Еще несколько лет назад зеркальные камеры были единственным выбором для тех, кто решил всерьез заняться фотографией. Но сейчас у них появился конкурент — беззеркалки. В совместном проекте с Fujifilm фоторедактор Ксения Бабушкина поговорила с фотографом Константином Митроховым о том, чем различаются камеры разных типов и почему он выбрал именно беззеркальную.

Константин Митрохов

фотограф

Размеры

Сейчас у меня Fujifilm X-T2, а до этого была Fujifilm X100S — компактная беззеркалка, на которую я сфотографировал десятки эдиториалов. Она дает отличную картинку и не привлекает внимания — это большой плюс, когда снимаешь репортаж. С большой камерой — а зеркалки, как правило, большие — ты всегда заметен, и люди интересуются, зачем ты их фотографируешь.

Когда у меня появилась компактная камера, я стал чаще делать спонтанные снимки на улице. Так постепенно я перестал пользоваться зеркалкой и продал ее. Зеркальные камеры большие, потому что в них установлены пентапризма и само зеркало, которое в момент съемки поднимается с громким щелчком, превращая любую зеркальную камеру в беззеркальную. На качество изображения зеркало не влияет. Оно было особенно актуально в пленочное время, когда не было матриц и дисплеев, так как позволяло видеть происходящее в объективе. Современные камеры в зеркале не нуждаются — изображение мгновенно отображается на дисплее.

Беззеркальные камеры меньше и легче, они не привлекают внимания, что удобно, если вы снимаете репортажи

Объективы

Объектив во многом определяет, каким будет изображение. Они бывают двух типов: фиксы, у которых фокусное расстояние зафиксировано, и зумы, в которых его можно менять во время съемки, увеличивая или отдаляя изображение. Важная характеристика объектива — его светосила, то есть сколько света может пройти через него во время срабатывания затвора. Фикс дает более светлую и резкую картинку.

Объективы для беззеркалок легче и меньше, цена на некоторые модели ниже. Я сейчас пользуюсь двумя фиксами — Fujifilm XF 50mm и XF 16mm. Первый нужен для портретов или деталей, второй — для общих планов, интерьерных и архитектурных съемок. И с тем и с другим можно снимать в дождь, снег и до минус 10 градусов.

Для беззеркалок Fujifilm выпущено большое количество профессиональных объективов — линейка покрывает все наиболее популярные фокусные расстояния. Всего к концу года будет 30 объективов. Еще можно пользоваться переходными кольцами для оптики любой марки. Например, установить мануальный объектив Leica или «Гелиос».

Объективы для беззеркальных камер легче, меньше и зачастую дешевле

Чем беззеркальная камера отличается от зеркальной?

Матрица

Свет

Зеркало

Пентапризма

Изображение в оптическом видеоискателе

Изображение на дисплее

Зеркальная камера

В зеркальных камерах видоискатель оптический. В нем появляется картинка, которая через объектив попадает в камеру и затем отражается с помощью зеркала. В момент съемки зеркало поднимается, и изображение переносится напрямую на светочувствительную матрицу. Вывод: в видоискателе мы видим очень приблизительную картинку.

Матрица

Свет

Изображение в электронном видеоискателе

Изображение на дисплее

Беззеркальная камера

В беззеркальных камерах картинка в видоискателе сразу опосредована матрицей камеры. Вывод: в видоискателе мы наблюдаем цифровое изображение таким, каким камера его и сохранит.

Автофокус

Есть мнение, что автофокус на зеркалках лучше, когда дело касается съемки быстро движущихся объектов. Но в режиме Live View, то есть когда изображение выводится на дисплей, он точно уступает беззеркалкам. По умолчанию зеркалки используют быстрый и надежный фазовый автофокус, модули которого находятся под зеркалом. При переключении на Live View зеркало поднимается, а камера переключается на менее расторопную контрастную автофокусировку, используя изображение с матрицы. Ряд профессиональных зеркалок использует гибридную систему фокусировки, при которой автофокус в Live View работает быстрее, но все-таки больше распространен фазовый.

Среди продвинутых беззеркалок тоже есть такие, которые совмещают контрастный автофокус с элементами фазового на матрице, что дает им как точность при фокусировке, так и скорость, — например, в моей Fujifilm X-T2 очень быстрая гибридная фокусировка.

Беззеркальные камеры отлично справляются со слежкой за объектом и не ошибаются при съемке быстрого движения

Видоискатель

В видоискателе беззеркалок мы наблюдаем цифровое изображение с матрицы — такое, каким его сохранит камера. Границы кадра здесь всегда будут отображаться четко, картинка «до» и «после» будет одной и той же. В зеркалках видоискатель оптический, там отражается опосредованная зеркалом и пентапризмой картинка. Изображение в нем может отличаться от того, что мы получим после нажатия на кнопку.

