СпецпроектыКак раньше: вспоминаем культовый общепит 80—90-х годов
Поэт Владимир Безденежных — о монокафе своей молодости
Чебуречные, пельменные, пирожковые, пышечные и кафе-мороженое, отличающиеся своеобразной специализацией на конкретном продукте, сменились лапшичными, бургерными и митбольными. Впав в ностальгию по советскому детству, The Village Нижний Новгород и кафе «Вспышка» попросили знатока горьковской гастрономии поэта Владимира Безденежных рассказать о самых памятных местах с особой кухней.
Владимир Безденежных
Беляши
Что бы вспомнить о неких специалитетах горьковского общепита в 80-е? Сложновато. Не думалось тогда, что покушать и где, а было просто: «Кушать хочется». Решалась данная проблема весьма легко: заходишь в хлебный, берешь половинку Дарницкого или городскую булку — и всё (8 или 10 копеек). Летом — бесплатной китайки на деревьях полно. Зимой можно в соседнем гастрономе купить стакан сока томатного за бесценок. Вот и поел.
Вот что я помню точно, так это вкусные беляши в кафе «Мыза» напротив администрации Приокского района. Специально туда гонял за ними по выходным на велике. Тут же и продавали с пылу с жару — они не лежали на прилавке, сразу раскупались, только что вынутые из фритюра.
Кафе-мороженое
У кольца трамваев № 5 и 19 в одном из красных кирпичных многоэтажных домов было кафе-мороженое «Льдинка», туда мы приезжали поесть из железных вазочек мороженого с сиропом, шоколадом или орехами. Коктейль там был еще молочный по 11 копеек, очень вкусный!
А в центре города было несколько знаменитых мест, где подавали мороженое по-особенному. Например, в детском кафе «Конек-Горбунок» в сквере напротив Нижегородского универсама. Причем торговали им и на улице у входа в сквер, накладывая специальной ложкой в большие сахарные вафельные рожки. Еще помню Gelato в Доме офицеров: из окошечка, выходящего прямо на Свердловку, вам выдавали мягкое, маслянистое, слегка солоноватое мороженое, наливаемое из специального аппарата прямо в небольшие вафельные рожки.
В нижней части города таким спецзаведением по мороженому было кафе «Пингвин» в центре Автозавода, где продавалось удивительное мороженое со вкусами банана, малины, клубники, фисташек. Какие там были очереди! И это при стоимости порции около 50 копеек.
Кофе и пирожки
В баре «Десертный» на Свердловке, напротив аптеки у драмтеатра, в подвале под винным магазином можно было купить десерты с сухофруктами и обилием орехов, к которым еще подавали свежесваренный кофе. Кстати, отличный кофе был и в баре «Мокко» напротив кинотеатра «Октябрь» (железная обезьянка, висевшая над его входом, теперь украшает один из фасадов недалеко от входа на Мытный рынок). Так вот, в «Мокко» подавали горячий шоколад и даже кофе глясе — для того времени самая что ни на есть экзотика!
Популярны были и пирожковые. Две из тех самых пирожковых и сейчас весьма успешно работают. Это «Очаг» на Покровке и «Пирожковая» на Коминтерна в Сормове. А еще была популярная пирожковая на Алексеевской (тогда Дзержинского).
Говоря о пирожковых, вспоминаю и вкуснейшую солянку в кафе «Былина» на Рождественской (там сейчас «Кабанчик»). Специально за ней туда ездил и на изразцы смотрел (это тоже начало 90-х). Там же можно было и пирожков поесть. Входишь в кафе: направо пирожковая небольшая и уютная, налево — главный зал и полное меню.
Пельменные
Пельменные — особый разговор. Сытное и недорогое блюдо почиталось всеми слоями общества и как еда, но в первую очередь — как горячая плотная закусь, поэтому народная тропа в заведения такого рода не зарастала.
У нас, на Караваихе, подобная пельменная была на пересечении Бонч-Бруевича и Пятигорской. Но самыми знаменитыми были пельменные на Свердловке у магазина «Динамо» (Лыкова Дамба) и на Московском вокзале у ямы автовокзала.
Пельменная на проспекте Ленина в районе метро «Двигатель революции» всегда стояла особняком — в отдельном здании, большая и просторная. Пельмени там делали сами, а не мясокомбинатовские варили. А еще даже, кажется, жарили!
А в начале 90-х открылся бар кинотеатра «Рекорд», и тоже с пельменями. Они были самолепные, в горшочках. А поверх пельмяшей был изрядный слой жареных вешенок с луком. Я до сих пор дома так делаю. Там же были горячие бутерброды, тоже с грибами. По два на порцию — просто студенческое счастье, ибо недорого.
Куры-гриль и шашлык
На праздник можно было завалиться в «Бригантину» (она же «Алые паруса»), что напротив водного института, и откушать курочки гриль. Говорили, что в это кафе были бесперебойные прямые поставки с Линдовской птицефабрики. Куры там были очень хороши! Не обрюзгшие от жира заокеанские бройлеры, а наши — спортивные, поджарые, мышцатые! Вертелись на советском гриле у всех на виду, а потом, обжаренные, снимались и тут же подавались жаждущим. Можно было взять целую, половинку или четвертинку на вес. Вот это точно был специалитет этого кафе.
На Рождественской же (тогда Маяковского), прямо напротив Строгановской церкви была «Шашлычная» — заведение с подобным названием тогда в городе нечастое. То есть шашлыками на улицах, в парках и скверах торговали повсеместно в выходные и праздничные дни, но чтобы именно стационарная «Шашлычная» ресторанного типа — тогда редкость большая.
На самом деле город в то время был закрытым, и местные кафе особыми разносолами не баловали. Многие тенденции до Горького и вовсе не доходили. Пышек, например, столь популярных в Ленинграде, я у нас совсем не припомню. Зато хорошо помню очереди за французскими багетами на Свердловке, напротив «Октября». Такое неоднозначное время.
МАТЕРИАЛ ПОДГОТОВЛЕН ПРИ ПОДДЕРЖКЕ пышечной