Идеология и мода связаны неразрывно: витрины всегда чутко реагируют на изменения обстановки в обществе, транслируя повестку дня не только тем, кто покупает одежду, но и тем, кто рассматривает ее через стекло с улицы. Этому феномену посвящена выставка Atelier E. B «Прохожий» в Музее современного искусства «Гараж». Пока его здание закрыто, прогуляться по экспозиции можно виртуально. А еще прочесть совместный с Музеем материал о том, как связаны политика и мода и как идеология отражалась на внешнем виде и гардеробе граждан СССР и постсоветской России.

Идеология и мода связаны неразрывно: витрины всегда чутко реагируют на изменения обстановки в обществе, транслируя повестку дня не только тем, кто покупает одежду, но и тем, кто рассматривает ее через стекло с улицы. Этому феномену посвящена выставка Atelier E. B «Прохожий» в Музее современного искусства «Гараж». Пока его здание закрыто, прогуляться по экспозиции можно виртуально. А еще прочесть совместный с Музеем материал о том, как связаны политика и мода и как идеология отражалась на внешнем виде и гардеробе граждан СССР и постсоветской России.

Листайте вправо, чтобы посмотреть витрины всех десятилетий
Листайте влево, чтобы посмотреть витрины всех десятилетий
Ситец революционной расцветки
20-е — первое десятилетие советской власти. Большевики начали строить новую идеологию — социализм. Влияние Запада отвергалось во всех сферах: от политики до моды. Наращивали темп текстильные и ситценабивные фабрики. Но производить ткани как прежде было невозможно: узоры западного образца нужно было заменить. К работе решили привлечь советских художников. Откликнулись Любовь Попова и Варвара Степанова. Они создали несколько сотен эскизов с геометрическими фигурами и контрастными цветами — для производства отобрали около 20. В 1924 году во время «Съезда народов» в Москве ткани с новыми рисунками были раскуплены «до аршина»: из столицы их увозили делегации Татарии и Узбекистана. Но в 1926 году Степанова была вынуждена уйти с производства: руководство желало «иметь „травку“, а не геометрически-машинизированные рисунки». Тогда на текстиль стали проникать тракторы и шестеренки, звезды и дымящие трубы заводов, самолеты и колосья. Правда, вскоре выяснилось, что их не покупают. В начале 30-х экономически невыгодное производство решили свернуть, а на текстильное полотно вернулись цветы и «огурцы». А в 1933-м в «Правде» вышла разгромная статья «Спереди трактор, сзади комбайн» с критикой агитационного текстиля.
Дешевая ткань должна была стать агитатором и пропагандистом, а сшитые из нее наряды — дополнить газету «Правда».
Две стороны советской
моды
В 30-х амбиции власти растут, нарастает соревнование с Западом (вспомнить хотя бы Всемирную выставку 1937 года, на которой боролись павильоны СССР и Германии). В 1933 году в Москве открывается Дом моделей Мосторга, а вслед за ним — Дом моделей на Сретенке. Это была парадная витрина советской легкой промышленности. И важно было, чтобы ее заметили на Западе. Работа советских модельеров была двойной: одни коллекции — скромные и практичные — создавались для внутреннего рынка, другие — для демонстрации зарубежным гостям, которым были так рады в Кремле, где широко встречали западных писателей, художников и модельеров. СССР было важно получить международное признание и продемонстрировать знаменитую фразу Сталина «жить стало лучше». Экономика породила новый средний класс и новую элиту. Их поощряли одеждой, которую в обычной жизни было не достать. Газета The New York Times писала, что советские ударники труда — стахановцы — покупают в московских магазинах духи, шелковое белье и шубы. А посетившая СССР в 1935 году итальянский дизайнер Эльза Скиапарелли вспоминала, что увидела в Доме моделей «оргию шифона, бархата и кружев». В реальности же швейная промышленность СССР в 30-е не могла полностью обеспечить граждан даже дешевой тканью и продукцией из нее.
Стахановцы играли роли образцовых «манекенов Сталина», которых можно было продемонстрировать как Западу, так и советским гражданам.
