СпецпроектыКак дизайнер из Екатеринбурга построил бизнес на авторских значках с архитектурой
Дмитрий Фатхиев-Долохов — об эмалированных пинах как способе влиять на городскую повестку
The Village и коворкинг NAMES, который откроется в центре Екатеринбурга в начале 2020 года, продолжают совместный спецпроект «Имя города». В его рамках выйдет серия материалов о смелых и нетипичных бизнесах и людях, что делают Екатеринбург лучше. Компания NAMES создает сообщество единомышленников, объединенных общей идеей: работа и развитие без границ и расстояний.
В первом материале поделились историей бара без вывески «Коллектив», а сейчас рассказываем о проекте I Love Pin — металлических значках со зданиями Екатеринбурга и не только. Дизайнер Дмитрий Фатхиев-Долохов придумал выпускать их, чтобы привлечь внимание общественности к историческому наследию, которое пять лет назад регулярно сносили без обсуждений. Рассказываем, что из этого вышло.
От значков с Лениным до защиты исторических зданий
Значки я любил еще в детстве, дома их было много — родители часто покупали. Как правило, в советское время на них изображали флаги республик, Ленина, самолеты и объекты, связанные с космосом. Когда Союз рухнул, значки перестали производить в больших масштабах — уровень жизни сильно упал, и людям было не до аксессуаров. Но это только у нас — за рубежом индустрия продолжала развиваться. Сейчас в мире производят миллионы значков, и лучше всего рынок развит в Европе и Америке — там их выпускают гигантскими тиражами, по сотне тысяч штук.
Проект появился, когда мы с женой задумались, как сохранить в истории снесенные здания
К выпуску собственных значков мы с женой Настей пришли через инстаграм-проект Old Ekb. Он появился в 2015 году, когда мы задумались, как запечатлеть и сохранить в истории старинные здания Екатеринбурга, которые постоянно сносят. Я фотографировал их и выкладывал в аккаунт проекта, сопровождая архитектурной справкой на русском и английском языках. Это сейчас все городские СМИ активно пишут про проблемы сохранения исторического наследия, а тогда старинными зданиями практически никто не интересовался.
Потом мы решили, что выкладывать фотографии зданий недостаточно, и стали выпускать металлические значки. Значок — оптимальный сувенир: небольшой, приятный, надежный, который мы чаще всего привозим из путешествий. В дополнение к ним я придумал оформлять картонную подложку с изображением окружающей среды: она создает контекст, и сувенир становится более цельным, значимым и атмосферным.
Думаю, что привлечь внимание к проблеме удалось — в прошлом все сносили втихушку, а сейчас каждая новость о сносе вызывает большой резонанс.
Секреты производства
Первыми мы решили выпустить значки с Домом Севастьянова. Стали искать фабрики в России, но выяснили, что здесь работают в основном посредники, которые передают заказы в Китай и берут за это деньги — выходит дорого. Я стал сам связываться с китайскими фабриками, избегая любых посредников и агентств, и спустя несколько десятков контактов остановился на нескольких. Сейчас я работаю с тремя-четырьмя производителями одновременно, они выполняют разные задачи.
Значки изготавливаются по разным технологиям, но основная для нас и самая отработанная — литье под давлением. Именно она позволяет добиться мелкой детализации и сделать пины наиболее качественными. Жидкий, расплавленный металл под высоким давлением поступает в специально изготовленные формы — молды, где он охлаждается и затвердевает. Далее заготовки проходят процесс покрытия методом электролиза, при котором будущие значки приобретают нужный оттенок: золотой, серебряный, медный. После их покрывают цветными эмалями, собирают и упаковывают.
Значки — основной источник дохода для нашей семьи
На производство одной партии в среднем уходит 4-5 недель. Время зависит от логистики — например, сейчас, в декабре, по всему миру период покупок подарков и крупных распродаж: почтовые сервисы сильно загружены, и ждать приходится в два раза больше.
