Вид на Елоховский собор через Пассаж
Кипящая Бауманская. Разглядеть Елоховскую церковь сквозь аллею Елоховского Пассажа, когда кресты встают вровень с манекенами спортивного магазина на втором этаже — уловить местный контраст. Раньше для жителей Басманного района здесь был разбит сквер, а сейчас вместо него торговый центр.
Разгоняетесь по Бауманской, и замечаете, как дом 44 с цветочной лавкой на первом этаже и Хинкальной на втором — шифруется под местные флигели XVIII века. История особняков здесь скрывается за ворохом рекламных вывесок и реконструкций, и даже этот самострой вдруг оказывается по-своему очаровательным.
Резкий поворот на Аптекарский до упора, потом еще раз — вы вдруг покидаете фасадную улицу и оказываетесь на тихих улочках. Справа красным пылает угловой «Дом Мусина-Пушкина», — солидное двухсотлетнее здание Гиляровский называл домом «колдуна Брюса». На самом деле, Яков Вилимович Брюс был учёным, сподвижником Петра I, но в доме никогда не жил — он владел землей до постройки особняка.
Перспектива Новорязанской улицы, 4-й автобусный парк
Через перекресток мы сворачиваем на Новорязанскую с её перспективой аж до сталинской высотки. Проносимся мимо 4-го автобусного парка стоя на педалях: так чуть лучше видно конструктивистские павильоны с побитыми зелеными стеклами. Возможно, когда-нибудь здесь закатят рейв века.
Заповедная улица Лукьянова раскинулась как мостик между Старой и Новой Басманными, где с монолитной стеной университета МАМИ соседствует модерновая усадьба товарища Прове — предпринимателя немецкого происхождения, директора правления Товарищества с красивым непроизносимым названием «Кренгольмская мануфактура».
В тенистом Саду Баумана можно спрятаться от палящего солнца, перекусить в греческом Sito или поиграть в пинг-понг. Если прийти туда в нужное время, то расширите свой кругозор: джазом в живом исполнении, пилатесом или цигуном, в конце концов сделаете вид, что учите испанский язык на посвященных ему бесплатном уроке.
Гороховский пер., 4, старый фасад МИГАИКа
Но это нам не совсем по пути. Мы сворачиваем на Гороховский переулок, мимо старого фасада МИГАИКа, который заброшен после открытия нового общежития института лет двадцать назад. Чуть ниже по переулку стоит небольшой Хогвартс — школа акварели Сергея Андрияки. Оттуда выходят хорошие художники, которые выставляются, например, в Манеже.
Малый Демидовский пер., 3
Малый Демидовский — вновь райская жилая улочка, по которой вдоль безымянного дома из красного кирпича всегда движется поток студенток-художниц с подрамниками из школы Андрияки.
ул. Радио, 12, Истинная Православная Церковь
Потом извилистый спуск через Казакова и небольшой марафон по улице Радио, мимо здешних скромных легенд — уютного театра “Сопричастность” и маленького флигеля Храма Архангела Рафаила. Последний вызывает любопытство у журналистов, потому что не входит в московский патриархат и вообще подчиняется не РПЦ, а "Истинной Православной Церкви".
Марафон по набережной Яузы, Шлюзы
Сразу сворачиваем за угол, и со свистом спускаемся вниз до прохладной набережной Яузы. Она течет в сторону Таганки и преодолевает Сыромятнические шлюзы — местный рукотворный водопад, из-за которого река редко замерзает здесь даже в стужу. Эти шлюзы должны были стать частью еще одного кольца Москвы — водного.
Вместе с трамваями, мы добираемся до входа в Artplay и проносимся сквозь его инстаграм-икону — тоннель под путями Курского направления. Artplay — это целый хипстерский городок с голландским флёром. Школы бизнеса и кино, кафе, выставочные залы, пабы — там есть, пожалуй, все, кроме скульптур Церетели.
Можно было бы свернуть здесь до Чкаловской, но мы предпринимаем последний рывок, по прямой, и по Костомаровскому мосту выезжаем на «курортную» Школьную улицу — разноцветную жемчужину Таганки, где одноэтажные постоялые дворы контрастируют с брежневскими двадцатиэтажками на фоне.
Посмотреть маршрут для пасмурного дня
Представим, что у велопроката на Чистых прудах вы поняли, что в любую минуту польет дождь. Это не страшно, если вы умеете играть с городом в прятки. Сто пятьдесят метров вдоль бульвара, потом сворачиваем на Архангельский и еще раз на Потаповский переулок. Все дворики и улочки в окрестностях Китай-города будто созданы для прогулок, но изогнутый Потаповский в этом особенно хорош — это один из самых узких переулков в центре. Под козырьком бара Union Jack тут всегда можно спрятаться от ливня.