Электронный видоискатель, на мой взгляд, более утилитарный: сразу видишь экспозицию, баланс белого. Если ты фокусируешься вручную, он показывает, где находится фокус — делать это на глаз бывает очень неудобно, особенно тем, кто носит очки. А еще в оптическом видоискателе не отображаются некоторые параметры, поэтому учиться фотографии будет проще с беззеркалкой.

Учиться фотографии будет проще именно с беззеркалкой

Аккумулятор

Из-за постоянной работы дисплея-видоискателя и маленьких батарей аккумулятор беззеркалок садится быстрее. Можно заряжать камеру через USB (подключив к пауэрбанку), но я эту проблему решил радикально — купил вертикальный батарейный блок для своей Fujifilm X-T2. Туда помещаются еще два аккумулятора.

Разрядить полностью все три батарейки я умудрился всего пару раз за год. У этого блока есть кнопка спуска затвора, и благодаря ей удобно пользоваться камерой, держа ее вертикально.

Беззеркальные камеры быстрее разряжаются, но с батарейным блоком время работы можно продлить в несколько раз

Затвор

С большинством беззеркалок можно работать, используя электронный затвор. У зеркалок такой возможности нет. Некоторые зеркалки работают тише в режиме Live View, но даже в этом случае съемка не будет бесшумной. У Fujifilm X-T2 можно использовать электронный затвор, при котором камера не будет издавать никаких звуков. Это может спасти съемку, когда требуется фотографировать незаметно.

Однако бывают ситуации, когда важно включить звук затвора: при съемке портрета, например, человеку гораздо комфортнее, если он слышит, в какой именно момент ты нажал на кнопку.

Беззеркальные камеры имеют возможность работать в режиме электронного затвора, при котором камера не будет издавать никаких звуков

Видео

В случае с видео важна возможность менять объектив, снимать сырой F-Log-файл на камеру, подключать внешний рекордер для записи звука. На моей Fujifilm X-T2 после последней прошивки F-Log-файл можно записывать прямо на карту памяти. Это нужно профессионалам, которые обрабатывают сырые файлы, раскрашивают их вручную и занимаются трудоемким постпродакшеном.

Так как я не зарабатываю деньги на съемке видео, я выбираю самый нейтральный профиль и вручную выкручиваю его до плоского состояния, сводя до минимума контраст в светах и тенях. Итоговый файл подходит для постпродакшена. Кстати, у Fujifilm есть цветовые профили, моделирующие цвет их пленок — это может пригодиться тем, кто любит работать с готовыми фильтрами. Еще недавно компания анонсировала камеру X-H1, в которой большой акцент сделан на профессиональном видео в 4K. На такую можно снять короткометражку, клип или, скажем, рекламу.

Беззеркалка подходит для тех, кто хочет заниматься еще и видеосъемкой: на нее можно снять и рекламу, и кино

Георгий Грановский, FUJIFILM X-H1

Одна из отличительных особенностей Fujifilm — это работа с цветом. В камерах Fujifilm X 15 режимов моделирования фотопленки. Например, Velvia для ярких и насыщенных снимков природы, Classic Chrome для репортажа, Astia для выразительных портретов, Acros — режим черно-белой фотопленки с богатой тональностью. И это не просто фильтры, а деликатные режимы моделирования пленки с качественной цветопередачей, которые разрабатывались более 80 лет. Если вы, скажем, в путешествии, можно без дополнительной цветовой обработки поделиться яркими снимками с друзьями, отправив их по Wi-Fi.

X-H1

Флагман линейки со встроенной стабилизацией и защищенным корпусом.

Большой хват и хорошая эргономика

Пятиосевая стабилизация изображения

Самый эффективный автофокус в Х-серии

Запись видео 4К DCI, Full HD 120P

Режим моделирования кинопленки Eterna

X-T2

Профессиональная камера для репортажной, стрит- и тревел-фотографии.

Компактный пыле- и брызгозащищенный корпус

Серийная съемка до 14 кадров в секунду

Запись видео в формате 4К

X-T20

Стильная камера с мощной начинкой в компактном корпусе — настоящий бестселлер

Сверхбыстрый автофокус

Электронный видоискатель и поворотный сенсорный дисплей

Запись видео в формате 4К

Лучшее соотношение цены и функциональности

Больше видео и фото, снятых на камеры Fujifilm, можно найти в соцсетях бренда. Своими работами делитесь с хештегом #fujifilmru