СпецпроектыЛичный опыт: Как построить успешный бизнес с другом
Как пережить все ссоры, найти инвестора и выстроить дело, не потеряв дружбу

«Друг познается в деле» — для наших героев эта фраза стала ключевой. Они учились в одном институте, на занятиях фантазировали о будущих проектах, а потом взяли и основали бизнес. В совместном проекте с ВТБ, одно из направлений работы которого — поддержка и развитие предпринимательства, мы расспросили создателей креативного агентства Departáment Павла Недостоева и Петра Иванова о том, как не превратить бизнес в плохой волейбол и не испортить отношения финансовыми вопросами.
Павел Недостоев и Петр Иванов
Павел Недостоев и
Петр Иванов
основатели креативного агентства
DEPARTÁMENT
За плечами Павла Недостоева и Петра Иванова — 15 лет дружбы. И 13 лет из них они ведут совместный бизнес. Все началось в стенах обыкновенного общежития, а позже переросло в серьезный бизнес. Сегодня Departáment включает в себя креативное,
ивент- и PR-агентство, исследует тренды и создает
собственные образовательные проекты.
Компания занимает офисное пространство площадью 700 квадратных метров на «Красном Октябре», в команде работают 74 человека, а клиентами агентства уже который год становятся крупнейшие российские и международные компании.
За плечами Павла Недостоева и Петра Иванова — 15 лет дружбы. И 13 лет из них они ведут совместный бизнес. Все началось в стенах обыкновенного общежития, а позже переросло в серьезный бизнес. Сегодня Departáment включает в себя креативное, ивент- и PR-агентство, исследует тренды и создает собственные образовательные проекты.
Компания занимает офисное пространство площадью 700 квадратных метров на «Красном Октябре», в команде работают 74 человека, а клиентами агентства
уже который год становятся
крупнейшие российские
и международные компании.
Как родилась идея заняться бизнесом с близким другом? И почему вы решили открыть креативное агентство?
Павел:
Мы с моим будущим бизнес-партнером Петром вместе учились в институте и, как часто бывает, выдумывали разные проекты. Потом начали делать вечеринки. Достаточно органично это переросло в креативное агентство. Оговорюсь: до этого у меня была своя дизайн-студия, а Петя работал в ведущем ивент-агентстве. Но когда он оттуда ушел, мы решили объединить усилия.
Петр:
До совместного бизнеса я работал в топовом российском ивент-агентстве. Мы делали масштабные мероприятия для корпораций и брендов. А потом я ушел с работы, и надо было чем-то зарабатывать на жизнь. Сначала мы с Пашей хотели сделать лишь один фестиваль, но к нам стали обращаться друзья и клиенты, им нужны были креативные идеи и мероприятия, а это мы как раз хорошо умели делать.
Какие были трудности при запуске бизнеса с лучшим другом? Не мучили сомнения? Не боялись, что дружбе придет конец?
Павел:
Мы, конечно, большие романтики с Петей. Мы объединились и с большой страстью стали заниматься тем, что нравится. И из этого вырос бизнес. Страхов и сомнений не было, наоборот, было огромное желание выдумывать и воплощать идеи. У нас даже поначалу не было бизнес-плана, расчетов, KPI, как это сейчас принято. О финансах мы вообще не думали, причем несколько лет — нас вела страсть к профессии. А ведь классический бизнес все-таки создается для того, чтобы генерировать прибыль.
Петр:
При запуске проекта дружба нам как раз помогала. Мы проводили круглые сутки вместе, нам было интересно и весело, мы сталкивались с новыми задачами, каждый день что-то придумывали. Почти ежедневно работали до часу ночи.
Как вы решали финансовые вопросы?
При открытии компании вы вкладывали деньги 50 на 50, брали кредиты?
Павел:
Дело в том, что мы работаем в креативной сфере, а она не требует капитальных вложений. Мы же не строим заводы, не покупаем станки, не разворачиваем основное производство. Достаточно взять ноутбук, арендовать небольшой офис — и можно работать. Мы и организовывались-то, по сути, под одну идею — хотели сделать Moscow Performance Festival и привозить крутых артистов из-за рубежа. Взяли под это деньги у инвестора и начали работать.
Петр:
У нас был дружественный инвестор, который дал 2 миллиона рублей на старте. По поводу финансов у нас никогда не было разногласий. Но это, скорее, редкость. Так вышло, что мы поначалу собирали вокруг себя таких фриковатых людей, которые в большей степени были авантюристами, чем менеджерами и бизнесменами. Возможно, поэтому мы ничего и не заработали в первые годы. Бывало, спорили из-за этого и разочаровывались. Но потом собрались, поставили бизнес-цели, начали их выполнять и зарабатывать.
