Спецпроекты «Быть волонтером — значит действовать от всего сердца»
Три истории о любви к Байкалу
Собирать мусор на берегу, разгребать свалки, строить пикниковые зоны и туристические тропы, делать все это в субботу и не получать за это ни копейки — зачем? Волонтеры отвечают просто: «А кто кроме нас?». В совместном проекте с компанией En+ Group, организатором ежегодной экологической акции «360», мы поговорили с ее волонтерами о том, зачем они делают то, за что им не платят, и как воспитать культурного туриста.
Александр Перфильев
опыт волонтерства — 9 лет
„
Проект меняет людей к лучшему
На первую свою акцию я поехал еще студентом. Это был мыс Улирба, и я помню свой шок: посреди поля стоит контейнер с мусором, а вокруг него кучи отходов, просто самая настоящая свалка, которую никто, наверно, за все лето не вывозил. И мы все это убрали. А в голове картинка «до/после», где до твоей работы — кучи мусора, а после — красивые и чистые берега Байкала. Вот это чувство, что твоя работа принесла результат, оно зацепило меня навсегда.
В этом году появилось еще одно ощущение — вклада в будущее. Помимо уборки мусора мы впервые устанавливали пикниковые зоны. Может показаться, что это менее важная работа, чем уборка мусора, но вы сами подумайте: люди приезжают на Байкал отдохнуть, что они обязательно там делают? Конечно, сидят и наслаждаются видами. И хорошо, если это осознанный турист, и он просто сядет на берегу на плед, например, или на свой туристический стул. Но часто мы можем видеть спиленные деревья, которые пустили на табуретки, столешницы или те же дрова. Люди все равно приходят в лес, приходят на берег Байкала. И лучше, если у них будет оформленное место для стоянки. Это мы и делали.
„
Люди все равно приходят в лес, приходят на берег Байкала. И лучше, если у них будет оформленное место для стоянки
Я вообще считаю, что уровень жизни в регионе можно оценивать по развитости инфраструктуры. А на прибайкальской территории, в первую очередь, нужно смотреть на подготовленность территории для туристов. Потому что поток гостей на Байкал растет с каждым годом, это уже не остановить, да и не нужно. Нужно просто оформлять грамотно территорию так, чтобы тут было комфортно и гостям, и не было вреда для природы. Вот они теперь приедут в бухту Широкую и не будут, где им вздумается, разводить костер и рубить деревья. Теперь тут есть стол и лавочка, на которую можно сесть и насладиться природой. Как это и сделали мы после установки — на самом деле почти каждый волонтер присел на эту лавочку, смотрел вдаль и думал о том, какой вклад он лично уже внес в защиту природы, и что еще он может сделать.
„
Уровень жизни в регионе можно оценивать по развитости инфраструктуры
У нас внутри компании есть те, кто постоянно ездит на эту акцию, даже команда настоящая сложилась. Есть и новички, которые только мечтают поехать. Иногда нам даже приходится проводить конкурс на поездку. Просто многие на самом деле хотели бы поехать убраться на Байкале, но, как часто это бывает, то нет машины, то компании, то мотивации. А подобная акция она действует как пинок. У тебя не было машины? Вот тебе автобус. Не было компании? С тобой поедет еще 500 человек. Тебе дадут и мешки, и экипировку, инструменты, даже материалы для строительства пикниковой зоны. Конечно, люди присоединятся, потому что тут сделано все для того, чтобы их внутреннее желание нашло выход и реализовалось. От тебя нужны только физическая сила и 6 часов времени. Это снижает барьер сопротивления и делает доступным участие в волонтерских движениях.
Каждый год я вижу, как участники акции меняют свои привычки. Если один человек съездил, то это, считай все равно, что еще 10 побывали там вместе с ним. Он же не один живет. Потом поделится эмоциями с родными и друзьями. После того как ты потаскал мешки с чужим мусором, построил тропы, сделал лавочку, ты не позволишь ни себе, ни своему окружению мусорить или рубить деревья в лесу и вытаптывать растения. Считаю, что этот проект меняет людей в лучшую сторону. Волонтерское движение разрастается, и я надеюсь, что та самая экологическая культура тоже дает свои плоды. Очень круто, что мы меняем мир. Если мы начинаем его менять сейчас, то все сдвинется уже через много лет. Если ты не перестанешь менять мир, то он в конце концов прогнется под наши идеи.