Красивая жизнь
с картинки
В СССР долго не было модных журналов. Печатались «Работница» и «Крестьянка», а вот первый номер «Журнала мод» вышел лишь в мае 1945 года — как подарок женщинам после войны. Это было издание мечты, ведь страна лежала в руинах и о красивой одежде не было и речи. Страницы номеров «Журнала мод» пестрели элегантными нарядами, которых в реальности у советских женщин и мужчин не было. В годы войны миллионы надели военную форму, а те, кто остался в тылу, сменили пальто на телогрейки, а шляпы — на платки. Первые годы после войны люди выглядели очень скромно. Те, кто вернулся с фронта, донашивали свою форму, а женщины хитрили, отшивая из небольших кусков ткани манишки, которые под жакетом имитировали блузу. «Журнал мод» с эскизами платьев, домашних халатов и даже нижнего белья был своего рода обещанием будущей красивой жизни.
Многие сами шили себе одежду. В школе уроки рукоделия были обязательными для девочек.
ГУМ — главная
витрина страны
Открытие Верхних торговых рядов (первое название ГУМа) состоялось в 1893 году. В 20-х Ленин сделал ГУМ символом НЭПа. А вот в 30-е магазин закрылся: в нем разместили министерства и ведомства, здесь же находился кабинет Берии. Сталин дважды собирался сносить ГУМ, но до этого так и не дошло. 5 марта 1953 года вождь умер, 23 декабря того же года расстреляли Берию, а 24 декабря магазин заработал по своему прямому назначению. Здесь было свыше десятка отделов: текстильные товары, готовое платье, обувь. Но достать вещи в них удавалось далеко не всегда. Изобилие готового платья было лишь в знаменитой секции № 200, но вход в нее был открыт женам членов политбюро. А в остальных отделах был ажиотаж. Министру торговли Анастасу Микояну в середине 50-х докладывали, что наплыва покупателей не выдерживали металлические перила и оконные стекла магазина. Среди простых покупательниц особой популярностью пользовалась секция тканей и выкроек. Там же продавали наборы под названием «приклад» с нитками, пуговицами и подкладкой. В ГУМе работал демонстрационный зал, где проходили показы отечественной моды: сначала раз в день, а с конца 50-х число сеансов увеличили. На них можно было подсмотреть, что шить.
Людей, стоявших в очереди в ГУМе, в шутку называли «гуманистами».
Советские модели
на Западе, стиляги —
внутри страны
В 1959 году в СССР прошла первая демонстрация моды капиталистической страны — в Москву прилетел Ив Сен‑Лоран и модели Christian Dior.
Их багаж с одеждой, украшениями, зонтами, шляпками, перчатками и литрами духов был застрахован на 10 миллионов франков. На это нужно было ответить. Поэтому в 1961 году советская делегация отправилась в Париж — демонстрировать достижения отечественной легкой промышленности. Французский журнал Paris Match тогда вышел со статьей, где назвал модель Регину Збарскую «самым красивым оружием Кремля».

Пока СССР демонстрировал свои достижения Западу, внутри страны за моду отвечали стиляги. Они протестовали против серости советских нарядов, которые были консервативнее западных, ориентировались на практичность и функциональность, не заигрывали с мини. Стиляги мечтали о твидовых пиджаках, брюках‑дудочках, платьях с пышными юбками и яркой бижутерии. Официальная пропаганда критиковала их за «низкопоклонничество перед Западом» и предупреждала: «Сегодня ты играешь джаз, а завтра Родину продашь».
Восхищенный красотой Регины Збарской Федерико Феллини говорил: «Зачем вам Софи Лорен? У вас же есть своя!»
Дефицит
и фарца
Советская мода отставала от западной. Касалось это не только фасонов, но и доступности населению. В начале 70-х развитие советской экономики замедлилось, а из-за высоких расходов на вооружение недостаток вложений наблюдался в легкой промышленности и производстве товаров народного потребления. Даже выпущенных в стране товаров не всегда хватало, а за теми, что «выбрасывали», выстраивались огромные очереди. Пока одни стояли в них, другие искали способы купить фирменные вещи, привезенные из-за границы: спортивный костюм, финские сапоги, австрийские туфли, американские джинсы. Дефицит товаров породил фарцу. Часто подпольной продажей дефицитных вещей занимались те, кто общался с приезжавшими в СССР иностранцами: гиды, переводчики, проститутки. У них можно было достать те самые американские джинсы. Правда, стоили они как две месячные зарплаты советского инженера. Сэкономить тоже было можно. Например, приобретя более дешевый индийский или болгарский вариант — тоже дефицитный, но легальный.
