СпецпроектыПрофессиональные фотографы — о том, почему мы до сих пор фотографируем закаты
Пейзаж как терапия
Когда человечество сталкивается с глобальными проблемами, мы особенно поражаемся природе — величественная и необъятная, далекая от суеты, она была до нас и будет после. Во время пандемии многие уральцы обратились к природе за утешением и восстановлением. Об этом не понаслышке знают фотографы-пейзажисты. Мы поговорили с двумя известными уральскими фотографами — Александром «Ежом» Осиповым и Станиславом Белоглазовым — об особенностях работы и любимых местах на Урале, а также о встречах с медведем и юридических сложностях работы с аборигенами.
Партнер этого материала — Агентство по привлечению инвестиций Свердловской области, запустившее фотопроект «Все дороги ведут на Урал» . Проект призывает фотографов-профессионалов и любителей поделиться своими снимками Урала для возможности создания рекламы всероссийского и международного уровней. Подробности — в конце материала.
Александр Осипов
фотохудожник, победитель фотоконкурса National Geographic «Дикая природа России 2018»
О начале пути
Осенью 2016 года я поехал снимать природу в алтайский центр лечебного голодания — Улутай. До этого я почти никуда не ездил, максимум в Египет или Турцию, в общем, не видел мира. Тогда места Алтая показались мне настолько интересными и необычными, что я влюбился в них: в эти горы, реки, Телецкое озеро, Чемальский тракт. Они и стали отправной точкой. Я помню, как посмотрел на свои работы и понял, что нужно брать жанр пейзажа в обойму. Конечно, я продолжал снимать портреты, репортажи, концерты, но хотелось расти дальше.
Всегда есть возможность встретиться с медведем, лисицей, гадюками. На этот случай с собой у меня всегда есть огниво и ракетница
О непредсказуемости и опасности съемок природы
Пейзаж — сложный и многогранный жанр. Каждый кадр — это состояние, которое никогда не повторится и его не предугадать. Редко бывает так, что ты приехал на точку, прогулялся и что-то отснял. Обычно это превращается целое приключение и не всегда заканчивается удачей. Кайф — видеть, что ты поймал тот самый кадр и понимать, что не зря мучился.
Пейзажная фотография — это раздел экстремального туризма. Приходится ходить по безлюдным местам, и всегда есть возможность встретиться с медведем, лисицей, гадюками. Поэтому с собой у меня всегда есть огниво и ракетница на случай встречи с хищником.
Еще можно попасть в природный катаклизм. Как-то раз я вместе с товарищами снимал в Таджикистане, на горном массиве Чилдухтарон. Прямо над нами проходила гроза: грохот стоял такой, что мы чувствовали его словно исходящим из земли. Было жутко, адреналин ощущался всем телом. Одно дело наблюдать за грозой из дома, совсем другое — из палатки. Тогда у нас одну палатку просто снесло, другие поломало, кому-то пришлось ночевать в машине.
Нравится мне то, что съемка пейзажа неторопливая и медитативная. Если ты захотел снять рассвет в пять утра, значит, на точке должен оказаться на час раньше, чтобы начать снимать с синего часа. Это момент, когда солнце еще не вышло из-за горизонта, но перья облаков уже начинают подкрашиваться. Иногда синий час красивее самого рассвета.
В это время приходится стоять, смотреть, как меняется ситуация. Иногда приходится выжидать еще и после рассвета — вдруг дальние облака засветятся, может, произойдет что-нибудь еще. Так и заката можно дождаться. На концертной съемке такого не бывает: у тебя на все есть два часа, и ты носишься, как угорелый, меняешь точки, больше пяти минут на каждой не стоишь.
О любимых местах
Когда занимаешься пейзажной съемкой, невозможно выделить какое-то одно особенное понравившееся место, потому что все эти локации, как собственные дети — одинаково любимые. В нашем регионе много красивых мест — Долгие горы, Аллаки, Медведь-камень, Уреньга, Ицыл, Каменный город, Ветлан, Помяненный камень, Жигаланские водопады, плато Кваркуш, Зюраткуль, Конжак, Иремель.
Одно из мест, что мне особенно полюбились — Главный уральский хребет в районе Карпинска, не доезжая до Жигалан. По этому хребту проходит водораздел и видна граница между Свердловской и Пермской областями. Со стороны Свердловской области небо синее, а со стороны Перми всегда стоит массив облаков, который тянется по всей границе гор. Мы с коллегами чаще снимаем там зимой, летом не такая особая атмосфера. Зимой там все покрыто снегом, как в сказке. Чтобы увидеть такое, люди отправляются в Лапландию и не знают, что подобное есть на нашей родине.
Чтобы увидеть снежную сказку, люди ездят в Лапландию — но такое место есть и на Урале
Совет начинающим фотографам
Начинающим пейзажистам хочу сказать только одно — снимайте больше, а выкладывайте меньше. Экспериментируйте со штативом и фильтрами, это даст возможность увидеть в обыденном волшебное всего лишь за счет увеличения выдержки. Но помните: снимает не фотоаппарат, а фотограф — важна не столько камера, сколько ваш взгляд.