Валентина Дубянская
опыт волонтерства — 8 лет
„
Мы заразились вирусом волонтерства
Первым «вирусом волонтерства» заразился наш тогда декан, сегодня уже директор Института энергетики ИРНИТУ Вадим Валентинович Федчишин. Как сейчас помню, в 2011 году приехал со светящимися глазами и полный энтузиазма поехать на уборку снова. Это, конечно, нас зарядило, и на следующий год мы собрали четыре автобуса студентов на уборку.
Первый раз я убирала мусор в Бугульдейке. Нам достался участок, видимо, в прошлом принадлежащий леспромхозу, потому что мы доставали из воды огромные колеса, с берега убирали металлолом, «КамАЗами» тогда вывозили все это с Байкала. Это было в 2012 году. Затем ездили и на Малое море, и в Мурино, и в Танхой. Помню, что в заповеднике меня поразило – вроде это же закрытая территория, тут не должно быть свалок, но нет, люди и там умудряются мусорить.
„
Мои знакомые не понимают, почему я езжу на эти уборки, интересуются, а платят ли мне за это, и очень удивляются, что я все делаю по собственной воле
У людей нет никакой культуры — вот они встали на трассе, поели и тут же все выбросили в лес или на дорогу. Ну как так можно?! На отдыхе после себя оставляют и матрасы, и палатки, и запчасти от дивана и холодильники. Почему нельзя увезти это с собой в город? Бывает, что мы странные вещи и в воде находим. Несколько лет назад, во время акции «360», водолазы ныряли и убирали дно Байкала. Чего они там только тогда не нашли!
Помню, как меня поразила на уборке в Мурино известная ведущая Елена Летучая, которая приезжала в 2017 году на проект. Мы на тот момент уже лет 5 как убирали Байкал, и она не понимала — ну почему же они все равно мусорят. И она буквально из машины прыгнула сразу в мусорную яму и стала все разбирать. Это, конечно вдохновило - если она это делает, то и мы найдем силы все это убрать.
„
Я считаю, что наше озеро — уникальное место. И мы, безусловно, должны к нему относиться с особым пиететом
В этом году мы очень обрадовались, что появился раздельный сбор отходов. Да, это тяжелее для волонтеров, но легче и полезнее для природы. Если раньше все в одну кучу складывали - и пластик, и железо, и стекло, — то в этот раз все сортировали, и понимали, что что-то пойдет на переработку. Я сама дома стараюсь сортировать органический мусор, теперь задумалась и о сортировке других его видов.
Самое тяжелое в работе волонтера — это отношение людей. Бывает такое, ты видишь, что кто-то мусорит, подходишь и говоришь ему, что так нельзя, нужно убрать за собой… Хорошо, если люди соглашаются, а бывает довольно грубо отвечают: «Тебе надо, ты и убирай…», могут даже и обматерить. Некоторые мои знакомые не понимают, почему я езжу на эти уборки, интересуются, а платят ли мне за это, и очень удивляются, что я все делаю по собственной воле и бескорыстно. Я считаю, что наше озеро — уникальное место. И мы, безусловно, должны к нему относиться с особым пиететом, и внушать детям, что природа — это наше богатство с ограниченным ресурсом, которое мы должны беречь и сохранять.
Ангелина Дерфлер
опыт волонтерства — 3 года
„
Я ощутила вклад в развитие
Когда мне было 8 лет, мы с родителями отдыхали на турбазе на Байкале. И за территорией этой базы был участок, который никому не принадлежал, а, значит, за ним никто и не следил. И на нем было очень много мусора. Моей маме тогда стало неприятно на это смотреть, она просто взяла меня за руку и мы пошли собирать там все, что могли. Подручных средств не хватило — у нас были какие-то обычные пакеты — и она обратилась к дирекции турбазы, попросила дать ей большие и плотные мусорные мешки. С ними дело пошло быстрее. Это был мой первый опыт волонтерства. И, видимо, тогда пришло осознание, что мне хочется помогать природе.