Купленные у перекупщиков джинсы не всегда подходили по размеру. Порой приходилось ложиться в них в горячую ванну, чтобы ткань облепила тело.
Талоны
и «Березки»
В 1983 году в СССР вновь вернулись талоны. Их выдавали на дефицитные товары, например женское белье. Правда, на практике использовать свой талон удавалось не всем — нужных товаров в магазинах попросту не было. Советская экономика была ориентирована не на предметы личного потребления, а на промышленное производство. Возможность купить дефицитное была в сети магазинов «Березка». Созданная в 1961 году, сначала она обслуживала только иностранцев. Первые «Березки» открылись в аэропортах Внуково и Шереметьево, а также в гостиницах «Украина» и «Ленинградская». Позднее делать покупки разрешили и советским гражданам: загранработникам, чтобы они тратили заработанную валюту «здесь, а не там», и тем, у кого были специальные чеки Внешторгбанка. «Березка» была потребительским раем с импортной техникой, икрой, спиртным и, конечно, заграничной одеждой. В 80-е одним из самых популярных здесь товаров были джинсы. На одной из карикатур журнала «Крокодил» была подпись: «Или джинсы „Супер‑Райфл“, или объявляю голодовку». «Березки» просуществовали до конца 80-х и были ликвидированы в ходе кампании «по борьбе с привилегиями». Она стартовала 1 января 1988 года, и в рамках нее упразднялась система торговли за чеки.
80-е — начало перестроечной моды — местами авангардной, местами пародийной: с ее кителями и пиджаками с широкими плечами, куртками-дутиками, яркими стрелками и безумными начесами.
Челноки
и барахолки
90-е стали уникальным временем для российской моды. СССР распался, железный занавес рухнул, и в страну хлынула такая желанная импортная одежда, в которую многим хотелось поскорее нарядиться. Модными символами 90-х в России стали дешевый ширпотреб, малиновые пиджаки, лосины расцветок вырвиглаз, спортивные костюмы, челноки и барахолки. Указ президента Бориса Ельцина 1992 года «О свободе торговли» и возможность легально выезжать за границу породили новый вид частного предпринимательства. В Турцию, Польшу, Болгарию и Китай потянулись новоявленные бизнесмены, которые на местных рынках закупали дешевые джинсы, спортивные костюмы, цветные лосины, кожаные куртки и дубленки. Все это они везли в Россию в больших клетчатых сумках, ставших еще одной приметой того времени. Почти на целое десятилетие челноки стали законодателями российской моды. А барахолки — предтечами торговых центров. В Москве самыми крупными был Черкизовский рынок и «Лужники» — «Черкизон» и «Лужа».
Спортивные костюмы в начале 90-х носили на выход и даже могли пойти так в театр.
Дорогая нефть
и западный
масс-маркет
Начало 2000-х — время относительной экономической стабильности (до кризиса 2008 года было еще далеко), дорогой нефти и, как следствие, растущего благосостояния населения. Развивающиеся рынки, а в их числе был и российский, привлекали иностранный бизнес. В страну стал приходить западный глянец (первый номер российского Vogue вышел в 1998 году) и масс‑маркет. Порой вещи популярных зарубежных брендов скупали так быстро, что продавцы не успевали их развешивать. Платья и джинсы снимали прямо с рейлов, на которых их везли в зал. 2000-е также стали золотым веком молодежных субкультур в России. Кого только не было: эмо и готы, рэперы и панки, скейтеры и скинхеды. Им, в отличие от советских стиляг и хиппи, не нужно было искать правильную одежду у фарцовщиков и доставать ее из‑под полы. Джинсы‑трубы и розовые рюкзаки, кожаные брюки и гриндерсы можно было купить совершенно свободно. А потом отправиться на вечеринку по интересам.
