СпецпроектыНовая высота: Как строятся современные дома в России
Сергей Чобан — о прошлом и будущем архитектуры мегаполисов
Главу архитектурного бюро SPEECH Сергея Чобана называют и российским, и немецким архитектором. Он живет на две страны — и на две страны проектирует: стадионы, жилые комплексы и даже театральные декорации. В интервью для The Village Сергей Чобан, автор проекта «Дом Chkalov», рассказал о моде на конструктивизм, советских коммуналках и том, как изменился быт горожан за последние 150 лет, а вместе с ним и архитектура.
Сергей, как за последние несколько десятилетий поменялись архитектурные стандарты строительства жилья в мегаполисах?
Во-первых, изменились сами форматы жилья — особенно в мегаполисах они стали очень разнообразны. В современном большом городе мы можем встретить и таунхаусы, когда в одной двух-трехэтажной секции живет одна семья, и традиционные квартиры, и микроапартаменты площадью всего 20 квадратных метров. Микроапартаменты я бы назвал относительно новой тенденцией — еще десять лет назад о проектировании таких квартир никто не думал, а сегодня они становятся все более востребованными. Все больше появляется и коливингов, когда спальное пространство у каждого свое, а жилая и кухонная зоны общие. То, что мы в советскую эпоху знали как коммунальные квартиры, сегодня очень популярно среди людей, приезжающих работать в мегаполисы на длительное время.
Как появление новых форматов жилья связано с меняющимся бытом горожан?
Прежде всего это связано с тем, что все больше людей стремятся жить в мегаполисе. Семьи с разным социальным и имущественным укладом оказываются рядом друг с другом. У них разные потребности, и это приводит к еще большему многообразию форматов квартир. И если в 70–80-е годы доминировало стремление иметь дом за городом, чтобы за час-полтора добраться до него из центра на машине, то сегодня оно очевидно идет на спад. В первой половине XX века американский архитектор Фрэнк Ллойд Райт предсказывал, что города станут горизонтальными, и люди смогут уезжать все дальше от центра и жить во все более зеленом окружении. Но, как мы видим, этого не произошло.
То есть люди сделали выбор в пользу города?
Да, сегодня люди предпочитают селиться в городах, по возможности ближе к центру. Это во многом обусловлено разнообразием услуг и сервисов, к которым в центре доступ максимально прост, а также большим количеством театров, музеев и концертных залов, до которых буквально подать рукой.
Вы заговорили о многофункциональности жилья в городах. Где изначально стала реализовываться эта концепция?
Она параллельно развивалась в разных странах. Во-первых, что далеко ходить — Дом на набережной Бориса Иофана. Это многофункциональный дом, где было и есть почти все: театр, кинотеатр, почта. Но если искать по-настоящему широкое разнообразие многофункционального жилья, то делать это нужно в Америке. Все высотные дома — это вертикальные города. Посмотрите, скажем, на небоскребы с апартаментами, построенные в 50–60-е годы Людвигом Мисом ван дер Роэ (немецкий архитектор-модернист. — Прим. ред.). Современные высотные здания также, как правило, проектируются многофункциональными. Ведь людям сегодня нужны некие точки притяжения, доминанты.
постановки.
и арт-пространства.
концерты и лекции.
прямо на крыше Artplay.
Сергей, становится ли, на ваш взгляд, архитектура в XXI веке более утилитарной?
Как раз наоборот: налицо желание соревноваться друг с другом и в качестве, и в оригинальности проектов, в том числе коммерческих. Если в архитектуре жилых зданий преобладает, скажем так, нежелание создавать экзальтированные формы, то для общественных комплексов уникальность фасада и силуэта играет очень большую роль.
Правда ли, что сегодня ставка делается не просто на расселение горожан, но и на формирование комфортной среды вокруг?
Да, инфраструктура ближайшего окружения важна. Общественные пространства необходимо режиссировать таким образом, чтобы и снаружи, и внутри здание вызывало приятные эмоции. Сегодня архитекторы стремятся избегать голого асфальта или полного отсутствия озеленения. А кровли, наоборот, продумывают эксплуатируемыми, например, располагая на них террасы.
«В первой половине XX века американский архитектор Фрэнк Ллойд Райт предсказывал, что города станут горизонтальными: люди смогут уезжать все дальше от центра и жить в более зеленом окружении. Но этого не произошло»
Какими характеристиками должны обладать современные архитектурные проекты?
Во-первых, это использование энергосберегающего стекла, которое позволяет сделать процент остекления здания максимально большим и при этом избежать потери тепла. Во-вторых, выразительность самого фасада — то, что делает здание запоминающимся. Жителю важно понимать, как выглядит его дом, почему он уникальный, почему ему или ей он нравится. И, в-третьих, всегда нужно стараться искать такие планировочные приемы или формы зданий, которые позволят максимальному количеству квартир иметь интересные виды из окон.
«Современные высотные здания, как правило, проектируются многофункциональными. Ведь людям сегодня нужны некие точки притяжения, доминанты»
Какие знаковые архитектурные проекты появятся в Москве в ближайшее время?
В Москве сейчас строится много всего. И с уверенностью сказать, какие проекты станут знаковыми, я не могу. В столице есть несколько основных направлений. Первое — это небольшие клубные дома. За счет высокой цены и малого числа квартир они рассчитаны на узкий круг людей. С другой стороны, возводятся комплексы, обладающие собственной режиссурой. И есть еще более крупная застройка, по сути, создающая новые городские центры. И в этом смысле проектов, которые находятся на пересечении разных форматов, на рынке сейчас мало. Например, «Дом Chkalov» — две башни с апартаментами над торговой галереей — интегрирован в городскую инфраструктуру. Тут рядом и «Гоголь-центр», и «Винзавод», и Artplay, а до того же «Зарядья» можно дойти пешком.
А если говорить не о жилых, а о городских знаковых проектах?
Сейчас запущен важный проект по благоустройству набережных. Сначала были созданы отдельные парки — «Зарядье», «Тюфелева роща» на ЗИЛе. Они проложили на Генплане очень важную для города зеленую штрих-линию. И теперь эта линия будет постепенно соединяться с помощью благоустроенных набережных, каждая из которых превратится в общественное пространство со своим дизайном и своим характером. Таким образом, будет развиваться городская анфилада пространств, что придаст Москве еще более комфортный облик.