В серии материалов «В фокусе» при поддержке Nikon мы рассказываем о том, как работают украинские фотографы, в чём состоит уникальность их «почерка» и из чего строится съёмочный процесс.

Для материала этой недели мы поговорили с фотографом Дмитрием Сухомлиновым, который с 2004 года живет и работает в Берлине. Дима выбрал себе псевдоним Fusuma из книги одного из любимых авторов Акутогавы Рюноскэ. То же название носит и его студия. Этим словом называют раздвижную дверь в традиционном японском доме, которую обычно расписывают художники. Сухомлинов сам занимается живописью, а также операторской работой и монтажом. Нам он рассказал, как все это совмещает, за что ценит нуар и о чем его серия фотографий Shadeofforms.

 

 

Для Димы все началось еще в детстве с наблюдений за отцом, который занимался живописью, но также увлекался и фотографией. Его крестный работал кинооператором, снимал рекламу и stop-motion микрофильмы.

«Я наблюдал за всеми процессами съемки и проявки в студии крестного и в ванной и все фиксировал. У отца был фотоаппарат „Зенит“, который он часто брал с собой в походы на природу. А там — натуральная съемка, рисование пейзажей. Я все это впитывал. Тогда же были сделаны мои первые кадры», — вспоминает Сухомлинов.

На двенадцатилетие родители подарили Диме фотокамеру «Агат 18» и это стало продолжением истории. Он учился в детской художественной школе, занимался живописью, потом поступил на художественно-графический факультет Педагогического университета. Все это время фотография оставалась хобби. Дима подрабатывал, как фрилансер — рисовал, снимал, занимался дизайном.

 

 

В 2004 поступил в Берлинскую академию на специальность мультимедиа дизайнера и режиссера монтажа, получил диплом и остался работать в Германии. Со временем он пришел к тому, за чем наблюдал в детстве. 

«Я снимаю минималистичные, атмосферные и медитативные фото, в которых присутствует некий дуализм, нуар. В них мало света, но много тени. Меня интересуют гротескные формы, тени и рефлексы на разнообразных структурах и поверхностях, архитектура, фрактальные формы. На первый взгляд снимаю простые вещи, но выглядят они не совсем привычно», — объясняет Дима.

 

   

Тени в разное время суток меняют форму, а я наблюдаю за их движением и деформацией. Могу часами смотреть, как меняется свет на одних и тех же поверхностях.

   

 

Интерес к нуару, по словам Димы, тоже идет из детства. С увлечения Майлзом Дэвисом, группами «Кино», The Cure, Depeche Mode, Joy Division.

«Да и какой художник не любит черный цвет космоса, вселенской пустоты. Я работаю с техникой живописи сумиё-э, пишу кистями фудэ на рисовой бумаге, то есть, черным по белому. Когда снимаю видео, делаю шоты с тенями, рефлексами. В общем, все взаимосвязано. Люблю поздний нуар, нуаровую стилистику и эстетику. Также я  фанат фильмов Канэто Синдо, Акиры Куросавы, Хироси Тэсигахара, Рене Клемана, Клузо, Клода Шаброля, Жан-Пьера Мельвиля, Трюффо, сюр Бунюэля, конечно, Джармуша.  Еще влияние на мою работу оказали Хироси Сугимото, Майкл Кенна, Антон Корбейн, а свой стиль и видение я выработал уже сам».

 

 

В архитектуре Сухомлинова интересуют различные стили — от барокко, ретро, модерна, баухауса до футуристических форм, в особенности минималистичного техно-дизайна. При этом обычно часами ждать нужного кадра Диме не приходится. Иногда он может поймать удачный момент, снять просто на телефон игру теней, затем запомнить время и на следующий день в этот же час вернуться на прежнее место уже с камерой.

«Обычно сама Вселенная показывает что, где и как. Готовиться особо не нужно, главное — концентрация». Так как тени Дима снимал с самого детства, со временем все это упорядочилось и вылилось в отдельный проект Shadeofforms.

 

   

Пустота есть форма, форма — пустота.

  

 

«Серия не имеет конца и может включать в себя бесконечное количество подсерий. В ней присутствует некий симбиоз света и форм тени, сочетание мертвой и живой материи, натурального и искусственного, дуализм, минимализм и в тоже время некий экшен и атмосферика» —по объяснениям Димы, в этой серии сконцентрировано все то, что для него так важно в творчестве.

 

 

«Проектов реализовать хотелось бы бесконечное множество — столько, сколько будет поймано форм теней, световых отражений и рефлексов. Вот 15 минут назад была форма с красивой тенью, а вот сейчас уже просто сплошной свет. Пустота — есть форма». 

 

 

Снимает Дима на разные камеры, в том числе и на Nikon D7200 и D4. «Камера — это всего лишь инструмент, но инструмент должен быть добротным. Nikon использую как раз потому, что это качество и функциональность, он отвечает всем моим требованиями и поэтому я могу спокойно сосредоточиться на основной задаче. В руках хорошо лежит, каждая кнопка на нужном месте. Хорошо, что есть возможность настроить быстрые кнопки под нужные функции.

Больше всего в этой камере мне понравился гибкий RAW. Удобство и дополнительные функции не заменишь качеством картинки. Полутона очень легко и мягко вытягиваются из исходника. Для моего стиля, во многом вдохновленного классической пленочной фотографией, это очень важно. В целом Nikon D7200 — вполне серьезный инструмент для художника со всем необходимым арсеналом средств. По крайней мере, мои сюжеты оказались ему „по зубам“».

  

 

 

 

 

Текст: Ирина Грищенко
Фотографии:  Дмитрий Сухомлинов, Павел Пасс