Во время пандемии в безопасности себя почувствовали лишь производители масок и санитайзеров. Всем остальным пришлось придумывать новые способы выживания, бороться со своими страхами и вкладываться в неизвестное. Об этом мы поговорили с представителями сфер, пострадавших сильнее всего — ресторатором Виктором Новиковым, владелицей ювелирного бренда Натальей Брянцевой, чей шоурум был закрыт два месяца, и основательницей клининг-сервиса Юлией Прибыловой.

Эти предприниматели смогли заработать и удержать команду, но не всем так повезло. Многие проекты, чьи товары и услуги радовали нас ранее, не смогут вновь открыться после карантина. Чтобы им помочь, партнер этого материала, банк для предпринимателей и предприятий «Точка», выпустил серию лимитированных толстовок с надписями. Их можно купить до конца мая. Все средства с продажи пойдут в Фонд помощи предпринимателям. Скажите делом о вашей признательности любимым проектам, или распространите информацию об инициативе в соцсетях — пусть лавина поддержки не останавливается, и никто не остается один.

Виктор Новиков

владелец заведений «Горожане» и MURU Coffee


Этим летом мы планировали войти в сезон полными амбиций и целей. Думали, что эпидемия России не коснется. Не тут-то было. Больше всего пугала не сама ситуация, а слова глобальных игроков ресторанного рынка о том, что они не видели выхода. Такое впервые происходило в их практике, а доставка не покрывала расходов. В какой-то момент я понял, что больших денег мы еще не нюхали, поэтому мой неизбалованный и неленивый ум пришел к тому, что главное — не сидеть, а делать то, что мы умеем лучше всего. А это — создавать эмоции у наших клиентов и оставаться с ними в эмоциональной связи любой ценой.

За пару дней мы с командой просчитали экономику заведений в новых условиях: сумму всех расходов и количество минимальных доставок, которые помогут сохранить наше любимое место. Ключевым моментом стало то, что мы делали это с командой. Все было честно, открыто и очень по-настоящему. Так же откровенно мы написали в соцсетях, что, как и сколько нам надо доставить и продать, чтобы выжить: 60 доставок в день из «Горожан», 28-30 из MURU. Гости писали в ответ: «Все ли хорошо? Хватает ли доставок?».

Мы рассказали клиентам, сколько должны заработать, чтобы выжить

Даже «важные» ребята из нашей команды стали курьерами

Глобально, мы не ушли в минус. Было тяжело в апреле, когда необходимо было перекрыть долг по зарплате почти в полмиллиона рублей. Мы приняли решение платить всем поставщикам по предоплате, а всех сотрудников рассчитывать сразу за каждую смену, чтобы не копить долги. Сейчас мы получаем от 50 до 80 % от привычной дневной прибыли.

Разумеется, были жертвы. По своей инициативе ушли те сотрудники, кто не в теме, а кто зажегся — встал на передовую: кто на доставку, кто на прием заказов. Даже «важные» ребята сели на авто и поехали доставлять блюда. Я, в том числе, развозил и развожу заказы нашим клиентам.

В общем, доставка, доставка и еще раз доставка! А когда мы поняли, что все развлечения идут в онлайн, почувствовали, что это — наш звездный час. Мы сделали сайт, запустили онлайн-ужины, когда можно поесть блюда из специального меню за трансляцией с интересным спикером. Это зажгло всю команду и укрепило атмосферу внутри. Наш шеф Игорь Арсенов начал активно перестраивать меню с учетом, что вся еда идет в доставку, в этом есть много нюансов. Мы запустили новинки, чтобы наши клиенты в нас не сомневались. Это дало сумасшедший эффект.

Могу сказать точно: для нас кризис — это рост

Я понял, что главное — держать в фокусе счастье клиентов, не бояться и делать, пробовать и калибровать результаты, не копить долгов. Задумался над тем, что иногда иметь огромную ресторанную сеть — не классно. А вот 3-4 эффективных проекта — самое то. Многие места стали неактуальны, потому что в них был акцент на интерьере, а не на еде. Мы лишний раз убедились в том, что первичнее всего — сам продукт, поэтому работаем в этом направлении. В общем, у меня много мыслей и выводов, но одно я могу сказать точно: для меня и команды кризис — это рост. 

