Все когда-то были маленькими: люди, города и чей-кто крупный бизнес. Вырастать успешными людям и заводам помогают доверие и поддержка. В совместном спецпроекте The Village Екатеринбург и Промсвязьбанк записали три истории бизнесменов, компании которых выросли за последние десять лет. Наши герои живут и развивают свои предприятия на Урале, но знают их далеко за пределами страны. Рассказываем, как банковские технологии и уверенность в завтрашнем дне помогают масштабировать бизнес.

История первая, о медицине


Холдинг «Юнона» управляет большими медицинскими проектами: строит клиники и организует их работу, запускает новые производства и модернизирует существующие. Работа холдинга касается каждого, кто хотя бы раз покупал лекарства в стеклянных ампулах, пытался избавиться от гриппа или ходил с ребенком в районную больницу. Руководитель «Юноны», Александр Петров, рассказывает о том, как банк помогает воплотить в жизнь смелые идеи в области медицины.

Новая жизнь стекольного завода

— Десять лет назад у нас родился интересный проект по созданию производства фармацевтического стекла самого высшего класса. Примерно в 200 километрах от Екатеринбурга, рядом с Ачитом, мы нашли убитый и разрушенный стекольный завод в поселке Уфимкинский. Выкупили его у бывших собственников, которые довели его до упора, и решили построить современное производство — выпускать ампулы для лекарств.

Производство стекла — очень тонкая вещь. Ампулы первого класса делают из химически стойкого стекла, которое никак не влияет на лекарства. В те времена практически всю качественную стекольную продукцию привозили из-за рубежа, и об импортозамещении никто даже не говорил. Но в банке поверили в наш инвестпроект, и выдали кредит, который мы успешно вернули.

Мы понимали, что ввязываемся в сложное и дорогое мероприятие. Проще было построить предприятие с нуля, но за время существования Уфимкинского завода в поселке выросло целое поколение стекольщиков. Мы вырезали и вывезли старое оборудование, провели реконструкцию, и спустя четыре года наняли рабочих на новый Уральский стекольный завод. Фактически этот проект возродил угасающий монопоселок — завод дает работу 120 стекольщикам. Несколько лет мы передали управление предприятием японской компании Nipro, но продолжаем с ним успешно сотрудничать. Компания входит в Уральский биомедицинский кластер, который мы развиваем.

Таблетка против гриппа

Другая история об импортозамещении — проект «Триазаверин», средство против гриппа и ОРВИ. Когда мы запустили его несколько лет назад, нуждались в оборотных средствах, чтобы изготовить первую продукцию для клинических испытаний. На заводе «Медсинтез» мы построили новую линию, организовали рабочие места. Получился важный препарат, который помогает очень быстро победить вирус и встать на ноги во время гриппа.

Сейчас препарат продается в аптеках по цене 1 000 рублей за 20 капсул, и его эффект очень нравится врачам. Лекарство можно купить исключительно в России — наша страна не принимает чужие клинические испытания, и наоборот. Однако мы планируем выйти на рынок Вьетнама, где продажа возможна.

Детская поликлиника

— В микрорайоне Академический, где живут уже около 100 000 жителей, еще недавно не было поликлиники — ни детской, ни взрослой. Людям приходилось ездить в другие районы. Мы договорились с компанией, строившей в районе социальные объекты, и выкупили здание под детскую поликлинику, взяв серьезный кредит — около 200 миллионов рублей.

Это большой инфраструктурный проект, который требует постоянных вливаний, потому что дети проходят лечение совершенно бесплатно, а оплачивается все из фондов Обязательного медицинского страхования, — и довольно скудно. Важно, что Промсвязьбанк поддерживает инфраструктурные проекты, обычно требуя, чтобы инициаторы вложили хотя бы 30 % своих средств и предоставили в залог имущество. Кажется, для этого банки и нужны: чтобы у нас открывались новые производства, чтобы мы вкладывали средства в создание лекарств и заботились о жителях новых районов.

