Завсегдатаи старейших клубов Москвы Постоянные посетители «Симачёва», «16 тонн» и «Пропаганды» — о том, почему они много лет не изменяют им с более актуальными заведениями
Москву принято считать слишком быстро меняющимся городом: газеты пишут об открытиях и закрытиях заведений едва ли не каждый день, а средний срок жизни ночного клуба редко превышает пять лет. На этом фоне восхищение вызывают долгожители, один за одним переживающие кризисы, санкции и сюрпризы от арендодателей. The Village нашёл четырёх завсегдатаев самых старых московских клубов и узнал, почему они много лет не изменяют любимым местам с другими, более модными.
«16 тонн»
Пресненский вал, дом 6, строение 1
Год основания: 1996
Александр Кондуков
главный редактор Rolling Stone Russia
СТАЖ ПОСЕТИТЕЛЯ: 11 лет
Я Хожу сюда регулярно с 2004 года после концерта группы The Fall. До этого я работал рядом и полагал, что для распития тут нужны серьёзные деньги. Но очутившись здесь, быстро понял, что и местное пиво вполне демократично, к тому же здесь есть хитовый напиток — кизлярка. С тех пор как бросил пить, хожу сюда чаще — привык к кисло-аптечному вкусу двойного эспрессо. Друзей же привлекают алкогольные акции и ряд барменов. Тут есть весёлые парни, которых можно поразить пьяными коктейльными историями из прошлого. Ну и с молодёжью за стойкой тоже иногда приятно поговорить: сюда тянутся и молодые музыканты, и люди, которые у себя в голове выстроили «внутренний Лондон».
Тут надёжные самостоятельные охранники, строгий сервис с достоинством, своё пиво, которое пользуется традиционным успехом, и всё время музыканты в гостях. Рыжий «Иванушка», Максим Покровский, даже Игорь Николаев — вот навскидку три персонажа, которых я лично видел со стаканом глубоко за полночь. К тому же к собственному долгоиграющему успеху «16 тонн» относятся ревностно, что делает им честь. Зазвучали упрёки, что в клубе пасутся пивные пузаны — сразу делаются выводы, и клуб хвастает молодёжной программой на любой вкус: с молодыми командами, ночным хип-хопом и драм-н-бэйсом. За стойкой сидит молодёжь, но и ветераны тоже имеются, как и иностранцы, которых тянет сюда интерьер нижнего бара, действительно напоминающий британские бары. Но это лирика — просто я сам живу в центре, и это место «на районе», а 50 % персонала и арт-дирекцию знаю лично. С моим участием тут скандалов не было, даже когда я выпивал. А я не пью уже довольно давно, и то, что я так привязался к ночному клубу, — это нонсенс.
В меню обычно выбираю всё безалкогольное. Любимое сочетание — кофе и тоник. Я не то чтобы гурман, но считаю хитом местные овощи-гриль. Безалкогольные коктейли, айс-кофе, просто кофе — тут довольно насыщенное меню для тех, кто за рулём. Также я котирую куриный бургер — это если хочется поставить в питании плотную точку. Ну и, конечно, минералка «Рычал-Су» в больших количествах.
Есть несколько типов посетителей «Тонн». Во-первых, это рокеры, фанаты рока после концертов и бойцы невидимого фронта типа менеджеров артистов. Во-вторых, это журналисты и люди творческих профессий, которым не нужно рано на работу. В-третьих, это партия любителей пива и примкнувшие к ним спортивные болельщики. В-четвёртых, это любители одинокого пьянства и общения с барменами: это может быть и уставшая рок-знаменитость, и прохожий отчаянного пресненского формата (если такие шалят и орут, их интеллигентно выводят). В-пятых, это экспаты-алконавты, которые очень активно ведут общение с народом. И наконец, люди при деньгах, чей экономический рост шёл параллельно с эволюцией «Тонн».
