В последние годы в Москве и других городах России стали появляться ура-патриотические граффити творческого объединения «Сеть». На них прославляют импортозамещение и присоединение Крыма, благодарят Путина за силу и память и борются с пираньями — врагами России, размельчая их в блендере. По просьбе The Village граффитчики Миша Most и Артём Стефанов прокомментировали несколько работ этой тенденциозной группы с эстетической точки зрения.

Текст

екатерина статкус

 Пираньи-англосаксы в блендере

 

Описание с сайта «Сети»:

«Кухонный прибор — это метафорическое изображение мира, а пираньи — мировые правила, которые созданы англосаксами. Человек, который контролирует кнопку, — это аллегорическое прочтение роли Путина, который бросил вызов мировым правилам и однополярному миру».

 

Миша Most: «На многих городских рисунках такого плана хорошо видно, как эскиз, который одобряли на мониторе компьютера или на листе бумаги, живьём, будучи эдак в 400 квадратных метров площадью, выглядит, мягко говоря, неказисто.

Скорее всего, это происходит потому, что рисунок составляет дизайнер, который не имеет опыта личной работы с большими фасадами. При составлении эскиза он держит в голове лишь формат, соотношение сторон, но не масштаб стены. В то время как любой граффитчик думает, наоборот, отталкиваясь от стены.

Авторы идеи выбрали не самый удобный формат: вертикальная длинная стена огромных размеров начинает диктовать свои правила, и если их не учитывать, то можно получить потерю как пропорций, так и композиции, что мы в итоге и наблюдаем. Если бы рисунок занимал лишь часть стены, он был бы лучше. Также есть общие проблемы колористики: автор явно загнал себя в жёсткую трёхцветную палитру, ещё и на чёрном фоне. Это полный провал: с дороги быстро считать, а тем более сразу понять, о чём работа, невозможно».

 

Артём Стефанов: «Лакомый торец, так небрежно с ним обращаться — преступление! И дело тут совсем не в технике. Не могу, вернее, не хочу никоим образом пытаться оценить так называемые важные вещи, просто потому, что этому рисунку здесь не место. Ему место на стенах помоек, которые так любят украшать муниципальные органы ко Дню города.

На этом торце, если уж мы заговорили о патриотизме, должно быть что-то большое и хорошее, что-то, что вселяет гордость или радость, а не вгоняет в депрессию. Уверен, что оно существует. А вот о чём думают авторы этих эскизов? Грусть и печаль.

Технически рисунок не так уж плох. Определённо, лучше многих других работ этой группы, даже немного неожиданно. Есть задний и передний планы. Много теней, бликов, рефлексов. Детали не спорят между собой. Только не совсем понятно, что происходит с рукой, и озадачивает пустота слева. Мне нравится, как блендер вписан в торец: это больше похоже на граффити. Но проблема этих рисунков не в том, как, а в том, что. Невозможно вызвать в себе симпатию, даже если сильно стараться».

 Смена приоритетов

 

Описание с сайта «Сети»:

«Граффити стало репродукцией картины „Смена приоритетов“ молодого художника из Брянска Павла Чувина.

В основу своей работы художник взял культовую картину „Банка супа Сampbell's“ американского художника, представителя поп-арта Энди Уорхола. Эта банка изображена и на картине российского художника, но под этикеткой, срывающейся человеческими руками, где на правой руке надеты часы, мы видим российскую сгущёнку, внешний вид которой неизменен с Советского Союза. Тем самым автор картины показывает, что сейчас пришло время, когда символы нашей страны приобретают популярность среди людей во всём мире». 

Артём Стефанов: «Что я вижу? Это грабитель в синих перчатках? Часы, синие рукава… — похоже на форму. Кажется, такую носят в морфлоте, авиации и в милиции. Где-то я слышал, что для согласования с властями эскиз, помимо всего прочего, не должен содержать чёрных фонов и быть политически нейтральным. Но, возможно, я ошибаюсь.

Мне в целом нравится и эскиз, и исполнение. Похоже, что ребята реально прокачались и набрались опыта за последние годы, если это, конечно, одни и те же люди.

Не нравится идея. Во-первых, прорыв стены. Несмотря на то что идея стара настолько же, насколько стар Бэнкси, дальше краёв можно было не рисовать — можно было оставить родной цвет дома в покое, а фон из безумных клочков, наоборот, поместить внутрь. Тогда бы и рисунок был повеселее, и связь со средой была бы крепче, а не так, как сейчас: как будто повесили баннер.

Во-вторых, что-то я не припомню, чтобы суп Сampbell's где-нибудь продавался, во всяком случае, в таком же количестве, что и сгущёнка. Из этого я могу сделать вывод, что источником вдохновения послужила работа группы Tak Nado. Может быть, этот рисунок — реплика работы Энди Уорхола? Но тогда дизайн сгущёнки должен был рисовать сам Никас Сафронов». 

Миша Most: «Про детали рисунка: я, конечно, в курсе, что такое банка супа Сampbell's, но боюсь, не все москвичи ознакомлены с творчеством Энди Уорхола, а тем более с его супом. Да и какое всё это имеет отношение к российским реалиям? Я бы понял, если бы там был сникерс нарисован или банка кока-колы, но тогда бы, видимо, возникли претензии от корпорации типа Mars, поэтому авторы пошли более извилистым путём. 

К этому рисунку у меня возникает несколько вопросов. Что в банке супа делает сгущёнка? Почему руки в перчатках, нарисованных так, как будто это кости скелета? Что за цыганские манжеты?

Я понимаю, что автор пытался создать метафору, но метафора оказалась слишком витиеватой, ещё и в провальном исполнении. Я мог бы представить такую работу как отдельный проект на холстах или плакатах какого-то российского художника, который немного переделывает культовые полотна американских поп-артистов, внедряя в них местный колорит. Но делать из этого масштабные работы для неподготовленного зрителя — нелепо».

 Юра, мы исправились!