Big Bang Data — спецпроект о больших данных, которые называют «новой нефтью» и главным открытием цифрового века. Уже понятно, что они изменят нашу жизнь, вопрос только в том, во что превратится привычная повседневность — в рай на Земле или в антиутопию. Какой из сценариев более вероятен, разбираемся с помощью кейсов по большим данным экспертов компании МегаФон и студентов института «Стрелка».

Мы уже писали, что случается, когда большие данные попадают в руки к вирусологам, полицейским, маркетологам, медиахудожникам и урбанистам. Заключительный материал проекта Big Bang Data — это геосоциологическое исследование ночной Москвы. В каждые первые выходные месяца аналитики данных МегаФона наносили на карту самые многочисленные группы московских абонентов сети между 23 и 6 часами. В результате они выяснили, где находятся реальные центры ночной жизни Москвы, а также проследили динамику посещаемости вечеринок по отношению к стоимости доллара и погоде за окном. Между делом оказалось, что 80% посетителей ночных заведений — жители Москвы, а почти все остальные — жители Подмосковья. Это значит, что рязанцы, тверяки и туляки предпочитают отдыхать в местных «Стрелках» и парках Горького.

 

Город меняется очень быстро. Ещё пару лет назад в «Музеоне» среди памятников вождям прогуливались редкие туристы, по нынешней Крымской набережной на всех парах проезжали муниципальные грузовики и поливальные машины, правда, корабль «Брюсов» стоял в том же состоянии, что и теперь. Только в нескольких местах из списка горожане проводили вечерний досуг традиционно — например, на Тверском бульваре с его театрами и на Новом Арбате, где в кафе «Метелица» собиралась золотая молодёжь 1970-х и Московская рок-лаборатория 1980-х. Очень может быть, что в течение ближайших лет центры ночной жизни переместятся ближе к недавним окраинам и новая «Солянка» откроется в бывших рабочих районах в окружении панелек, а не особняков с сомнительным статусом собственности.

 


Выберите дату,
чтобы посмотреть данные за месяц

 


РОМАН ПОСТНИКОВ
директор по сегментному маркетингу и клиентской аналитике ОАО "МегаФон"

 

У каждого из нас есть собственный список популярных городских мест. Он основан на наших субъективных представлениях и часто, как в моём случае, не полностью совпадает с данными объективных замеров. По личным ощущениям, я был уверен, что в нашем исследовании победит «Стрелка». Но оказалось, что она даже не вошла в призовую тройку.

То же самое и со многим другим — будь то наши представления о популярности районов или торговых моллов, о реальной загруженности дорог и т. д. И, более того, принципы развития городов также подвержены субъективному восприятию. Очень часто оно заставляет делать выводы, которые на первый взгляд кажутся логичными и единственно верными. Большие данные — отличный инструмент для проверки таких выводов. Как градусник, который замеряет температуру тела, не обращая никакого внимания на наши представления о том, больны мы или нет.

Большие данные могут уловить изменения ещё тогда, когда наши органы чувств в силу опыта, привычек и представлений их ещё не фиксируют. Поэтому лишь вопрос времени, когда они станут незаменимым ежедневным помощником каждого горожанина — от начинающего тусовщика, которому они подскажут «правильные» тренд-места, до главного архитектора города.