Священную гору в Австралии можно снимать чуть ли не с одного ракурса, а фотобанки не принимают снимки без разрешения аборигенов
О сложностях и радостях пейзажной съемки
Фотографа, который настроился снимать пейзаж, может ждать много разочарований. Хороший кадр требует времени, он не рождается с наскока. Иногда приходится снимать несколько часов, а бывает, что съемка, ради которой ты целый день тащил штатив в горы, длится пару секунд. А то приходится и не раз подняться в ту же точку ради этих же пары секунд. Да и погода — дама ветреная, непредсказуемая, только она управляет облаками, солнцем, фактурами, тенями, бликами.
Вторая сложность — это путь до места съемки. Мало знать о том, куда ты хочешь попасть, попробуй туда доехать! Часто это долго, дорого, либо есть юридические ограничения. К примеру, в середине Австралии есть священная гора аборигенов — Улуру. Ходить вокруг этой достопримечательности можно только по определенной тропинке, шаг вправо или влево — это земли аборигенов, ходить нельзя — святотатство! Даже к сухому дереву не подойти, чтобы на передний план его поставить, пришлось корягу с собой притащить. Более того, фотобанки не принимают изображения горы Улуру без письменного разрешения правообладателя — аборигенов Австралии!
Периодически ради эффектных снимков нужно добиваться пропуска на частные территории или военные базы. Сложность попадания на точку оправдывает результат: виды Аннапурны на рассвете, снятые с военной базы на горе в Непале, закатные Монументы в США с дикими мустангами на переднем плане, сделанные в частном индейском ранчо. А иногда пейзажная съемка — это и вовсе экстрим. Однажды мне доводилось снимать даже с параплана в Гималаях.
О местах, куда хочется возвращаться
Когда меня спрашивают про любимые места для съемок и путешествий, я перевожу это как: «Места, в которые я готов возвращаться». Планета большая, но множество точек, на мой взгляд, одноразовы для посещения — мне лично для себя не хочется туда возвращаться, если только речь не идет о солидном заработке. А есть места, в которые хочется возвращаться не раз — ради дикой живности, красот пейзажей, уникальных племен.
Например, на Галапагосские острова я возвращался ради слоновых черепах, китов, и морских львов, которые выгоняют туристов с лавочек и не дают любоваться закатом. Или есть водопады Игуасу, которых более двух тысяч штук и все они то сливаются в один, то разливаются на отдельные потоки, формируют каскады. Больше всего я люблю реальное буйство природы. Например, мощь вулкана. Ощущать, сидя на камне и свесив ноги в кратер, мощный толчок земли, видеть искры и ошметки лавы, устремленные в небо — неповторимо. Вулкан задействует все органы чувств. Виден свет от взрыва лавы, ощущаются грохот, колебания земли, удушающий серный запах. В такие моменты я думаю о том, кто мы и властны ли над природой.
Российские места я пока фотографировал меньше, но есть запомнившиеся локации. На карантине я снимал буддийский храм Шедруб Линг на горе Качканар (у The Village также есть большой фоторепортаж о жизни монастыря, — Прим.ред). Это не просто горный пейзаж, а целая история из жизни уральского буддизма: религиозные объекты, лама и его ученики, все это среди леса и скал. Также у нас на Урале необычные техногенные локации: начиная с Березовского карьера, заканчивая «уральским Марсом» под Богдановичем.
Ощущая мощь вулкана, я думаю, кто мы и властны ли над природой
Советы начинающим фотографам
Пейзажная фотография дает возможность работать со статикой и с динамикой, передавать личные ощущения фотографа, а потому я считаю, что не стоит ограничивать ее рамками правил и давать четкие рекомендации.
Впрочем, есть пара универсальных, заезженных, советов. Например, пейзаж лучше всего снимать на широкоугольный объектив, чтобы захватить как можно больше пространства в кадр. Это подходит, когда нужно снять облака или звезды. Но порой замечательную картинку можно получить и длиннофокусным объективом, например, выхватывая силуэт раскоряженного дерева на фоне багрового пятна заката. Для широкоугольных съемок важен передний план — на озере это камень, камыш, коряга или рыбацкая лодка. Но это все штампы, которые всего лишь приближают фотографа к средней качественной фотографии.
Не забывайте, что фотограф-пейзажист — это не обязательно нелюдимый одинокий путешественник, который неделю сидит в пустыне и ждет, пока облака придут с океана и сложатся в причудливый узор. В каких-то случаях надо быть коммуникабельным, знакомиться с людьми, просить помощи — это поможет вам добраться до необходимой точки и сделать идеальный снимок.
Мой главный совет — если вы не выполняете коммерческий заказ, то фотографируйте так, как вам вздумается и как чувствуется. Слушайте себя, а не советчиков и экспериментируйте с выдержкой, диафрагмой, ракурсами, светофильтрами. Как говорил Ричард Бах про творчество: «Развлекайся. Не думай. И будь, что будет!».
Ваши снимки станут частью истории
Агентство по привлечению инвестиций Свердловской области приглашает фотографов-профессионалов и любителей вместе поработать над созданием фотобанка с уникальными кадрами региона.
Принимаются разные снимки: природные и городские пейзажи, сцены из жизни городов и работы предприятий, портреты. Читайте технические требования на сайте проекта.
На этом этапе сотрудничество некоммерческое. Однако для фотографов это отличный шанс заявить о себе для будущих заказов, и вставить в портфолио промо-материалы всероссийского и международного уровня.
Все авторские права будут соблюдены. С фотографами заключается договор.
материал подготовлен при поддержке