В фокусеФотопроект на Пешеходном мосту
Репортажный опыт в работе Саши Добрева
В серии материалов «В фокусе» при поддержке Nikon мы рассказываем о том, как работают украинские фотографы, в чём состоит уникальность их «почерка» и из чего строится съёмочный процесс.
Для материала этой недели мы поговорили с фотографом, оператором и музыкантом Сашей Добревым. Он рассказал о значении репортажного опыта в своей работе и о том, почему предпочитает снимать на пленку и на что его вдохновляет живопись.
Как и многие, Саша начал снимать на камеру отца. У него же он перенимал основные навыки съемки, учился проявлять пленку. Сразу после школы Саша устроился работать фоторепортером.
«По сути, я самоучка, но занимаюсь фотографией уже 15 лет. Фотожурналистика дала мне необходимый опыт, но я довольно быстро понял, что меня больше тянет к портретной фотографии. Сейчас снимаю в разных жанрах, но почему-то меня до сих пор считают хорошим репортажником. Наверное, тот период все же повлиял на формирование моего стиля в фотографии. Например, я предпочитаю естественные условия и свет», — рассказывает Саша, когда мы встречаемся у Пешеходного моста.
Как по мне, репортажная съемка – это та школа, которую стоит пройти каждому фотографу, ведь она учит тебя ловить тот самый момент.
Вечер буднего дня, жара начинает спадать, поэтому мост заполнен пляжниками, отдыхающими, спортсменами и просто зеваками. Мы с Сашей и его подругой Мариной, героиней съемки, вливаемся в эту пеструю толпу, идем ловить «тот самый» момент.
«Вообще не люблю я всю эту терминологию, сейчас в фотографии очень размыты грани. Даже свадебная съемка может быть настоящим произведением искусства. Я могу снимать что угодно, но больше всего меня интересуют люди. Я всегда стараюсь показать, что они чувствуют в данный момент, о чем думают. И, конечно, я отлично понимаю, что это практически невозможно. Ведь то, что чувствую и о чем думаю я в момент съемки, тоже отразится на фото».
Если попросить несколько фотографов снять одного и того же человека, у всех получится по-разному. Так проявляется личность фотографа.
Мы идем не спеша, в основном просто следим за Мариной, которая смотрит на Днепр, ловит разлетающиеся от ветра волосы, общается с мальчишками, продающими бумажные фонарики, огибает рыбаков и велосипедистов. Прохожим мы мешаем не больше, чем фотографирующиеся на каждом шагу парочки. Эту локацию Саша выбрал потому, что, по его словам, здесь есть что угодно — свободное пространство, вода, песок, деревья, люди.
«Сейчас я все больше сотрудничаю с музыкантами. Я сам музыкант, клипмейкер и звукорежиссер. Планирую и дальше этим заниматься — хочу максимально приблизить свою деятельность к музыке, которую я очень люблю».
Кстати, одна из последних работ Саши в этой сфере — операторская съёмка для клипа Onuka на песню Time.
Вообще стараюсь не очень разделять коммерческие проекты и съемки „для себя“, стремлюсь делать только то, что нравится, иначе зачем вообще было в это ввязываться? По работе, конечно, больше снимаю на цифру, но по-прежнему очень люблю пленку.
И хоть нас чуть не сносит с моста пестрая толпа, распевающая мантры, мы доходим до пляжа на Трухановом и спускаемся к воде. Саша рассказывает, что давно снимает на Nikon, показывает свою гордость — камеру Nikon F. Тут же выдает набор фактов: это единственная малоформатная зеркальная камера, летавшая к Луне, а еще она «снималась» в фильмах «Фотоувеличение» и «Апокалипсис сегодня».
«Я остаюсь поклонником пленки, поскольку цифровые технологии, по моему мнению, несколько обесценили понятие фотографии, превратили ее в гигабайты изображений, которыми заполнен интернет. Пленка, хоть и усложняет работу — проявка, сканирование и прочее, экономит время фотографа, заставляет его быть собранным и сосредоточенным, не делать лишних кадров. В общем, организовывает процесс и учит больше думать о результате. С другой стороны, есть и позитивный момент — с развитием технологий появилась возможность проще и быстрее обучиться фотографии. По сути, цифра в какой-то мере уравняла всех фотографов, так как все используют одинаковые инструменты, но, конечно, кто-то делает это более мастерски. Мне нравятся те искажения, которые дает пленка, ее зернистость и фактура, но этого же эффекта можно добиться и с цифровой фотографией при помощи ретуши. Так что из пленки не стоит делать культ. Все же за любым снимком стоит в первую очередь человек, а не камера».
Кажется, мы уже закончили съемку и возвращаемся на берег, но, конечно же, по дороге Саша продолжает снимать Марину.
«У меня было несколько камер Nikon, так что и с D7200 быстро разобрался. Удобно с ней работать — в руки отлично ложится, фокусируется хорошо. Правда, я предпочитаю полноматричные, но эта подойдет, в принципе, для любой съемки».
На набережной мы останавливаемся, и Саша показывает содержимое своей сумки. Кроме привычных камеры и телефона там обнаруживается отвертка.
«Это я недавно распечатал фотографию для подарка, а времени было мало, так что я забрал ее и вставлял в рамку уже по дороге, вот отвертка и пригодилась», — объясняет Саша.
Напоследок интересуюсь, за кем и чем Саша следит, чьим творчеством интересуется.
«Меня всегда сильнее вдохновляли не современные фотографы, а первопроходцы. Как сказал наш современник, фотограф Макс Вадукул: „Великие уходят, осталось только эхо“. Например, Франц Гундлах — он тоже работал на грани репортажа и постановочной фэшн-фотографии, также авангардный фэшн-фотограф Ги Бурден. Еще я люблю стрит-фото, работу с цветом. В этом направлении очень нравится Алекс Уэбб. Но сейчас, кажется, я уже пресытился фотографией, больше на меня влияет живопись. Могу выделить примитивиста Анри Руссо, импрессиониста Эдгара Дега, муралиста Диего Ривера и пуантилиста Жоржа Сера».
Текст: Ирина Грищенко
Фотографии: 8caliber, Саша Добрев