Кроме значка, нужно сделать подложку и упаковку, но их мы производим уже в Екатеринбурге. Себестоимость одного значка — около доллара. Готовый продукт обходится в 200 рублей за штуку: в цену входит разработка макета, производство, подложка, упаковка и логистика.
Коммерческие заказы и коллаборации
В магазинах наши значки можно купить по 350 рублей. Первую партию я распространял через свой фейсбук, а потом достаточно быстро нашел заинтересованные в продаже наших значков магазины. Сейчас значки со зданиями есть в Музее истории Екатеринбурга, Водонапорной башне, «Высоцком», «Ели» в Ельцин Центре и в Ural Souvenir. На продажи сильно влияет сезонность — летом туристов и в целом активных людей больше. Значки — основной источник дохода для нашей семьи. В минус мы не работали ни разу.
В минус мы не работали ни разу
Основную прибыль дают коммерческие заказы. Первый заказ к нам поступил три года назад из Тюмени — от предпринимателя, который занимается сувениркой, тот попросил изобразить Мост влюбленных. С тех пор мы работали со многими компаниями и музеями — Ельцин Центром, РЖД, УГМК, УбРИР, ВДНХ и «Уральскими авиалиниями». Как правило, я разрабатываю идеи и эскизы и согласовываю их с заказчиками, но иногда просят сделать значки с готовыми логотипами.
Отличная история вышла с Baltic Legacy — активистами из Калининграда, которые совпадают с нами идеологически. Они борются за сохранение старинных зданий, в том числе немецких. Обычно здания в Екатеринбурге я сам фотографирую с разных сторон и после создаю макет на основе изображений, а воссоздать объекты из других городов помогают карты и панорамы, но в Калининград у нас получилось слетать самим.
Сувениры со смыслом
Самые популярные наши значки — с Белой башней и со снесенной телебашней, каждого мы продали больше тысячи штук. Я вырос на Уралмаше и Белую башню помню с детства — из-за своих форм она всегда казалась мне чем-то странным. Внутри башни я ни разу не попадал, зато в студенчестве дважды забирался на телебашню. В конце 90-х там тусовалось много людей, был бешеный трафик: лезешь на огромной высоте, а мимо тебя по натянутым тросам лифта вниз со всей дури спускаются дети. Никакой охраны и собак тогда возле нее не было — не понимаю, как люди там не убивались.
Значок с телебашней мы подарили директору Таллинской телебашни, сестры нашей снесенной вышки. Он рассказал, что в курсе нашей ситуации и даже хотел попросить китайских бизнесменов (почему именно их — не знаю) проспонсировать строительство новой башни в Екатеринбурге. Кстати, таллинская башня сегодня классно оборудована: наверху находятся музей, панорамный ресторан и смотровая площадка, а внизу работает небольшой кинотеатр. Посещаемость у башни просто космическая: в праздники за день ее посещают до тысячи человек.
С удовольствием люди покупали и значки со сквером, хотя первую сотню штук мы создали, чтобы в знак благодарности раздать журналистам, активистам и всем, кто помогал защищать сквер в дни протестов
С удовольствием люди покупали и значки со сквером, хотя первую сотню штук мы создали, чтобы в знак благодарности раздать журналистам, активистам и всем, кто помогал защищать сквер в дни протестов. Последние восемь штук в Ural Souvenir, кстати, купил какой-то москвич, как нам рассказали в магазине.
Людям нравится оставлять сувениры на память: их покупают и жители Екатеринбурга, и европейские коллекционеры. В следующем году я планирую частично обновить линейку: выпустить те же основные достопримечательности, но немного иначе и в другом размере.
Коворкинг NAMES — cообщество близких по духу
Вы подберете рабочее пространство, в котором будете чувствовать себя на своем месте: компактные офисы для креативных штурмов или уединенные места, уютные мягкие комнаты для встреч с клиентами, просторные опенспейсы или вдохновляющие рабочие места прямо на крыше.
материал подготовлен при поддержке