К первым открывшимся в Москве западным магазинам не привыкшие к стильной недорогой одежде горожане занимали очередь затемно.
Экология —
новая политика
В 2010-х российским модникам уже не нужно было ничего ждать. В страну пришли многочисленные масс‑маркет‑бренды, а к тем, кто мог и хотел тратить на одежду много, — премиальные марки. Пресытившись, покупатели стали задумываться об осознанности. Быстрая мода с коллекциями, выходящими чаще чем два раз в год, привела к угрозе для экологии.

Сегодня искать пути, как минимизировать вред для природы, вынуждены все. Экология стала новой политикой, а в обиход прочно вошел термин sustainability — «устойчивое развитие». Это целый комплекс мер, которые предпринимают осознанные производители: снижение расхода воды при производстве, закупка хлопка, выращенного с соблюдением стандартов ответственного производства, и даже компенсация вредных выбросов в атмосферу. Ведущие дома моды уже проводят углеродно‑нейтральные показы. А масс‑маркет‑бренды все чаще прибегают к транспортировке товаров морским путем, чтобы уменьшить выбросы CO2.
2010-е — время ухода от сверхпотребления и эпоха осознанности, звездой которой стала экоактивистка Грета Тунберг.
Ситец революционной расцветки
20-е — первое десятилетие советской власти. Большевики начали строить новую идеологию — социализм. Влияние Запада отвергалось во всех сферах: от политики до моды. Наращивали темп текстильные и ситценабивные фабрики. Но производить ткани как прежде было невозможно: узоры западного образца нужно было заменить. К работе решили привлечь советских художников. Откликнулись Любовь Попова и Варвара Степанова. Они создали несколько сотен эскизов с геометрическими фигурами и контрастными цветами — для производства отобрали около 20.
placeholder+image
В 1924 году во время «Съезда народов» в Москве ткани с новыми рисунками были раскуплены «до аршина»: из столицы их увозили делегации Татарии и Узбекистана. Но в 1926 году Степанова была вынуждена уйти с производства: руководство желало «иметь „травку“, а не геометрически-машинизированные рисунки». Тогда на текстиль стали проникать тракторы и шестеренки, звезды и дымящие трубы заводов, самолеты и колосья. Правда, вскоре выяснилось, что их не покупают. В начале 30-х экономически невыгодное производство решили свернуть, а на текстильное полотно вернулись цветы и «огурцы». А в 1933-м в «Правде» вышла разгромная статья «Спереди трактор, сзади комбайн» с критикой агитационного текстиля.
placeholder+image
Дешевая ткань должна была стать агитатором и пропагандистом, а сшитые из нее наряды — дополнить газету «Правда».
Две стороны
советской
моды
В 30-х амбиции власти растут, нарастает соревнование с Западом (вспомнить хотя бы Всемирную выставку 1937 года, на которой боролись павильоны СССР и Германии). В 1933 году в Москве открывается Дом моделей Мосторга, а вслед за ним — Дом моделей на Сретенке. Это была парадная витрина советской легкой промышленности. И важно было, чтобы ее заметили на Западе. Работа советских модельеров была двойной: одни коллекции — скромные и практичные — создавались для внутреннего рынка, другие — для демонстрации зарубежным гостям, которым были так рады в Кремле, где широко встречали западных писателей, художников и модельеров.
placeholder+image
Стахановцы играли роли образцовых «манекенов Сталина», которых можно было продемонстрировать как Западу, так и советским гражданам.
СССР было важно получить международное признание и продемонстрировать знаменитую фразу Сталина «жить стало лучше». Экономика породила новый средний класс и новую элиту. Их поощряли одеждой, которую в обычной жизни было не достать. Газета The New York Times писала, что советские ударники труда — стахановцы — покупают в московских магазинах духи, шелковое белье и шубы. А посетившая СССР в 1935 году итальянский дизайнер Эльза Скиапарелли вспоминала, что увидела в Доме моделей «оргию шифона, бархата и кружев». В реальности же швейная промышленность СССР в 30-е не могла полностью обеспечить граждан даже дешевой тканью и продукцией из нее.
