The Village продолжает серию «Маршрут на выходные», в которой рассказывает о местах неподалёку от Москвы, где можно отдохнуть пару дней. Каждую неделю мы выбираем какое-нибудь направление, интересную конечную точку на нём и любопытные остановки по дороге. В этом выпуске Иван Голунов рассказывает об интересных индустриальных объектах в Подмосковье, от испытательного полигона со сверхмощными трансформаторами до заброшенного города, карьера с «БелАЗами» и остатков советской системы ПРО.

 

 

 

5 индустриальных

объектов Подмосковья

 

1. Испытательный полигон электроэнергетики  2. Заброшенный город  
3. ГАЭС  4. Радиолокационная станция «Дунай»
 5.  Заполярье в Воскресенске

 

  

 

 

 

Испытательный полигон 
электроэнергетики

В советское время здесь находился испытательный стенд Всесоюзного энергетического института им. Ленина, где проводились испытания техники на стойкость к воздействию импульсных электромагнитных полей. Среди любителей индастриала это место называется «комплексом установок Теслы», хотя это и не так. Каскады трансформаторов со сверхмощным генератором импульсных напряжений могут создавать молнии длиной до 150 метров. Правда, когда на стенде последний раз проводились испытания, не помнит даже сторож. Футуристические конструкции можно изучить из-за забора, а можно договориться с тем самым сторожем, который обычно в качестве благодарности просит купить бутылку водки или мясо для собак.

В стороне от полигона остались руины самого большого в мире купола, высотой 118 метров и диаметром 236. Он строился для секретных испытаний военных. В январе 1985 года, когда отделочные работы были практически завершены, купол рухнул под тяжестью снега. Сооружение решили не восстанавливать, сейчас от него остались только следы массивного фундамента.

ПРОЕЗД

61-й километр Волоколамского шоссе, 
в конце города Истра правый поворот на посёлок Красная Горка, затем мимо кладбища до металлических ворот.

 

 

 

Радиолокационная станция «Дунай»

В 1960-х годах вокруг Москвы решили создать систему противоракетной обороны (ПРО), которая бы позволила защитить город от американских баллистических ракет. Система ПРО имела два рубежа защиты в радиусе 65 и 90 километров от города, где находились позиции ракетных комплексов С-300, готовые сбить вражеские ракеты при поступлении сигнала из радиолокационной станции.

Главная радиолокационная станция Центральной России, носящая название «Дунай», и центральный командный пункт были построены в 1972 году неподалёку от подмосковной Кубинки. В 1988-м на «Дунае» случился пожар, в результате которого станция выгорела практически полностью. Когда в начале нулевых «Дунай» восстановили, вскоре было решено ликвидировать систему ПРО вокруг Москвы, и комплекс зданий «Дуная» и центрального командного пункта был заброшен. Охотники за цветными металлами практически полностью разобрали оборудование, но десяток многоэтажных зданий по-прежнему представляет интерес для любителей техногена.

ПРОЕЗД

Проезд: Минское шоссе, в Кубинке левый поворот на Наро-Фоминск, после пересечения железной дороги правый поворот, затем перед деревней Обухов левый поворот на бетонку.

 

 

 

Заброшенный город

Заброшенные города есть не только на Колыме или вокруг Чернобыльской АЭС — в связи с реформой армии такие брошенные поселения появились и в Московской области. Ещё десять лет назад на хуторе Фёдоровка жили около семи тысяч человек, которые занимались обслуживанием системы противовоздушной обороны столицы — место проходило под кодовым словом «Адуляр». Сейчас в Фёдоровке осталось несколько брошенных пятиэтажек, школа, магазины, казармы для военных, здание гауптвахты и командный пункт. Кое-где сохранились остатки мебели и оборудования. Сейчас всё это оставлено на разграбление дачникам и любителям игры в страйкбол. Сочетание природного и техногенного пейзажа навевает лёгкую тревогу либо меланхолическое настроение — кому как. В лесу сохранились остатки боевых позиций ракетчиков, но их опять-таки активно растаскивают местные жители.

ПРОЕЗД

Волоколамское шоссе, вскоре после А-108 правый поворот перед деревней, затем три километра до КПП военного городка. 

 

 

 

ГАЭС

Страшная аббревиатура ГАЭС расшифровывается как гидроаккумулирующая станция. Таких в России всего две: в Подмосковье и на Ставрополье. Фактически это гидроэлектростанция, которая получает электроэнергию за счёт того, что гоняет воду из одного бассейна в другой. Первая очередь Загорской ГАЭС мощностью 1 200 МВт была построена в 80-х годах. После завершения строительства второй очереди, мощностью 840 МВт, она станет самой крупной электростанцией Подмосковья. Размеры водоводов поражают и не имеют аналогов в мире: каждая из шести труб во время работы пропускает через себя 250 кубометров воды в секунду. Наблюдать за работой ГАЭС лучше всего с берега водохранилища, в котором, кстати, можно купаться.

 

Проезд

Ярославское шоссе, в Сергиевом Посаде левый поворот на Новоугличское шоссе, затем правый поворот по указателю на Богородское.

 

 

 

Заполярье в Воскресенске

Единственное место в Московской области, где можно увидеть работу одних из крупнейших в мире самосвалов «БелАЗ», — Воскресенский район. Здесь на добыче фосфоритов, используемых для производства удобрений, используется самая маленькая модификация грузоподъёмностью 40 тонн. Увидеть машины можно как в карьерах, так и на технологической трассе. Заезжать на неё лучше со стороны Рязанского шоссе, там нет знака «кирпич». Но при приближении «БелАЗа» лучше не подрезать самосвал, а прижаться к обочине, потому что угол обзора у водителей таких машин значительно меньше, чем у вас.

Имеет смысл доехать до карьера, где работают гигантские экскаваторы высотой с пятиэтажку — их называют абзетцеры. Но главная техногенная достопримечательность Воскресенска — огромная белоснежная фосфогипсовая гора на дороге из города в Хорлово. Забравшись пешком на вершину, можно сделать фотографии «из снежной пустыни». На гору можно заехать на машине, но потом придётся долго отмывать её от снега.

 

Проезд

Новорязанское шоссе, поворот на А-108 в сторону Воскресенска, затем перед Москвой-рекой правый поворот на Ратмирово, на развилке после деревни Ратмирово прямо восемь километров до промзоны.

 

Фотографии: Мisha-grizli.livejournal.com, Дмитрий Чистопрудов, Виктор Борисов, Vpk-news.ru, Radi_Oz, 2do2go.ru,
Иллюстрации: Настя Яровая