Как сейчас помню: сижу на работе, пью кофе. Звонит сестра: «Тут такое дело, собеседование, может, сбегаешь в перерыв?» А у меня должность инженера-технолога, прекрасный коллектив, путевки в дом отдыха, хорошее начальство, любимый муж. Острой необходимости менять работу не было. Но почему бы не попробовать, решила я. Первый этап собеседования — а их было три — даже не запомнила. А вот когда прошла второй, внутри что-то щелкнуло. Стажировка, да еще в Канаде!
Невероятного уровня языка от кандидатов сначала не требовалось, мой английский был на уровне четверки. Когда попросили рассказать о себе, ответила стандартно: «Май нейм из Марина, столько-то еарс олд». И потом зачем-то: «Москоу из зе капитал оф СССР». Воцарилось молчание. Тогда один из интервьюеров говорит: «Да ты все понимаешь, я же по глазам вижу, только сказать не можешь!» Говорю: «Да-да, я буду стараться!» И старалась же: до сих пор перед глазами стоят бумажки с английскими словами, которыми я обклеила всю квартиру.
Из 24 ребят, приехавших в Канаду, было всего четыре девочки. Забегая вперед, скажу, что по карьерной лестнице быстрее поднялись именно они. Нашу группу отправили в Оттаву: оплачивали квартиру, питание, выдали красивую униформу. Девчонки взяли с собой лучшие вещи, косметику. На работу обязательно красились: тени, помада, тушь. На фоне безликих канадок мы выглядели как куколки. А что, надо же было показать себя, свою страну.