„
Когда ты убираешь мусор, ты понимаешь, что делаешь Байкал чище. А от строительства тропы — ощущение вклада в развитие, оно, конечно, совершенно особенное
„
Всегда, когда я прихожу на озеро, я говорю — «Привет, Байкал»
Я очень люблю Байкал. И для меня каждая волонтерская акция — это просто еще одна возможность поехать к озеру, встретиться с ним и помочь ему. Иногда мне кажется, что после того, как уберешь грязь на Байкале, чувствуешь, что теперь он может сделать глубокий, полноценный, настоящий вход, и выдохнуть всю эту тяжесть, что была на его берегах. А после он тихо говорит: «Спасибо, что убрали мусор». Мне кажется, что Байкал - живой организм, и он может взаимодействовать с человеком. Всегда, когда я прихожу на озеро, говорю: «Привет, Байкал!». И он, кажется, даже отвечает мне.
Для меня было непривычно в этом году поехать не на уборку, а на строительство тропы. Потому что в этом случае ты облагораживаешь его на долгие годы, делаешь безопасные для людей тропы. Там крутые склоны, видно, что сходят камни, но благодаря этим 6 часам работы мы смогли построить 210 метров участка безопасной дороги. Надеюсь, что, когда я стану бабушкой, смогу пройтись по этой тропе и сказать внукам, что ее строила, в том числе, я. Это непередаваемые ощущения, когда ты делаешь что-то на будущее. Когда ты убираешь мусор, ты понимаешь, что делаешь Байкал чище. А тут это ощущение вклада в развитие, оно, конечно, совершенно особенное. Строительство - это надолго, это что-то основательное.
Если тропы не будет, то это опасно и для человека, и для природы. Ведь если есть дорога, то по ней и нужно идти, а если свернешь с нее, то можешь мало того, что подвергнуть свою жизнь опасности, так еще и навредить природе, совершенно случайно вытоптать какое-то уникальное растение или разрушить жилище грызуна или насекомого. Строить тропу, конечно, тяжелее, чем убирать мусор. Некоторые даже до мозолей натирали себе ладони, когда работали кирками. Но ты просто идешь и делаешь. Даже под дождем. Все шесть часов, просто идешь и делаешь, потому что это твоя цель — обустроить Байкал.
Волонтер — это тот, кто без какой-то задней мысли берет и делает что-то от всего сердца. В 13 лет я узнала, что люди из других стран приезжают к нам убирать мусор. И мне стало стыдно за то, что они прилетают к нам с других континентов убирать мусор, а мы сидим и ничего не делаем. И это чувство стыда за то, во что мы превратили наше озеро, за то, что сидим сложа руки, пока другие прилетают за много тысяч километров, движет мной, заставляет меня не оставаться в стороне и делать все от меня зависящее, чтобы изменить ситуацию на Байкале.
Я верю, что, когда на берегах озера будут тропы, пикниковые зоны, люди будут понимать, что не надо ходить другими дорогами, не нужно мусорить где попало. А будут видеть инфраструктуру и понимать, что разу уж кто-то это сделал, то нужно уважать и труд человека, и заботиться о природе, как это делают все вокруг.
Экологическая акция «360» — это часть комплексной программы En+ Group по защите озера Байкал и заповедных территорий России от неблагоприятных экологических воздействий, которую компания реализует с 2011 года. В программу входят экологические, социальные, научные, образовательные и просветительские проекты. За время проведения акции (2011-2019 годы) ее участниками стали 144 500 человек, которые убрали более 4500 т мусора.
В этом году акция «360» проводилась в 5 труднодоступных местах на западном побережье Байкала в новом формате. 500 волонтеров собрали в общей сложности 6 «КамАЗов» мусора, установили три пикниковые зоны, обустроили 540 м экологической тропы. В этом году впервые за время проведения акции «360» на территории Иркутской области в Щегловке и Бугульдейке проводился раздельный сбор мусора. Всего на двух точках было собрано 1869 кг стекла, 930 кг металла, 146 кг пластика, 12,5 кг пластиковых крышечек от бутылок.
Фотографии: обложка, 1,2,4, 7-11 — Олеся Караева; 12-17 — Илья Татарников; 3,5,6 — Евгений Козырев