Спецпроекты«Домашние бургеры бьют рекорды продаж»: Как устроен сервис доставки продуктов с рецептами Dinner Lab
И как готовить дома быстро, изысканно и экологично
The Village Екатеринбург и коворкинг NAMES, открывшийся в центре Екатеринбурга, продолжают совместный спецпроект «Имя города». В его рамках выходит серия материалов о смелых и нетипичных бизнесах и людях, что делают Екатеринбург лучше. Уже писали о баре для своих без вывески «Коллектив» и о Дмитрии Фатхиеве-Долохове, который при помощи выпуска значков борется со сносом исторических зданий. Компания NAMES создает сообщество единомышленников, объединенных общей идеей: работа и развитие без границ и расстояний.
В свежем выпуске — сервис доставки продуктов с рецептами Dinner Lab. Индустрия подобных проектов развивается в Европе и США последние десять лет, но на Урал такой сервис пришел относительно недавно. Автор и идеолог проекта Константин Худяков рассказал нам историю о том, как гастрономический бизнес, начатый на домашней кухне в Екатеринбурге, превратился в сервис, востребованный в четырех городах России. Мы узнали, почему главный конкурент компании — обычный продуктовый магазин и какие идеологические цели она ставит перед собой.
О том, как масштабировать сервис с домашней кухни в города России
Начало истории о моем бизнесе классическое. Мы с семьей полтора года жили в Санкт-Петербурге, где я работал в проекте, не связанном с общественным питанием. Когда у нас родился второй ребенок, у нас с женой стало гораздо меньше времени, это накладывалось на то, что мы жили в незнакомом городе с большими расстояниями. Однажды я увидел рекламу аналогичного сервиса с доставкой продуктов и готовых рецептов, и подумал, что это просто гениально. На протяжении всей нашей жизни в Питере мы каждую неделю заказывали продукты с рецептами на дом.
Когда мы вернулись на Урал, то попытались найти подобный сервис, который бы нас заинтересовал, но не смогли. Тогда у нас сразу же возникла идея создать его самостоятельно. Мы начали в октябре 2018 года. Первые коробки собирали с супругой вдвоем на собственной кухне, чтобы понять, насколько это сложно. Постепенно начали давать рекламу в инстаграме, купили оборудование, заставили кухню всяческими вакууматорами и специальными холодильниками.
Два месяца подряд мы укладывали детей спать и собирали продукты до двух ночи
В течение двух месяцев с пятницы по воскресенье мы укладывали детей спать и начинали сборку продуктов, которая могла длиться до двух часов ночи. Со временем, когда количество заказов увеличилось, мы поняли, что ограничиваться нашей кухней просто нереально, нужно хорошее производство. Благодаря кругу знакомых нам удалось выйти на потенциальных инвесторов. Мы интересно упаковали эту историю и составили бизнес-план, таким образом, нашли старшего партнера, который стал нашим основным инвестором.
Первые три месяца 2019 года мы занимались подготовкой: организовали производство, наняли персонал. Первые «официальные» коробки продали в конце марта 2019 года. Сервис стал быстро пользоваться спросом, поэтому в августе первая доставка отправилась в Тюмень, а в конце сентября — в Челябинск. У нас есть специальная машина с терморежимом, все доезжает с производства без проблем. Еще позднее мы открыли сервис в Нижнем Новгороде, но это уже обособленная история — не франшиза, но часть филиала. Единый мозговой центр остается в Екатеринбурге, здесь мы продолжаем разрабатывать IT-решения, работать над меню, новыми рецептами, делать фотографии и так далее. Сейчас в нашем штате 30 человек. Команда делится на несколько блоков: реклама, логистика, производство, — повара, технологи — а также IT.
О борьбе с уральским менталитетом
Инициативы, подобные Dinner Lab, развиваются в мире уже на протяжении десяти лет. Есть два мировых лидера — американский Blue Apron и британский HelloFresh, который работает в Европе. У нас есть знакомые в европейских странах, поэтому мы просили их заказывать еду в HelloFresh, чтобы сравнить с нашим сервисом. Оказалось, что предложение — один в один. Конечно, в зависимости от территории и пищевых привычек специфика блюд отличается, но механика остается прежней. В Москве и в Санкт-Петербурге история с доставкой продуктов с рецептами развивается последние пять лет: там популярность обусловлена тем, что расстояния в городах больше, как и пробки, поэтому сервисы, которые доставляют еду прямо домой, да еще и с готовыми рецептами на несколько дней вперед, значительно экономят время людей.
Мы показываем, что готовить дома можно удобнее, быстрее, интереснее
На Урале нет острой проблемы экономии времени, у нас более компактные города, есть сетевые магазины с адекватными ценами. Наш основной конкурент — это менталитет людей. Они привыкли идти в магазин после работы, даже если очень устали, или планово закупаться по полной раз в неделю в крупном гипермаркете. Привыкли готовить, даже если нет фантазии и вдохновения. Нам хочется изменить эту привычку, показать, что можно сделать удобнее, быстрее, интереснее.