История вторая, о стали


Десять лет назад небольшая компания «АтомРосКомплект» из Первоуральска начинала с торговли в очень узком сегменте: укомплектовывала предприятия атомной промышленности специальными трубами и изделиями для трубопроводов. Ее специалисты работали с заказами для Курской и Белоярской атомных электростанций. Сейчас компания расширила сферу деятельности: продает специальные марки стали, которые используют для добычи и первичной транспортировки нефтегазовые компании — например, «Роснефть» и «Газпром». Дмитрий Седельников, директор «АтомРосКомплекта», рассказывает, как его компании удалось стать крупнейшим трейдером в своем сегменте и наладить экспорт спецстали в другие страны.

Нефтяная сталь

— Продавая изделия для атомной промышленности, мы быстро достигли в этом потолка и начали работать в смежном специфичном сегменте — со специальными марками стали. К примеру, сталь 13ХФА применяют в нефтедобыче и газодобыче, а вот при транспортировке и переработке товарной нефти и газа она уже не применяется.

Наша продукция используется по всей стране: от Каспийского моря с юга до Югры на севере, от Санкт-Петербурга на западе до Южно-Сахалинска на востоке. Мы не фокусируемся на крупных заказчиках и сотрудничаем со всеми от «Роснефти» и «Газпрома» до небольших независимых нефтегазодобывающих компаний. Сами трубы мы не производим — это делают другие российские заводы, — зато специализируемся на комплектующих для трубопроводов, складских и логистических услугах. Мы тщательно следим за качеством товаров и услуг, которые реализуем.

Длинные деньги

Задумавшись о росте, мы обратились за кредитом в крупный банк, с которым тогда сотрудничали уже три года — пользовались расчетным счетом, исправно проводили операции. Но, как еще небольшая компания, получили отказ. В итоге, деньги на наш проект мы получили только в Промсвязьбанке. На кредитные средства закупили собственный транспорт, купили первую небольшую складскую площадку. В какой-то момент мы поняли, что можем монтировать трубопроводы и инженерные сети, и начали развивать монтажное направление.

Возврат вложенных денег в нашей сфере устроен так: продукция, которая есть на складе, полностью продается за 3-4 месяца, зимой медленней, летом — быстрее. Одновременно на складе может находиться товара на 120-150 миллионов рублей — это длинные деньги, которые возвращаются спустя месяцы. Чтобы расти, мы часто нуждаемся в пополнении оборотных средств — для этого подходят кредиты и нужен банк, который нам доверяет.

Сначала Россия, затем экспорт

Бывает так, что крупный российский заказчик, допустим, «Лукойл», строит завод в Польше, или модернизирует предприятие в Узбекистане. Проект часто выполняет иностранная компания, но перед ней стоит задача проектировать по российским стандартам. Чтобы им соответствовать, проектировщики закладывают товар, производимый в России. Стоимость заказа рассчитывается еще на этапе проектирования, и, бывает, по крупным заказам мы ждем оформления сделки до полугода — и это тоже к вопросу о длинных деньгах.

Сегодня мы экспортируем спецстали во множество стран: начинали с СНГ, а теперь поставляем и в Англию, и в Германию, и в Арабские Эмираты, и в Тайвань. Когда в 2014 году произошла девальвация рубля, экспортные заказы выросли лавинообразно. Наша продукция качественная, а из-за разницы в курсах стоит приемлемо — и полностью устраивает иностранцев. На этом этапе от банка потребовалось решить вопросы о том, как проводить валютную выручку и оформлять паспорта экспортных сделок. Прямо сейчас, например, мы ведем переговоры по двум крупный заказам: один с немцами, а другой с итальянцами.

История третья, о золоте


Екатеринбургский завод обработки цветных металлов не производит ювелирные изделия, зато выпускает банковские золотые слитки, сложную технику для плавления стекла, точные стоматологические инструменты и сплавы, которые, например, используют в автомобилестроении — для свечей зажигания. Продукцию завода покупают в основном иностранные заказчики — так, одним из потребителей свечей зажигания с уральскими сплавами была корпорация «Тойота». Инна Чемерис, финансовый директор «Екатеринбургского завода ОЦМ», рассказывает, как завод наладил сильный экспорт и зачем нужны мишени для стекла.