placeholder+image
Красивая
жизнь
с картинки
В СССР долго не было модных журналов. Печатались «Работница» и «Крестьянка», а вот первый номер «Журнала мод» вышел лишь в мае 1945 года — как подарок женщинам после войны. Это было издание мечты, ведь страна лежала в руинах и о красивой одежде не было и речи. Страницы номеров «Журнала мод» пестрели элегантными нарядами, которых в реальности у советских женщин и мужчин не было.
placeholder+image
В годы войны миллионы надели военную форму, а те, кто остался в тылу, сменили пальто на телогрейки, а шляпы — на платки. Первые годы после войны люди выглядели очень скромно. Те, кто вернулся с фронта, донашивали свою форму, а женщины хитрили, отшивая из небольших кусков ткани манишки, которые под жакетом имитировали блузу. «Журнал мод» с эскизами платьев, домашних халатов и даже нижнего белья был своего рода обещанием будущей красивой жизни.
placeholder+image
Многие сами шили себе одежду. В школе уроки рукоделия были обязательными для девочек.
ГУМ — главная
витрина
страны
Открытие Верхних торговых рядов (первое название ГУМа) состоялось в 1893 году. В 20-х Ленин сделал ГУМ символом НЭПа. А вот в 30-е магазин закрылся: в нем разместили министерства и ведомства, здесь же находился кабинет Берии. Сталин дважды собирался сносить ГУМ, но до этого так и не дошло. 5 марта 1953 года вождь умер, 23 декабря того же года расстреляли Берию, а 24 декабря магазин заработал по своему прямому назначению. Здесь было свыше десятка отделов: текстильные товары, готовое платье, обувь.
placeholder+image
Людей, стоявших в очереди в ГУМе, в шутку называли «гуманистами».
Но достать вещи в них удавалось далеко не всегда. Изобилие готового платья было лишь в знаменитой секции № 200, но вход в нее был открыт женам членов политбюро. А в остальных отделах был ажиотаж. Министру торговли Анастасу Микояну в середине 50-х докладывали, что наплыва покупателей не выдерживали металлические перила и оконные стекла магазина. Среди простых покупательниц особой популярностью пользовалась секция тканей и выкроек. Там же продавали наборы под названием «приклад» с нитками, пуговицами и подкладкой. В ГУМе работал демонстрационный зал, где проходили показы отечественной моды: сначала раз в день, а с конца 50-х число сеансов увеличили. На них можно было подсмотреть, что шить.
placeholder+image
Советские модели
на Западе, стиляги
— внутри страны
В 1959 году в СССР прошла первая демонстрация моды капиталистической страны — в Москву прилетел Ив Сен‑Лоран и модели Christian Dior. Их багаж с одеждой, украшениями, зонтами, шляпками, перчатками и литрами духов был застрахован на 10 миллионов франков. На это нужно было ответить. Поэтому в 1961 году советская делегация отправилась в Париж — демонстрировать достижения отечественной легкой промышленности. Французский журнал Paris Match тогда вышел со статьей, где назвал модель Регину Збарскую «самым красивым оружием Кремля».
placeholder+image
Восхищенный красотой Регины Збарской Федерико Феллини говорил: «Зачем вам Софи Лорен? У вас же есть своя!»
Пока СССР демонстрировал свои достижения Западу, внутри страны за моду отвечали стиляги. Они протестовали против серости советских нарядов, которые были консервативнее западных, ориентировались на практичность и функциональность, не заигрывали с мини. Стиляги мечтали о твидовых пиджаках, брюках‑дудочках, платьях с пышными юбками и яркой бижутерии. Официальная пропаганда критиковала их за «низкопоклонничество перед Западом» и предупреждала: «Сегодня ты играешь джаз, а завтра Родину продашь».
placeholder+image
Дефицит
и фарца
Советская мода отставала от западной. Касалось это не только фасонов, но и доступности населению. В начале 70-х развитие советской экономики замедлилось, а из-за высоких расходов на вооружение недостаток вложений наблюдался в легкой промышленности и производстве товаров народного потребления. Даже выпущенных в стране товаров не всегда хватало, а за теми, что «выбрасывали», выстраивались огромные очереди. Пока одни стояли в них, другие искали способы купить фирменные вещи, привезенные из-за границы: спортивный костюм, финские сапоги, австрийские туфли, американские джинсы.
placeholder+image
Купленные у перекупщиков джинсы не всегда подходили по размеру. Порой приходилось ложиться в них в горячую ванну, чтобы ткань облепила тело.
