1. Перемещаемся в Приморский край. Близость азиатских соседей подтолкнула заняться стритфудом.
Сколько придется вложить в корейские паровые булочки?
Да что там нужно — тесто, начинка и точка продажи. 50 тысяч рублей в месяц
на все хватит?
Это бизнес с серьезными вложениями — на старте нужно до 10 миллионов рублей
Говорят, торговая точка в городе стоит
от 3 до 15 тысяч рублей. Но мне требуется консультация, что еще нужно
для этого бизнеса
Производить корейские пирожки наша компания начала в 1994 году, а в 1996-м зарегистрировала товарный знак «Пян-се». На начальном этапе в фирму вложили порядка
8 миллионов рублей, но я присоединился к команде позже — в 2013-м. Я успел поработать в хабаровском филиале заместителем директора, потом стал соучредителем московского отделения, а владелец торгового знака выступил инвестором.
Место появления компании — Владивосток, и это не случайно: паровые пирожки всегда были там самой популярной уличной едой. В день в городе можно продать около 7 тысяч штук пян-се, притом что во Владивостоке всего около 800 тысяч жителей. К тому же там разрешено торговать прямо на улицах, и потому на всех перекрестках можно увидеть наши тележки: булочки запаривают на месте и тут же продают.
«Пян-се»
2. В гастробизнесе не обойтись без производственного цеха. Сколько стоит его аренда?
100 тысяч рублей вместе с электричеством и всем необходимым
А бывшая заводская столовая
не может стоить дешевле?
Может, тысяч 30 в месяц?
Это же уличная еда, так что
прямо там и буду все делать
Владивосток — развитый промышленный город-порт. В 90-х там освободилось довольно много помещений — бывших столовых при заводах. С поиском места для производственного цеха проблем не было, его снимали за 100 тысяч рублей вместе с электричеством и всем необходимым. Торговые точки на улицах города, где ставили те самые тележки, обходились от 3 до 5 тысяч рублей в месяц, самая дорогая стоила 15 тысяч рублей.
3. Спустя какое время вы вышли на прибыль?
Во Владивостоке получать прибыль компания начала уже с первых месяцев работы. Продукт зарекомендовал себя сам практически сразу, и в точках продаж стали выстраиваться очереди за пирожками пян-се. Конечно, в работе точек уличной еды всегда есть сезонность. Летом ее покупали больше, а зимой мы уходили в минус, потому что нужно было все равно нести расходы на содержание производственного цеха.
4. Сколько пришлось потратить на раскрутку
— рекламу, соцсети?
Тратиться на раскрутку не пришлось, во Владивостоке отлично работало сарафанное радио. Человек попробовал булочки, рассказал соседу, он передал своим друзьям — и пошло-поехало. Мы думали, что так же раскрутиться получится и в Москве, но нас здесь ждал неприятный сюрприз. Мы арендовали точки на нескольких рынках, где проходит много людей, и ждали, что все, кто попробует наш продукт, расскажут об этом соседям. Но, как оказалось, в Москве соседи друг с другом не общаются, а иногда даже не здороваются. Пока мы это поняли, прошло полгода и мы понесли достаточно серьезные расходы. Удалось исправиться, когда мы стали сотрудничать с Аленой Ермаковой из команды Stay Hungry. Алена подсказала, что нам нужно ориентироваться на пользователей соцсетей, в 2014 году позвала нас на маркет еды, и после этого появились первые подписчики и положительные отзывы. Как-то наши пян-се даже назвали «божественными булочками».
5. Когда вы заплатили себе первую зарплату
как руководителю бизнеса?
Минимальные деньги я получал уже с первого месяца, но это была символическая зарплата в 30 тысяч рублей. Еще в 90-х в компании было около 50 сотрудников. В цеху работало порядка 15 поваров, точки открывались постоянно, и на каждой нужен был продавец-повар. Еще понадобились водители, которые развозили полуфабрикаты, управленцы — и так штат вырос.
6. Были ли какие-то траты, которых можно было избежать?
Расходы, которых можно было избежать, у нас появились только с выходом на московский рынок. Мы как раз начали работать в период, когда городские власти решили бороться с киосками. Мы запустили точку на Цветном бульваре, и она сразу же стала приносить деньги. Если в первый день выручка была 6 тысяч рублей, то на шестой день — уже 35 тысяч рублей. А вот через неделю точку пришлось закрыть, а на восьмой день ее сровняли с землей бульдозеры. Всего у нас снесли три киоска. Мы решили, что их время ушло, и стали открывать наши точки только в стационарных помещениях.