Истории«Мне приснились цены по 10 рублей»: Как открыть секонд-хенд, объединивший бабушек и золотую молодежь
История популярности уральской сети «Баско Пати»
Сегодня бренды вещей перестают маркировать статус и достаток людей. Более того, одежда, найденная в неочевидных местах за смешные деньги, становится предметом гордости и поводом получить лавры героя и экспертной ищейки по рейлам. Зародившаяся на Урале сеть секонд-хендов «Баско Пати» если не совершила революцию в потреблении, то точно объединила сразу несколько поколений и социальных групп. О том, как вырастить бизнес из маленькой комнатки в 40 квадратов до 50 крупных точек по всему региону, а также популяризовать культуру секонд-хендов, в совместном материале с «Баско Пати» рассказывают его создатели – Сергей и Евгения Покрышкины.
Два мешка одежды с рассрочкой платежа
Сергей: О собственном бизнесе я мечтал с пятнадцати лет: думал об айти и о собственной пекарне. Я родился в поселке Уралец, жил и работал на заводе в Верхней Салде, а когда приехал в Свердловск, не мог найти работу. Решил, что это хороший повод попробовать предпринимательство. У моей супруги Евгении как раз была подруга, которая привозила в Россию секонд-хенд из Европы. Мы запустились в марте 1999 года с двумя мешками вещей с рассрочкой платежа с неопределенным сроком. Я принялся ходить по улицам Эльмаша и искать любое пространство, которое сдают в аренду. В то время свободных помещений практически не было, приходилось заходить в магазины и спрашивать, не заканчивается ли у кого-нибудь аренда. Так появилась наша первая точка — нам дали в субаренду 40 квадратных метров внутри магазина тканей на Старых Большевиков 82/2. Денег не было — мы на все просили отсрочку, даже на аренду, а кассовый аппарат смогли приобрести только спустя две недели после начала работы. В общем, начинали с полного нуля.
Все по 10 рублей
Мы сделали много ошибок: открывались в неудачных местах, допускали слишком большие затраты, делали наценку по принципу, нравится ли нам вещь или нет. Так мы пришли к тому, что нужно продавать товар более высокого качества и делать объективную системную наценку. Стали сортировать одежду на части по ликвидности: товар, который уйдет мгновенно за хорошую цену, и тот, что можно продать только ниже себестоимости. Однажды мне приснилось, что нужно просто сделать товар дешевле и продать остатки, которые висят у нас в магазине, за 10 рублей. Когда мы впервые сделали такие акции с понижением цены с 50 до 10 рублей, то смогли продать все остатки, а за две месяца наша выручка выросла в шесть раз. Формула получилась такая: мы продавали товар по правильной цене и быстро уценивали его. Такие акции действуют по сей день — cледите за анонсами на нашем сайте и в соцсетях.
Первый «Баско Пати»
Сергей: Весной 2006 года мы сняли отдельное помещение. Подготовили одежду, но за день до открытия обнаружили, что у нас нет вывески. Сели думать, и в какой-то момент родилось название «Баско Пати». Мне оно показалось слишком простецким, но однако прижилось.
Слово «Баско» чаще всего употребляется на Урале, в значении «красивый, хороший». Когда начали копать дальше, вспомнили, что есть созвучное слово «баска» — элемент одежды. А «пати» добавили, потому что на тот момент у нас уже сформировалась своя тусовка постоянных покупателей. За ночь мы самостоятельно повесили вывеску, наклеив буквы на куски железа. Так открылся первый магазин, а сейчас вместе с партнерскими у нас более 50 точек: в Екатеринбурге, Перми, Челябинске, Шадринске, Кургане, Первоуральске, Новоуральске, Кушве и других городах. Некоторые из партнеров открывают «Баско Пати» с нашей вывеской и технологией, но у них свое ценообразование.
Zara и Fendi
Евгения: С поставщиками тоже было нелегко. Были случаи, когда нас обманывали и привозили неликвидный товар — из 23 тонн одежды продать можно было лишь половину. Сначала мы сотрудничали с Москвой, но потом нашли возможность прямых поставок. Сейчас мы работаем с Голландией, Бельгией, Германией, Польшей. В этих странах находятся фабрики, которые сортируют одежду и обувь со всего мира: Европы, США и даже Японии. Среди них бренды, которые не продают в России, популярный масс-маркет вроде Zara и Mango, попадаются и дизайнерские вещи: Fendi, Gucci. Но стоят они так же, как и вещи других марок.
С качественными вещами у нас получилось выйти в плюс. На момент, когда мы стали привозить товар высокого уровня, у нас уже сформировалась достаточно большая клиентская база, которая, увидев интересную одежду, сразу же скупила ее в магазинах. Мы начали много продавать оптом и в розницу, развиваясь в двух направлениях. А также выкладывать весь товар в торговый зал и не накапливать его на складах, поэтому наши поставки раскупаются мгновенно и мы оперативно привозим следующую партию. Для полного обновления ассортимента нам нужно всего две-три недели.
Коллаборации и экскурсии по «Баско Пати»
Сергей: Мы популяризируем культуру секонд-хендов. Раньше тема секондов была немного закрытой, а сейчас наоборот. Мы стараемся призывать людей быть более открытыми, не зацикливаться только на известных брендах, а больше изучать и открывать для себя новое. Так, недавно мы запустили проект «Экскурсии по „Баско Пати“», чтобы клиенты могли узнать про нашу культуру и устройство (узнать подробности и записаться можно по телефону 8 999 569-79-30 — Прим.ред). Хотим показать, что вне зависимости от возраста и достатка горожан, здесь каждый найдет то, что ищет: экономию, индивидуальность или редкие бренды. Такой подход приносит плоды: к нам ходят мужчины и женщины от подростков до пенсионеров. При этом средний возраст покупателя сегодня составляет 25-30 лет — это люди, которые выросли на секондах.
В ближайшем будущем мы планируем все больше партнерств и коллабораций: будем участвовать в «ЭКСПО-Елке», а еще станем организатором и спонсором соревнований по горным лыжам в Свердловской области.
материал подготовлен при поддержке