал закон, вводящий продовольственное эмбарго — запрет ввоза в страну отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия из Европейского союза, США, Австралии, Канады и Норвегии.
Судя по витринам ряда специализированных магазинов и объявлениям на Avito, несмотря на запрет, проблему с дефицитом некоторых видов санкционных товаров рынку с грехом пополам за эти два года решить удалось. Мы уже рассказывали, как санкционные сыры совершенно легально научились доставлять в Россию по почте. На этот раз, к двухлетию запрещёнки, The Village поговорил с петербургским поставщиком санкционных продуктов. Он анонимно рассказал, какими путями на российский рынок доставляется товар из Финляндии, кто его возит, как к этому относятся таможенники и почему европейский сыр для российских потребителей так много значит.
Иллюстрации
олеся щукина
О челночниках и поставщиках-гигантах
На этом рынке сложно говорить о каком-то универсальном опыте. Есть совсем мелкие перевозчики, они возят по своим каналам определённые объёмы санкционных продуктов на совсем мелкую продажу — по частным заказам. Там своя специфика работы. Самая распространённая модель — это десятки автобусных туров, маршруток с челноками. Раньше из Финляндии так возили одежду, электронику, а сейчас ещё и санкционку. Формально всё законно: в автобусе бригада приличных горожан с визами, каждый покупает максимум разрешённого к провозу товара для личного пользования (физические лица могут беспошлинно ввозить в Россию 50 килограммов продуктов питания, но не более чем на 1 500 евро) по заранее утверждённому с организатором тура списку. Часто организаторы челночникам что-то платят, часто просто не берут с них денег за доставку в Финляндию и «прокатку» визы. Потом купленные товары передаются организатору «тура» — он их уже распределяет по заказчикам.
Есть средний уровень вроде нас — мы работаем с частными покупателями и небольшим бизнесом вроде кафе и ресторанов. Модель с челночниками тоже периодически используем, но не всегда. Объёмы заказов становятся больше, и организовывать многочисленные машины с людьми уже не очень выгодно. Приходится, так сказать, искать другие пути, договариваться, организовывать прямые поставки.
И есть совсем большие, работающие с розницей. Судя по количеству несанкционированных продуктов, это настоящие гиганты — отдельный мир со своими правилами и договорённостями. Возможно, к ним частично относятся прежние официальные импортёры, которые так отреагировали на санкции, а может, и нет. Но факт остаётся фактом. Недавно сообщали, что в Петербурге обнаружили 50 тонн запрещённых, попадающих под санкции, фруктов и овощей. Это объёмы, которые явно прибывают в город централизованно.
Все понимают, что «убивать» товар —
это и есть настоящее преступление. Поэтому чаще всего, если учесть все необходимые нюансы, он доставляется в Россию беспрепятственно
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.