О любимых блюдах уральцев
Dinner Lab привозит продукты и дает пошаговый интересный рецепт от шеф-повара. В этом наше большое преимущество, так как шеф-повар придумывает что-то свежее и необычное из базовых и доступных продуктов.
Мы принимаем заказы с пятницы по четверг включительно, и доставляем в выходные. Наш минимальный заказ — завтраки/ужины или дополнения — от трех до пяти дней. Мы не привозим ничего замороженного — все охлажденное и максимально свежее.
Бургеры бьют все рекорды продаж
Нас часто путают с сервисами доставки здорового или фитнес-питания, однако Dinner Lab не совсем про это. Да, мы создаем рецепты с качественными и свежими ингредиентами, но наше меню адаптировано под более массовую аудиторию. Например, у нас очень популярна история с бургерами, даже вегетарианские с нутовыми котлетами бьют все рекорды продаж.
Сейчас у нас есть 12 ужинов по категориям, например, три домашних ужина, такие часто заказывают семьи — порции побольше, рецепты блюд попроще, чтобы их точно ели дети и можно было быстро приготовить. Три ужина с более сложными рецептами, они похожи на то, что мы обычно заказываем в кафе и ресторанах. А еще три фитнес-ужина и три вегетарианских.
О выгоде без ущерба качеству
В нашей истории экономический вопрос превалирует над всеми остальными. Мы объясняем нашим клиентам, что продукты в Dinner Lab стоят примерно столько же, сколько и в магазине, но с бесплатной доставкой и интересными рецептами. Пять ужинов на троих человек, примерно 15 приемов пищи, обойдутся в среднем в 3 500 рублей.
Одна из важных вещей в таком бизнесе — найти хороших шеф-повара и технолога, чтобы можно было предложить клиенту разнообразные блюда, которые были бы сбалансированы с точки зрения состава и объема. Мы обновляем меню каждую неделю, чтобы не повторяться и не надоедать. Конечно, бывает, что какое-то блюдо становится хитом и мы повторяем его в немного иной вариации, например, с другим соусом или гарниром. Наши поставщики — это те же игроки рынка, которые снабжают городские рестораны и кафе. Слаженная работа шеф-повара и технолога позволяют выбирать качественный продукт по комфортной цене. У нас нет складов, производство работает со среды по воскресенье включительно, мы стараемся закупать продукты на ровное количество заказов, поэтому после развоза у нас не остается скоропортящихся продуктов. Мы не можем себе позволить привозить продукт не лучшего качества, потому что человек сразу же это заметит.
Конечно, иногда мы совершаем ошибки, но мы стараемся работать с негативными отзывами, никогда их не удаляем. Иногда мы просто компенсируем неудачи комплиментами или же вносим изменения в какую-то технологию, если на нее поступают жалобы. В общем, стараемся реагировать достаточно быстро и адекватно.
Люблю фото-отзывы, где ожидания и реальность совпадают
Я люблю отзывы из серии «ожидание-реальность» от наших клиентов. Когда они выставляют профессиональные фотографии из нашего профиля, а затем свой снимок, где ожидания и реальность совпадают. Это та самая эмоциональная составляющая, за которую я люблю наш сервис.
Об экологии и zero waste
Мы стараемся продвигать идею бережливого отношения к окружающей среде и собственной жизни. Например, привозим ингредиенты точно в том количестве, которые потребуются при готовке. Ведь достаточно часто случается такая история, когда продукты приходится выбрасывать из-за того, что остатки отправились на полку в холодильнике, но в итоге так и не использовались в готовке. Мы заботимся о том, чтобы наши клиенты не выбрасывали еду.
Мы заботимся о том, чтобы наши клиенты не выбрасывали еду
Также мы стараемся транслировать идею, что упаковку можно переработать. Понятно, что мы не можем полностью избавиться от пластика, так как некоторые продукты необходимо транспортировать в вакууме. Но все остальное мы стараемся заменить на картон — соусники, пакеты, коробки и так далее. Мы заинтересованы в том, чтобы клиент оставался с нами надолго, поэтому во время поставки готовы забирать упаковку, использованную в прошлый раз, и перерабатывать за собственные деньги.
Наша цель — стать заметной компанией по доставке еды с готовыми рецептами за пределами центральных регионов страны, а для этого нужно максимально быстро заходить на новые территории. В нашем сегменте невозможно активно развиваться, оставаясь в пределах одного города. В будущем мы расширим линейку меню, зайдем в новые города, и создадим удобное приложение, благодаря которому человек сможет заказать коробку в два клика.
Коворкинг NAMES уже открыт
Рабочее пространство, где есть все для роста и развития бизнеса:
2 000 квадратных метров в центре Екатеринбурга
Интерьер от дизайнеров российского офиса Google
50 + комфортных и тихих офисов разного размера и опенспейс, переговорные и конференц-зал
Бесплатные завтраки для резидентов
120+ мероприятий каждый месяц
материал подготовлен при поддержке