Две звезды: Из чего состоит «Лайф» Раcкладываем по полочкам новый фильм Антона Корбейна о дружбе актёра Джеймса Дина и фотографа Денниса Стока
Текст
алиса таёжная
В прокат выходит «Лайф» — байопик Антона Корбейна о легендарной съёмке Джеймса Дина для главного американского журнала Life авторства Денниса Стока. По просьбе The Village Алиса Таёжная разбирается, чем вдохновлялись создатели и из чего собран один из лучших биографических фильмов о кинозвезде.
«Лайф»
РЕЖИССЁР: Антон Корбейн
В ГЛАВНЫХ РОЛЯХ: Дэйн Дехаан,
Роберт Паттинсон, Питер Лукас,
Лорен Галлахер
сценарий: Люк Дейвис
оператор: Шарлотт Брюс Кристенсен
Журнал Life
Американский еженедельник Life, ставший главным зеркалом реальности в Штатах после Великой депрессии, не торопился подписывать фотоисторию Стока о восходящей кинозвезде. В тот момент Джеймс Дин был известен в основном по телесериалам, на экраны вышел только один фильм с его участием «К востоку от рая» Элиа Казана, и редакторы ведущего фотожурнала Америки никак не могли предсказать популярность одного среди тысяч молодых исполнителей. Тогда Деннис Сток предложил Life личную историю актёра на пути к успеху. Тот возвращается на родную ферму, в простую семью, ходит по пробам, не возлагая больших надежд, — и Life быстро согласился. Пару лет назад большой архив Life был оцифрован для Google: именно там можно посмотреть главные документальные съёмки американских фотографов за целое столетие, от 80-х годов XIX века до 70-х годов XX века.
Антон Корбейн
Режиссёр Антон Корбейн сам начинал как фотограф: именно история Денниса Стока на ответственном задании привлекла его внимание в этом сценарии. До опытов в кино Корбейн провёл десятилетия в музыкальных турах c U2 и Depeche Mode, снимал клипы для Nirvana и фотопортреты Фрэнка Заппы и Тома Уэйтса. Назовите рок-звезду — и она, скорее всего, будет в его портфолио. Корбейн до сих пор продолжает делать фотографии, «Лайф» — всего лишь его четвёртый по счёту фильм. Кинокарьеру он начинал с фильма «Контроль» о солисте Joy Division Яне Кёртисе, снятом также на основе фотографий, которые Корбейн делал на заре популярности группы.
Джеймс Дин
Гей-икона Голливуда, бунтарь без причины, бедовый и отчаянный парень в белой футболке и джинсах, в жизни был человеком хмурым и не всегда простым в общении. Снявшись всего в трёх полнометражных фильмах у отличных режиссёров (Элиа Казан, Николас Рэй и Джордж Стивенс), он разбился во время гонок в любимом порше, не дожив до 25 лет. Джеймс Дин открывался немногим: одним из таких людей как раз был Деннис Сток, отправившийся на две недели в поездку с Дином — в Нью-Йорк, Калифорнию и родную для актёра Индиану. Джеймс вырос на ферме среди коров, свиней, овец и грязной тяжёлой работы. После путешествия домой со Стоком Дин уже не возвращался к своей семье. А в ночь перед смертью за рулём предложил Деннису покататься вместе — тот отказался, не подозревая, чем всё закончится для Дина.
Деннис Сток
Документальный фотограф отличался тяжёлым характером (в Life его прозвали Dennis the Menace — Деннис Угроза — за манеру общаться с заказчиками), но проявил себя очень рано. Сразу после армии он выиграл конкурс молодых фотографов журнала Life и уже через три года стал работать с ним постоянно. До Джеймса Дина Сток снимал фотоисторию о набиравшей стремительную популярность Одри Хепбёрн, а после — сконцентрировался на джазовой сцене, захватывая в объектив Луи Армстронга, Майлса Дэвиса и Чарли Паркера. В 60-е и 70-е Деннис Сток был везде, где бурлила молодёжная культура, — в экспериментальных духовных школах и на музыкальных фестивалях, на киноплощадках блокбастеров и в бродвейском закулисье. Один из почётных членов агентства Маgnum, он снимал до конца жизни, позже переключившись на тревел- и уличную фотографию.
Дэйн Дехаан
Дэйн Дехаан снимается достаточно давно, но роль, ставшая для него прорывом, была сыграна пару лет назад. В фильме «Убей своих любимых» о сообществе битников Дехаан сыграл Люсьена Карра c улыбкой Дэвида Боуи — скандального, хитрого, тщеславного и талантливого юношу, вокруг которого объединились Берроуз, Керуак и Гинзберг. Позже Люсьен станет успешным редактором и одним из главных хранителей наследия своих друзей.
Роберт Паттинсон
Паттинсон выбрался из клише, в которые его заковала вампирская сага «Сумерки», и уже несколько лет снимается в отличных фильмах. Если вы смотрели «Космополис» и «Звёздную карту» Кроненберга, обратите внимание на «Детство лидера» — фильм о детстве несуществующего деспота с узнаваемыми фашистскими чертами. Паттинсон играет в нём друга семьи, связь с которым становится фатальной для всех участников происходящего.
Байопик
Байопиков — фильмов о жизни выдающихся людей — снято сотни, но пересматривать хочется единицы. Известная личность часто ослепляет режиссёров, и за воссозданием фактов не видно захватывающей истории и серьёзной работы постановщиков. Среди самых интересных — невероятные «Большие огненные шары» о музыканте Джерри Ли Льюисе, «Дурная слава» о Трумене Капоте и сломавшем его романе «Хладнокровное убийство» и «Я стреляла в Энди Уорхола» о жизни и отчаянии радикальной феминистки Валери Соланас.
Голливуд 50-х
«Лайф» касается жизни в Голливуде начала 50-х годов: продюсеры, изо всех сил пытающиеся пропихнуть звёзд на первые страницы с помощью сплетен и выдуманных романов, режиссёры, снимающие фильмы под колоссальным давлением, и актёры в ожидании той самой роли годами. Чтобы лучше понять «Лайф» и фильмы, в которых играл Джеймс Дин, стоит потратить несколько вечеров на лучшие картины первой половины 50-х. «В порту» Элиа Казана с Марлоном Брандо, «Окно во двор» Хичкока, «Звезда родилась» с Джуди Гарланд и «Искатели» Джона Форда — вот что показывали в кино, пока Джеймс Дин карабкался на вершину.
Фотограф и его дело
Байопики о фотографах снимаются редко — совсем не близким к реальной истории, но вдохновляющим и диким получился разве что «Мех: Воображаемый портрет Дианы Арбус». В случае с фотографами интереснее всего смотреть документальное кино, благо его много. Среди самых стоящих: «В поисках Вивиан Майер» об американской няне, снимавшей улицы в Нью-Йорке для себя и посмертно ставшей легендой документальной фотографии; «Образы революции» о документальной фотографии Сьюзен Мейселас после путча в Никарагуа или «Рождённые в борделях» — о снимавших свою жизнь детях проституток в Калькутте.
Шарлотт Брюс Кристенсен
Датская оператор Шарлотт Брюс Кристенсен, снявшая «Лайф», отвечала за визуальный ряд в трёх поздних фильмах Томаса Винтенберга. Лучший из них — «Охота» о травле мужчины соседями после его обвинения в педофилии. Это важное, захватывающее и очень красивое кино о презумпции невиновности и остракизме в благополучном обществе.
ФОТОГРАФИИ: кадры из фильма «Лайф»
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.