Кроме «Тонн» меня можно встретить во вкусных местах в районе Цветного бульвара — Delicatessen и «Юности», куда я ходил, когда на её месте ещё была Tapa de Comida. В 50 метрах от работы, на Трубецкой, открылся Mos — туда тоже хожу. Все эти места объединяет то, что там комфортно находиться одному и можно без проблем смотреть на людей. Это профессиональное любопытство, врождённая мечтательность. Разглядывать людей весело, именно на этом был построен успех заведения «ЭМА», куда с вуайеристскими в основном целями все и ходили — и взрослые, и молодёжь. Я никогда не обламывался при посещении Rolling Stone Bar: там собрана лучшая колода диджеев в своём стиле, которые ставят над публикой эксперименты.
Москве не хватает расслабленных мест. Везде бычка, фейсконтроль и опасно на танцполе. Люди трясут портмоне и считают, что им все должны. Но у нас расслабленные места не приносят денег, их крайне мало. Поэтому обычно и говорят, что ходить некуда. Ещё в Москве хорошо ходить на рок-концерты. Там все хотя бы на сцену смотрят и ругаются на звук, а не на тебя. Хотя где как — иногда люди и к сцене спиной стоят.
«Пропаганда»
Большой Златоустинский переулок, 7
Год основания: 1997
Павел Журавлёв
сооснователь Camera Obscura
Стаж посетителя: 18 лет
Впервые я пришёл сюда в 1997 году, когда место только открылось. Это время, когда ещё нужно было объяснять таксисту, где находится Большой Златоустинский переулок. Все слышали, что открылся какой-то новый клуб, мы с компанией долго его искали, а когда нашли, смотрим — стоит дикая такая толпа и играет не очень понятная электронная музыка. Потом я устроился сюда барменом и проработал до 2001 года.
Сейчас я хожу сюда один-два раза в месяц, обычно только по четвергам. Мне кажется, клубов сейчас особо и нет: раньше можно было часто ходить в «Солянку», а сейчас именно на музыку идти больше некуда.
«Пропаганда» — это своя публика. Периодически здесь меняется входная политика, и вместе с ней меняется 90 % людей. Сейчас пропала важная составляющая, люди, которые шли в клуб как на праздник, наряжались в какие-то фриковые одежды. Теперь редко встретишь людей, которые идут зажечь. Публика скучновата, персонажей нет.
В пятницу вечером я могу прийти в ирландский паб Sally O’Briens — старейший паб Москвы, тоже заведение со своей атмосферой. После него мы с женой или компанией можем прийти сюда, а потом, если всё затянулось надолго, в 5 утра поехать на пару часов в «Крышу мира». Вот и всё, больше мест не знаю. Но сейчас я реже куда-то хожу, потому что появилась семья.
Мне нравится, что здесь очень тщательно относятся к подбору людей и команда более-менее постоянная. К тому же остались определённые традиции сервиса: и в зале, и в баре всё рассчитано на скорость. Человек в баре ведь должен просто быстро шевелить руками, всему остальному его научат. Когда идёт мощный поток посетителей, а стойка маленькая, нужно видеть не только первый ряд, но и всех, кто подходит. Нужно понимать, кто что делает: кто расплачивается, кто делает заказ, кто стоит лицом к залу. В толпе есть более активные люди, а есть скромные — вот такого человека нужно выдернуть и принять заказ. Это такой тетрис, нужно всё делать одновременно, чтобы заработать больше денег. Такую историю не смогли передать в «Кризисе жанра», например: там бармены дико тормозили. Бывает, придёшь в какой-то коктейльный бар, и попробуй дождаться — ты мог бы выпить три коктейля за то время, пока у тебя принимают один заказ. Здесь это понимают.
«Пропка» пережила уже много экономических кризисов, но я могу рассказать, например, о кризисе 1998 года. Тогда многие заведения работали в условных единицах и куча заведений позакрывались из-за диких скачков курса. Я помню первые кризисные вечеринки, когда люди первым делом аккуратно смотрели на цены в меню, хотя раньше заказывали не глядя. И вот в «Пропаганде» были старые цены в рублях, их полгода никто не повышал, хотя хозяева теряли деньги и выходили в ноль. И народ к ним пошёл, аудитория не исчезла.