Как вы распределяете роли в бизнесе?
Есть ли у вас четкое разграничение
зон ответственности?
Как вы распределяете роли в бизнесе?
Есть ли у вас четкое разграничение зон
ответственности?
Павел:
Одно дело, когда вас в бизнесе двое, и совсем другое, когда десять или 50 человек. Начинаешь как крепкий ремесленник, хорошо все делаешь сам, но в процессе развития бизнеса нужно учиться делегировать задачи. А когда команда сильно увеличивается, ты должен стать топ-менеджером.
Петр:
Роли менялись в разные периоды развития бизнеса. Сначала один был гендиректором, потом другой, то один отвечал за финансы, то второй. Но в итоге у нас появился третий партнер, который взял на себя менеджмент и финансы, а мы занялись креативными направлениями.
Бывало, что вы серьезно спорили
и ссорились между собой?
Бывало, что вы серьезно спорили и ссорились
между собой?
Павел:
В какой-то момент мы действительно пришли к неизбежному — начали ругаться по важным для компании вопросам. У Пети была одна точка зрения, у меня — другая. А так как у нас по 50% компании, порой мы не могли договориться. В какой-то момент даже был риск развала агентства. Вместо того чтобы работать в команде, мы начали каждый тащить одеяло на себя. Вся энергия уходила на то, чтобы этот конфликт обслуживать. Выходом из тупика стало появление третьего партнера. Мы начали решать вопросы путем голосования.
Петр:
Сказать «нет» было бы неправдой. За 13 лет было всякое, ивент-бизнес даже входит в десятку самых стрессовых профессий в мире наряду с военными, хирургами и пожарными. Я думаю, что недовольны мы были скорее ситуациями и проблемами, с которыми не могли справиться, а не друг другом. Однажды на встрече с партнерами я так разозлился, что сильно ударил по столу, все замолчали, я хлопнул дверью. Вышел на улицу, чтобы выпустить пар, и случайно набрел на боксерский клуб! Я сразу записался на тренировку. С тех пор я хожу на бокс. Благодаря той ситуации моя агрессия перешла в полезное русло!
В какие моменты вы максимально чувствовали поддержку друга? И были случаи, когда этой поддержки как раз не хватало?
В какие моменты вы максимально чувствовали поддержку друга? И были случаи, когда этой поддержки как раз не хватало?
Павел:
У нас бизнес построен на поддержке друг друга. Общее дело основывается на серьезном доверии, нужно конкретно очерчивать зоны ответственности в компании, чтобы не получилось как в плохом волейболе: партнер думает, что ты мяч ловишь, а ты думаешь, что он должен поймать. И в итоге выходит недоразумение. Конфликты возникают как раз в слепых зонах. Когда мы просто дружим, друг другу доверяем, многое находится в этих слепых зонах, а вот когда работаем, то все должно быть очень четко.
Петр:
В первые годы я был совсем зеленым, у Паши было гораздо больше жизненного опыта. Можно сказать, он воспитал во мне многие взрослые качества. А еще поддерживал, советовал, давал мудрые наставления. Мы очень разные и поэтому много дали друг другу. С ростом компании мы проводим вместе гораздо меньше времени. Но мне по-прежнему необходима поддержка Паши, его мудрость, чувство вкуса и стратегическое видение.
Говорят, что друзья проверяются временем,
но мы считаем, что лучшая проверка — это совместный бизнес.
Говорят, что друзья проверяются временем, но мы считаем, что лучшая проверка — это совместный бизнес.
Пакет услуг «На старте» от ВТБ создает идеальные условия для того,
чтобы развиваться и воплощать самые яркие идеи в жизнь.
Главное — решиться на что-то вместе, с остальным поможет ВТБ.
Пакет услуг «На старте» от ВТБ создает идеальные условия для того, чтобы развиваться и воплощать самые яркие идеи в жизнь. Главное — решиться на что-то вместе, с остальным поможет ВТБ.
0₽
Открытие
расчетного счета
Открытие расчетного счета
0₽
1 год
обслуживания
1 год
обслуживания
0₽
Платежи
клиентам ВТБ
Платежи
клиентам ВТБ
1
Отправьте
заявку
Отправьте заявку
2
Позвоним и
проконсультируем
Позвоним и
проконсультируем
3
Договоримся о встрече
и откроем счет
Договоримся
о встрече
и откроем счет
МАТЕРИАЛ ПОДГОТОВЛЕН ПРИ ПОДДЕРЖКЕ