Золото для бизнеса

— Наш завод производит продукцию для бизнеса из драгоценных металлов золотой и платиновой группы. Делаем аппараты для плавки стекловолокна, банковские слитки, продукцию для стоматологии, иридиевые сплавы для автомобильных свечей зажигания, лабораторную посуду, серебряные мишени для изготовления стекол. Мишень — это большой круг, который в процессе изготовления стекла вынашивается практически до обода под воздействием ионов. Сейчас 90 % нашей продукции мы поставляем за рубеж — сейчас, например, выходим на рынок Китая.

Плавающие деньги

Наладив сотрудничество с банком, мы организовали международную экспансию, стали экспортной компанией. Финансовая особенность нашего бизнеса заключается в том, что завод постоянно нуждаемся в пополнении оборотных средств через кредиты. Во-первых, мы привязаны к биржевым котировкам на драгоценные металлы, и вынуждены маневрировать в политических и экономических лавинах, оформляя кредит то в рублях, то в валюте, в зависимости от ситуации на рынке. Во-вторых, стоимость драгоценных металлов высока, а производственный цикл может занимать до полугода.

Когда речь идет об автомобильных нефте- и химических катализаторах, — их следует распилить, размельчить, просеять. Только отбор пробы драгоценного металла занимает минимум 15 дней — этот анализ в своей огромной трехэтажной лаборатории мы делаем абсолютно для каждого сырья. Как правило, производственный цикл укладывается в 60 дней, но к анализу и переработку следует добавить сроки отгрузки, и закрыть дорогостоящую сделку мы можем лишь через несколько месяцев. При этом таких траншей одновременно может совершаться до бесконечности много, и важно, чтобы мы всегда могли рассчитывать на пополнение оборотных средств.

Какими услугами банка пользуются бизнесмены

Банковские инструменты, необходимые предприятию, зависят от отрасли и финансовой модели. Если для пополнения оборотных средств компания использует заемные средства, и маржа это позволяет, то она пользуется кредитами банка.

Если речь о другой модели — например о расчете с партнерами при помощи авансов — то предприятию может понадобиться услуга факторинга. При этом всех бизнесменов без исключения интересует удобный интернет-банк и зарплатные проекты.

Кто пользуется услугами банков на Урале

25 % клиентов строят жилые дома;

25 % занимаются оптовой и розничной торговлей;

20 % работают в сфере обработки цветных металлов;

10 % — в черной металлургии;

5 % производят медицинское оборудование

Так распределяются самые популярные сферы бизнеса.

Сколько денег нужно предприятиям

Средняя сумма кредитного запроса на Урале, когда речь идет о среднего размера бизнесе, составляет от 50 до 100 миллионов рублей.

Клиенты, чья выручка превышает 4,5 миллиарда в год, обращаются за финансовой помощью в районе 500 миллионов рублей. Обычно такие кредиты выдаются сроком на X лет.

Финансовая сфера — одна из самых быстро меняющихся и подстраивающихся под новые реалии. Современные банки первыми внедряют новые технологии, первыми тестируют едва появившиеся продукты и решения, открывают новые рынки. Все это требует профессиональной команды, лучших технологий, знаний и больший финансовых вложений. Промсвязьбанк надежный, технологичный и универсальный банк. В Екатеринбурге банк работает больше 10 лет. За это время он достиг многого, его клиентами стали крупнейшие компании региона. ПСБ — узнаваемый на рынке Свердловской области бренд, верный помощник и партнер в реализации идей и проектов клиентов.

ПAO «ПРОМСВЯЗЬБАНК»
109052, РОССИЯ, Г. МОСКВА, УЛ. СМИРНОВСКАЯ, Д. 10, СТР. 22, +7 495 725 60 81

ЛИЦЕНЗИЯ ЦБ РФ № 3251 ОТ 17 ДЕКАБРЯ 2014