Здесь всегда разбиралась с экономической точки зрения каждая неделя, всё очень грамотно оптимизировано и привязано к обороту. Это подводная часть айсберга. Все постоянно спрашивают: «Почему „Пропаганда“ работает столько лет?» Да потому что она очень эффективна при небольших для Москвы ценах. Ну и если есть что-то стабильное в этой жизни, так это четверги Санчеса.
«Китайский лётчик Джао Да»
Лубянский проспект, дом 25, строение 1
Год основания: 1999
Надежда Звонарёва
графический дизайнер
Стаж посетителя: 13 лет
«Лётчику» уже 16 лет, 13 из них я сюда регулярно хожу. Первый раз я попала в клуб неудачно: шестнадцатилетняя пришла на концерт любимой группы, а меня просто не пустили из-за возраста. Всё началось с музыки — здесь играли команды, которые мне хотелось слушать, а потом уже я познакомилась с местными ребятами. Здесь набирают такой состав, что все становятся друзьями. Как-то две недели я работала здесь барменом, а ещё помогала по дизайну и сейчас иногда рисую для клуба афиши. Ещё рисую для «16 тонн», но реже.
В 20 лет я приходила сюда каждый день, сейчас в среднем два раза в неделю, потому что много работы. Но сейчас я могу не договариваться с друзьями, могу не знать, что здесь за концерты: всё равно точно встречу кого-то из своих и нормально здесь отдохну час-два или всю ночь, как получится.
Отношение к «Лётчику» за 13 лет стало, естественно, глубже. Клуб растёт, развивается. Были периоды, когда тут проходили неинтересные лично мне концерты. Или требовался ремонт, а потом раз — его сделали во всех залах, и «Лётчик» преобразился. Сейчас здесь построили очень уютную веранду, которая открыла какой-то портал в Питер, здесь стали появляться все мои питерские друзья.
Я не могу сравнивать «Лётчик» с другими клубами, потому что в другие я так часто не хожу. Для меня «Лётчик» — это скорее второй дом. К нему и сотрудники относятся как к дому. Здесь просто — вроде как к друзьям приехал. Ты можешь прийти один или с друзьями, а через два часа все в клубе перезнакомятся, обменяются контактами — он объединяет открытых людей, расположенных к общению.
Я бы поделила московские клубы на концертные и те, где приятно просто отдохнуть. Помимо «Лётчика» иногда захожу в «Дорогую» на Китай-городе, иногда в «16 тонн», но мне не нравится там сидеть — в основном только на концерты. Раньше ещё были «ПирО.Г.И.», но они все позакрывались. Все остальные любимые места — в Питере.
Здесь в самом начале карьеры выступали «5nizza», Нино Катамадзе, «Бумбокс». Вообще, здесь часто выступают непопулярные ещё группы. Когда их никто не хочет брать, «Лётчик» видит в них потенциал и даёт возможность играть на своей площадке. В прошлом году я три месяца жила в Берлине, так там клубная культура совсем другая. У нас, например, если люди не знают выступающую группу, то на концерт не придут. А в Берлине осталась душевность, которую у нас заменила мода.
Я не знаю, насколько это нужно записывать, но однажды я здесь познакомилась с мальчиком, и на следующий день мы пошли в загс. И потом в «Лётчике» это праздновали. Он, кстати, музыкант, до сих пор иногда здесь играет. Правда, мы уже развелись. Здесь очень много судеб соединяется: люди встречаются и понимают, что они на одной волне.
Я веган и всегда убеждаю ребят ввести в меню что-нибудь веганское, потому что из-за этого выбор у меня не очень большой. А раньше я ела бретонские блины, они здесь действительно очень вкусные, все их берут. Из безалкогольных коктейлей люблю популярный здесь «Авитаминоз» (что-то вроде фруктового смузи) и «Мотор автомобиля» с имбирём. Алкоголь я пью только крепкий: иногда беру «Тундра либре» с ромом и клюквенным соком. Ещё бармен Даня не так давно стал делать настойки, для меня самая вкусная — из чёрной смородины.
