Второй сезон «Флибэг»: Уже не так круто, но все еще многообещающе Будущее — за Фиби Уоллер-Бридж
На телевизионной премии «Эмми» финальный второй сезон сериала «Флибэг» про постоянно ломающую «четвертую стену» циничную молодую британку поборется за награды сразу в 11 номинациях. Для создательницы сериала Фиби Уоллер-Бридж это огромный успех. Особенно учитывая, что у первого сезона не было вообще ни одной номинации (сериал оказался замеченным за пределами Великобритании далеко не сразу — что уж говорить, по-хорошему этот текст должен был выйти в конце мая), да и сейчас британские комедии номинируют на премию разве что в качестве исключения. Заслуживает ли второй сезон таких авансов? И да и нет, считает обозреватель The Village Никита Лаврецкий: второй сезон «Флибэг» не настолько блестящий, как первый, но хорошо демонстрирует, что Фиби Уоллер-Бридж еще всем покажет — осталось дождаться ее дебюта в качестве режиссера.
«Флибэг»
Fleabag
В 2019 году актриса и сценаристка Фиби Уоллер-Бридж находится на вершине мира. Другой созданный ею сериал, «Убивая Еву», также получил девять номинаций на «Эмми», в следующем году выходит новый фильм про Джеймса Бонда по ее сценарию, в разработке находится еще один сериал для канала HBO и секретный полнометражный фильм. Да и в качестве актрисы у Уоллер-Бридж уже, считай, стартовала голливудская карьера — пока, правда, ограничивающаяся ролью робота в неудачном спин-оффе «Звездных войн» про Хана Соло.
Все эти заслуги приятно перечислять, потому что за Уоллер-Бридж искренне хочется болеть. Она несистемный кандидат — британка, покоряющая корпоративный Голливуд со своими выразительно авторскими проектами. На обложке The Hollywood Reporter со словами «Будущее — за Фиби» Уоллер-Бридж гордо демонстрирует совсем не голливудское родимое пятно на лбу, а в интервью сообщает, что из всех открывающихся перед ней возможностей выбирает те, которые исключают «присутствие взрослых, перед которыми нужно отчитываться». В общем, когда артистка — само очарование, бывает сложно не перенести это очарование на сыгранную ею героиню. И все же, для честного разговора стоит отделить художницу от произведения.
Сама Флибэг — это циничная, острая на язык молодая горожанка, часто находящаяся на грани нервного срыва. Она обращается в камеру как Фрэнк Андервуд из «Карточного домика», с той лишь разницей, что Флибэг не маневрирует в мире большой политики, а всего лишь пытается разобраться со своей жизнью: карьерой, мужчинами, сложными отношениями с семьей и психологическими травмами (ха-ха, «всего лишь»). Взять на вооружение для такого приземленного персонажа прием с разрушением «четвертой стены» — очень эффективное решение. Мы все можем ассоциировать себя с Флибэг: ведь все мы, современные молодые горожане, в глубине души считаем себя главными героями драмы о сложной личной жизни.
Еще более симпатичной эту героиню делает сюжетная арка первого сезона, связанная со смертью ее лучшей подруги, — именно эта незаживающая душевная рана во многом является причиной беспорядка в жизни и эксцентричных поступков Флибэг. К сожалению, как раз эта ранимость и исчезает из образа героини во втором сезоне: на смену смелого обрамления комедии непреодолимой травмой приходит просто история любви (и немного про родителей) — с нервной и хамоватой без особой причины героиней по центру.
Второй сезон все-таки начинается с довольно травматической серии, включающей в себя неловкий ужин с отцом и его новоиспеченной невестой, а также выкидыш в туалете ресторана. События в одной локации развиваются стремительно, диалоги как никогда насыщены колкостями, и в целом серия обладает живой театральной энергией («Флибэг» начинался именно как спектакль одной актрисы на эдинбургском фестивале Fringe в 2013 году; уже после выхода сериала премьеры спектакля состоялись в Лондоне и Нью-Йорке).
Но, начиная со второй серии, сезон резко принимает очертания обыкновенного ромкома, разве что с крайне колючей и мизантропической героиней. Вроде как все остроты и живой язык Уоллер-Бридж на месте, отборные характерные актеры тоже играют отлично (на фоне пяти номинаций актрис на «Эмми» в кои-то веки обделенными выглядят актеры-мужчины — среди них романтический центр притяжения, священник в исполнении Эндрю Скотта и эталонный мудак Бретт Гельман), но общая картина все равно вызывает удручающее впечатление. Этот сериал явно должен был быть чем-то большим — и это заметно.
На что-то большее намекают и отдельные будто бы не расписанные до конца сценарные элементы. Отдельные персонажи начинают замечать обращения Флибэг в камеру, но эта интригующая идея просто неловко зависает в воздухе. Уоллер-Бридж поднимает вопросы религии — но те не заводят драматургию в неизведанные экзистенциальные глубины, а лишь служат обрамлением драматического пути в довольно скучный пункт назначения.
Хорошая новость состоит в том, что, как ни крути, на неизведанную художественную территорию Фиби Уоллер-Бридж придется зайти совсем скоро. Ведь во всех трех своих сериалах (до «Флибэг» и «Убивая Еву» она создала недооцененных «Сожителей») Уоллер-Бридж так ни разу и не выступила постановщицей эпизодов, а значит, ее секретный полный метр станет режиссерским дебютом. В случае с молодой и талантливой артисткой Уоллер-Бридж это поистине захватывающая перспектива.
Фотографии: BBC
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.