Дефицит товаров породил фарцу. Часто подпольной продажей дефицитных вещей занимались те, кто общался с приезжавшими в СССР иностранцами: гиды, переводчики, проститутки. У них можно было достать те самые американские джинсы. Правда, стоили они как две месячные зарплаты советского инженера. Сэкономить тоже было можно. Например, приобретя более дешевый индийский или болгарский вариант — тоже дефицитный, но легальный.
placeholder+image
Талоны
и «Березки»
В 1983 году в СССР вновь вернулись талоны. Их выдавали на дефицитные товары, например женское белье. Правда, на практике использовать свой талон удавалось не всем — нужных товаров в магазинах попросту не было. Советская экономика была ориентирована не на предметы личного потребления, а на промышленное производство. Возможность купить дефицитное была в сети магазинов «Березка». Созданная в 1961 году, сначала она обслуживала только иностранцев. Первые «Березки» открылись в аэропортах Внуково и Шереметьево, а также в гостиницах «Украина» и «Ленинградская».
placeholder+image
80-е — начало перестроечной моды — местами авангардной, местами пародийной: с ее кителями и пиджаками с широкими плечами, куртками-дутиками, яркими стрелками и безумными начесами.
Позднее делать покупки разрешили и советским гражданам: загранработникам, чтобы они тратили заработанную валюту «здесь, а не там», и тем, у кого были специальные чеки Внешторгбанка. «Березка» была потребительским раем с импортной техникой, икрой, спиртным и, конечно, заграничной одеждой. В 80-е одним из самых популярных здесь товаров были джинсы. На одной из карикатур журнала «Крокодил» была подпись: «Или джинсы „Супер‑Райфл“, или объявляю голодовку». «Березки» просуществовали до конца 80-х и были ликвидированы в ходе кампании «по борьбе с привилегиями». Она стартовала 1 января 1988 года, и в рамках нее упразднялась система торговли за чеки.
placeholder+image
Челноки
и барахолки
90-е стали уникальным временем для российской моды. СССР распался, железный занавес рухнул, и в страну хлынула такая желанная импортная одежда, в которую многим хотелось поскорее нарядиться. Модными символами 90-х в России стали дешевый ширпотреб, малиновые пиджаки, лосины расцветок вырвиглаз, спортивные костюмы, челноки и барахолки. Указ президента Бориса Ельцина 1992 года «О свободе торговли» и возможность легально выезжать за границу породили новый вид частного предпринимательства.
placeholder+image
В Турцию, Польшу, Болгарию и Китай потянулись новоявленные бизнесмены, которые на местных рынках закупали дешевые джинсы, спортивные костюмы, цветные лосины, кожаные куртки и дубленки. Все это они везли в Россию в больших клетчатых сумках, ставших еще одной приметой того времени. Почти на целое десятилетие челноки стали законодателями российской моды. А барахолки — предтечами торговых центров. В Москве самыми крупными был Черкизовский рынок и «Лужники» — «Черкизон» и «Лужа».
placeholder+image
Спортивные костюмы в начале 90-х носили на выход и даже могли пойти так в театр.
Дорогая нефть
и западный масс-маркет
Начало 2000-х — время относительной экономической стабильности (до кризиса 2008 года было еще далеко), дорогой нефти и, как следствие, растущего благосостояния населения. Развивающиеся рынки, а в их числе был и российский, привлекали иностранный бизнес. В страну стал приходить западный глянец (первый номер российского Vogue вышел в 1998 году) и масс‑маркет.
placeholder+image
К первым открывшимся в Москве западным магазинам не привыкшие к стильной недорогой одежде горожане занимали очередь затемно.