Shop & Bar Denis Simachev
Год основания: 2007
Алексей Ермилов
сооснователь парикмахерских Chop-Chop и Ptichka и боксёрского клуба «Бобо»
Стаж посетителя: 8 лет
Не скажу, что хожу в «Симачёв» с самого первого дня, но, безусловно, с первого года, примерно с лета 2007 года. Но меня нельзя считать самым старым посетителем клуба, потому что есть ребята, которые перетекли сюда с вечеринок, которые Денис Симачёв проводил у себя в мастерской до открытия бара.
Как ни странно, регулярность посещений за эти годы не изменилась, потому что бар остаётся частью моего регулярного маршрута — даже не барного, а просто городского. Для человека, выбирающегося из дома в пятницу или в субботу, это самый естественный ответ на вопрос «куда пойти дальше?» или «с чего начать?». Ну и надо сказать, что «Симачёв» для меня всегда был более рестораном, нежели клубом. Я всегда работал в центре — сначала в Condé Nast, для которого «Симачёв» — практически столовая, теперь мой офис через дорогу, в соседней арке. Так что я много лет здесь обедаю. Но если раньше поход в «Симачёв» был обязательным пятничным ритуалом, то сейчас я скорее хожу утром на тренировку, а после неё иду сюда кушать яичницу из трёх яиц со шпинатом и лососем. То есть ритуал изменился, а место осталось прежним. Безусловно, потому что я сам изменился и стал старше.
Как и у всех здесь, моя любимая позиция в меню — пицца. Вкуснее довольно сложно найти, хотя я много где был и много пицц съел на своём пути. Сэндвичей с запечённой курицей тоже мною и моими знакомыми было съедено какое-то несметное количество. Мне всегда было немного обидно, что мало кто воспринимает «Симачёв» как место, в котором вкусно кормят, куда можно прийти как в ресторан. Но это одно из самых вкусных мест в Москве — и не только в Москве: в Нью-Йорке, Лондоне, Париже. Трудно найти что-то сопоставимое. Иногда я здесь и выпиваю, но если раньше меня можно было увидеть с обязательным стаканом «Белого русского», то теперь это всё чаще бутылка Acqua Panna. Это связано не с местом, а с процессом взросления. Невозможно восемь лет подряд скакать на танцполе со стаканом в руке.
В каком-то смысле все мы в Москве прикованы к замкнутому кругу из одних и тех же мест: Uilliam's и «Уголёк» Ильи Тютенкова, «Пробка» на Цветном бульваре — да и всё. Но надо понимать, что я вообще консервативен, редко тусуюсь, и «Симачёв» — единственный клуб в ряду заведений, где меня можно встретить.
«Симачёв» на самом деле был первым плавильным котлом, в котором можно было встретить и очень богатых людей из телевизора, и хипстеров, которые приходят послушать музыку. Уже сильно позже появилась «Солянка», сопоставимое в этом смысле место, где за барной стойкой могли локтями столкнуться Абрамович и какой-то парень в разорванных джинсах. «Симачёв» всегда был таким местом и остаётся им до сих пор. Безусловно, костяк — это какая-то фэшн-богема, но помимо неё много и представителей других аудиторий, порой не пересекающихся вообще.
Когда бар закрывался на несколько месяцев в 2013 году, журнал GQ делал опрос его постоянных посетителей, и единственное, что я смог сказать ребятам тогда, — раз «Симачёв» закрылся, значит, всё дозволено. Представить Москву без этого места мне сложно, слишком многое с ним связано. Но потом он открылся вновь, и я удивился: оказалось, что не изменилось буквально ничего. Это всё тот же старый добрый «Симачёв» с теми же приятнейшими официантами, арт-директором, управляющими и другими ребятами, которые стали моими друзьями.
Интервью: Настя Курганская, Катерина Фирсова
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.