Наталья Брянцева

создательница ювелирного бренда AVGVST


В феврале мы участвовали в парижской неделе моды, показывая коллекции иностранным байерам в шоуруме. Уже тогда было понятно — что-то идет не так. Многие байеры не приехали в Париж на закупки, нам пришлось показывать им коллекцию дистанционно. Когда пандемия начала шагать по России, настало нервное время. Засыпая, я проверяла количество заболевших в телеграм-каналах, следила, есть ли какая-то динамика, что происходит. В то же время, меня захлестнуло любопытство: как изменятся предпочтения людей, паттерны поведения, привычки?

Сначала наша компания столкнулась с запретом розничной торговли. Повезло, что наше производство находится в Екатеринбурге, здесь промышленные предприятия достаточно быстро получили разрешение на работу. Благодаря этому у Avgvst не было перебоя с поставками, производство работало практически беспрерывно, что дало нам определенную фору. Первая мера, которую мы приняли — пересадили всех сотрудников на такси, чтобы сократить их внешние контакты. К счастью, мы смогли сохранить всю команду: большинство продавцов смогло переключиться на помощь в работе интернет-магазина, другие помогали с доставкой.

За время карантина продажи нашего интернет-магазина выросли в четыре раза. Этот канал дистрибуции уже был развит достаточно сильно, поэтому перекрыл практически весь объем офлайн-розницы. При этом наши расходы сократились, нам удалось договориться с собственниками помещения, которое мы арендуем, на значительную скидку, так что бизнес остается стабильным.

Важно поддерживать связь с сотрудниками на удаленке, чтобы те понимали, что по-прежнему являются частью работающего механизма

Благодаря пандемии у нас дошли руки до классного стороннего проекта

Сейчас вызов для многих бизнесов — это поддержка команды на удаленке. Мы устраиваем тимбилдинги, чтобы понимать настрой ребят, их мотивацию и настроение. Каждую пятницу все сотрудники выходят в Zoom, делятся, чему новому научились. Мы делаем это для того, чтобы люди не чувствовали себя потерянными, ненужными или выпавшими из работы. Я рассказываю команде новости из интернет-магазина и офиса, чтобы они понимали, что до сих пор являются частью действующего механизма. 

Avgvst провел много маркетинговых активностей за время карантина. В первую очередь, довольно оперативно выпустил капсульную коллекцию подвесок-«зодиаков» совместно с Протеем Теменом. Это недорогая, доступная и очень символичная коллекция, которая позволила нам поддержать выручку на хорошем уровне. Еще до пандемии мы подружились с консорциумом женских НПО — это организации, помогающие женщинам в вопросах домашнего насилия. Во время карантина мы совместно выпустили кольца, 20 % от выручки продаж которых идет на оплату адвокатов, защищающих женщин в случаях домашнего насилия.

Самым значимым и актуальным проектом стал выпуск приложения, карточной игры, цель которой — поддержать нашу аудиторию. Мы придумали 100 с лишним вопросов, которые помогают и развеяться, лучше понять друг друга и самих себя. Этот проект так выстрелил, что мы решили продолжать делать апдейты тематических вопросов. Например, вопросы к паре или от родителей к детям, для тимбилдинга на удаленке и так далее. Нам кажется, что это очень классная история. Но если бы не пандемия, то у нас не дошли бы руки до такого некоммерческого контентного проекта.

Любой кризис заставляет тебя по-другому посмотреть на приоритеты и вопросы эффективности. Я понимаю, как сильно сейчас меняются потребительские предпочтения, нормы жизни, привычки. За время пандемии я еще раз осознала то, как важно на кончиках пальцев чувствовать свою аудиторию, говорить с ними на одном языке, быть искренними, честными, понятными. Рассказывать о том, что ты делаешь, и делаешь не только ради денег, но и ради чего-то большего!

Это беспрецедентный случай, когда потребители сознательно спасали бизнесы

Мне кажется, что это беспрецедентный случай, когда потребители сознательно спасают бизнесы, выбирая, на что они хотят потратить деньги не по принципу, где дешевле или у кого скидка больше, а по принципу того, чьи ценности ближе. Мы постоянно получали поддержку от клиентов: «Ребята, держитесь, все будет хорошо, мы будем с вами, я буду у вас покупать». Всегда важно делать что-то большее, чем просто продавать свой продукт, и мы в очередной раз убедились в том, как важно рассказывать людям свою историю.