Порой вещи популярных зарубежных брендов скупали так быстро, что продавцы не успевали их развешивать. Платья и джинсы снимали прямо с рейлов, на которых их везли в зал. 2000-е также стали золотым веком молодежных субкультур в России. Кого только не было: эмо и готы, рэперы и панки, скейтеры и скинхеды. Им, в отличие от советских стиляг и хиппи, не нужно было искать правильную одежду у фарцовщиков и доставать ее из‑под полы. Джинсы‑трубы и розовые рюкзаки, кожаные брюки и гриндерсы можно было купить совершенно свободно. А потом отправиться на вечеринку по интересам.
placeholder+image
Экология —
новая политика
В 2010-х российским модникам уже не нужно было ничего ждать.
В страну пришли многочисленные масс‑маркет‑бренды, а к тем, кто мог и хотел тратить на одежду много, — премиальные марки. Пресытившись, покупатели стали задумываться об осознанности. Быстрая мода с коллекциями, выходящими чаще чем два раз в год, привела к угрозе для экологии. Сегодня искать пути, как минимизировать вред для природы, вынуждены все. Экология стала новой политикой, а в обиход прочно вошел термин sustainability — «устойчивое развитие».
placeholder+image
2010-е — время ухода от сверхпотребления и эпоха осознанности, звездой которой стала экоактивистка Грета Тунберг.
Это целый комплекс мер, которые предпринимают осознанные производители: снижение расхода воды при производстве, закупка хлопка, выращенного с соблюдением стандартов ответственного производства, и даже компенсация вредных выбросов в атмосферу. Ведущие дома моды уже проводят углеродно‑нейтральные показы. А масс‑маркет‑бренды все чаще прибегают к транспортировке товаров морским путем, чтобы уменьшить выбросы CO2.
placeholder+image
placeholder+image
Узнайте больше о моде и идеологии на выставке
в Музее «Гараж»
Выставка Atelier E. B «Прохожий» в Музее современного искусства «Гараж» открывает свои виртуальные двери. Участницы проекта — дизайнер Бека Липскомб и художница Люси Маккензи — стали сотрудничать в 2007 году и с тех пор работают на стыке современного искусства и модной индустрии. Atelier E. B в том числе функционирует и как бренд одежды. Липскомб и Маккензи рассматривают привычные способы демонстрации продукции как форму художественного выражения. Для них потребитель моды — это не только покупатель кутюрных нарядов, но и простой прохожий — тот, кто разглядывает витрины магазинов и листает страницы журналов. Среди экспонатов Atelier E. B «Прохожий» — старинные манекены и произведения современных художников, рекламные плакаты и коллекция одежды авторов выставки. А еще локальный контент, исследующий моду в СССР, отечественный ретейл и модную прессу.

Виртуальную выставку можно посетить онлайн прямо сейчас, а к офлайн-походу в «Гараж» подготовиться заранее — билеты с открытой датой уже продаются на сайте Музея. Выставка Atelier E. B «Прохожий» будет работать до 9 августа.
Узнайте
больше о моде и идеологии на выставке в Музее «Гараж»
Выставка Atelier E. B «Прохожий» в Музее современного искусства «Гараж» открывает свои виртуальные двери. Участницы проекта — дизайнер Бека Липскомб и художница Люси Маккензи — стали сотрудничать в 2007 году и с тех пор работают на стыке современного искусства и модной индустрии. Atelier E. B в том числе функционирует и как бренд одежды. Липскомб и Маккензи рассматривают привычные способы демонстрации продукции как форму художественного выражения. Для них потребитель моды — это не только покупатель кутюрных нарядов, но и простой прохожий — тот, кто разглядывает витрины магазинов и листает страницы журналов. Среди экспонатов Atelier E. B «Прохожий» — старинные манекены и произведения современных художников, рекламные плакаты и коллекция одежды авторов выставки. А еще локальный контент, исследующий моду в СССР, отечественный ретейл и модную прессу.

Виртуальную выставку можно посетить онлайн прямо сейчас, а к офлайн-походу в «Гараж» подготовиться заранее — билеты с открытой датой уже продаются на сайте Музея. Выставка Atelier E. B «Прохожий» будет работать до 9 августа.

МАТЕРИАЛ ПОДГОТОВЛЕН
ПРИ ПОДДЕРЖКЕ

МАТЕРИАЛ ПОДГОТОВЛЕН
ПРИ ПОДДЕРЖКЕ