Чуть дальше, у усадьбы Головиных (кстати, лучший пример «московского ампира») следующий чекпоинт: декоративные маленькие колонны в воротах, кажется, должны были прятать в нише за собой какие-то скульптуры, но сейчас там осталась только пустота для поцелуев.
Потаповский, 12 — дом Заварского
У доходного дома №12 по Потаповскому уже слышно движение с Покровки, но в сквере напротив стоит остановиться и поразглядывать сложный зеленоватый фасад в псевдороманском стиле. Дом был построен в 1913 году по заказу Павла Заварского, сына успешного торговца картоном. Он сделал красивый жест в адрес своей жены Анастасии: на себя записал более скромные владения по соседству, а 12-й дом записал на нее.
Книжный магазин «Ходасевич»
На самой энергичной Покровке мы не задержимся — разве что стоит заглянуть в книжный магазин «Ходасевич» ради литературы, которую вы не найдете у сетевиков.Преодолеваем короткие баррикады благоустройства, и снова сворачиваем в улочки так называемой «Ивановской горки» — склона исторической застройки вплоть до Москвы-реки. Покровский бульвар 6/20 — это модный сейчас бар «Микроб» и приятная зеленая веранда, правда по вечерам там может быть шумно.
Храм Живоначальной троицы в Хохлах
Самое красивое ждет нас впереди: сердце «горки» — Хохловский переулок, извивается так, будто мы в крымском Гурзуфе. Малая часовня храма Живоначальной троицы в Хохлах выпирает прямо на тротуар таким образом, что в арке над центральным входом можно спрятаться, наблюдая за заблудившимися туристами, — если конечно вас не пугает запах ладана.
С Большого Трехсвятительского переулка начинается мир Хитровки. Внутри Морозовского садика, раскинутого на искусственном возвышении, когда-то был шикарный цветник «старых садов» великого князя Василия III, но в нашем веке потом под ним построили частный гараж, а часы посещения сада ограничили — их стоит уточнить заранее.
Дальше крутой спуск вниз и мы наконец на легендарно Хитровской площади. Гиляровский описывал её как “серое облако дыма”, окутывающее лабиринты ночлежек на 10 тысяч человек. Десятилетние мальчики становились здесь ворами. Советские власти расправились с Хитровкой одномоментно, в 1930-х тут построили школу, а в 2010 — снесли, оставив пустырь на 6 лет. Только недавно здесь разбили очередной миниатюрный парк.
Пересечение Подколокольного, Певческого и Петропавловского переулков можно назвать московским аналогом петербургских «пяти углов», — только здесь всегда тихо и пустынно. Последний переулок по вечерам так и вовсе становится интимным, несмотря на соседство с офисами, Солянкой и Китай-городом.
Сквер на площади Яузских ворот
Площадь Яузских ворот — это сложная транспортная развязка, но преодолев наземные переходы вы окажетесь в сквере у Яузы, напротив высотки на Котельнической набережной. Это намоленное место для столичных "фаерщиков", по вечерам тут часто устраивают огненное-шоу для своих и проводят тренировки для начинающих.
На всякий случай, спрятаться от непогоды можно прямо в фойе кинотеатра Иллюзион, в самой сталинской высотке.
Один из самых «открыточных» видов на Кремль и будущий парк Зарядье — с Большого Устьинского Моста, перекинутого к Болотному острову. Если вы справитесь со шквалистым ветром, на другой стороне можно перекусить под козырьком кафе с необычным названием “Сюси-Пуси”, или пообщаться на остановке со студентами Института дизайна и технологии.
Садовническая улица — совершенно не популярная, невероятно длинная, вы не встретите на ней модных заведений, зато услышите брутальный пронизывающий шум ГЭС, в одной стороне, а в другой увидите Пожарную станцию (если повезет, и металлические шторы будут подняты, даже увидите старые пожарные грузовики на стоянке) и бывший Штаб военного округа, в бункере под которым расстреляли Берию. Еще в 80-х годах солдаты на зарядке бегали отсюда до самого «Балчуга». Потом в здании размещался «Оборонсервис» Сердюкова и сейчас оно пустует. Автомобильное движение здесь скромное, поэтому можно разогнаться на велосипеде вдоль всего Болотного острова.
Уже ближе к Павелецкой, проехав мимо ресторана «Асса», вы увидите длинное здание бизнес-центра «Аврора», которое грубо, но уместно подражает классицизму.
Еще один мост, мимо пивного ресторана Paulaner Brauhaus — и мы на Павелецкой. Можно наградить себя за велосипедное путешествие сеансом в кинотеатре «Пять звезд», или сразу отправиться домой сушить насквозь промокший от брызг деним.
Посмотреть маршрут для солнечного дня