Юлия Прибылова

основатель клининговой компании «Домашняя фея»


В январе 2020 года в нашей компании прошло обучение, где мы обсуждали пункт безопасности для здоровья. Сотрудники жаловались, что иногда они приходят в дом, а там оказываются заболевшие, которые не предупреждают об этом заранее. Еще задолго до начала карантина в России мы выработали правила: наши сотрудники делают уборку в масках, а если приезжают на точку, где есть заболевшие, имеют право отказать в услугах, если об этом факте никто не предупреждал. Или же попросить тех, кому нездоровится, находиться в отдельной комнате во время приборки.

К сожалению, в России люди часто выходят на работу несмотря на недомогания. В своей компании я постаралась это предотвратить. Мы решили, что напишем клиентам, что они могут отменить уборки в случае болезни, а мы проведем их позже, по выздоровлении. Это же все взаимосвязано. Если заболеет сотрудник, то не сможет выйти на работу, если заразит клиента — то отменится заказ, в обратную сторону это работает так же и это никому не выгодно.

Когда нам запретили работать, мы выдохнули с облегчением

Я устроила онлайн-марафон, чтобы поддержать своих сотрудников

28 марта всем запретили работать, и многие выдохнули с облегчением. Мы были рады, что не нужно будет рисковать или подвергать других людей риску. Я помню, как отправляла клиентам личные сообщения с просьбой понять и простить нас за то, что мы не выйдем на уборки вообще. 99 % клиентов отнеслись с пониманием, сказав, что сами изолируются и сокращают количество контактов.

Я оперативно опросила всех сотрудников об их финансовой ситуации, чтобы узнать, есть ли у кого-то сложности, и придумать, как им помочь. Нашлись люди, которые сильно переживали из-за падения доходов и своего будущего. Тогда я устроила в инстаграме онлайн-марафон, где мои сотрудницы провели лекции — о кулинарии, садоводстве, а я заплатила им за это. Я проанализировала расходы, написала арендатору и попросила о каникулах. Но не стала отказываться от бухгалтерии на аутсорсе или даже просить скидок, потому что именно там мне говорили, как действовать дальше.

Когда карантин продлили на неопределенный срок, я поняла, что работать просто необходимо. Случилось чудо: 5 апреля клинингу разрешили работать официально, мне написали счастливые клиенты, а мы оформили все пропуска и с того времени возобновили работу. Да, «Домашняя фея» ушла в минус по апрелю на 50 % и по маю на 30 %. У нас снизились оборот и прибыль. Я выстроила систему так, чтобы не было задержек по зарплате и, конечно, чтобы услуги клиентам оказывались вовремя. Это вершина моих приоритетов. Все остальное под них подстроится.

Больше не боюсь кризиса — я его уже пережила

Для меня этот кризис такой же, как и все. Прибыль упала, но работать и снова подниматься необходимо. Мы придумали новые предложения, например, стали делать экспресс-уборку, что было особенно актуально. А еще начали тратить деньги на рекламу, познакомились с новой аудиторией, которая была нам очень нужна. Весь май «Домашняя фея» вытянула за счет волны новых клиентов, несмотря на то, что это был риск с точки зрения вложений.

Я благодарна этому времени, потому что поняла, что не нужно сильно переживать и напрягаться. Кризис может напасть в любое время, но теперь я этого не боюсь, потому что уже пережила подобное. Я успокоилась и стала сильнее.

Поддержите тех, кто радовал вас

 Закажите толстовку до конца мая на сайте do.tochka.com. Каждая стоит 2 700 рублей (доставка по Екатеринбургу— 200 рублей, по России — 500).

 Запросить поддержку может любой клиент «Точки». Последняя выплата будет 1 июня.

 Средства с их продажи пойдут в кассу взаимопомощи для тех предпринимателей, на ком пандемия отразилась сильнее всего.

 Кроме прибыли от толстовок, «Точка» внесла в фонд 10 миллионов рублей. Пожертвовать туда деньги может любой желающий.

помочь

материал подготовлен при поддержке

Филиал Точка Банк КИВИ Банк (АО).
Лицензия № 2241 от 22.01.2015.